Конспект по развитию речи старшая группа "Составление описательного рассказа о зимующих птицах"
материал для подготовки к егэ (гиа) по развитию речи (старшая группа)

Веряскина Ольга Георгиевна

Совершенствовать грамматический строй речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи211.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Воспитатель: Веряскина О.Г.

.

Цель:

Обучающие задачи:

Расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);

Совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;

Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

Развивающие задачи:

Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

Продолжать развивать мышление, память, внимание;

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей, желание помочь, пожалеть.

Оборудование:  силуэтные картинки с изображением зимующих птиц, сюжетные картинки с изображением времен года, методическое оборудование «Дерево знаний», наборы разрезных карточек в конверте к игре «Целое – части», оранжевые птички по количеству детей, мнемосхема, мяч, тарелки, различный корм для птиц, аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

Предварительная работа: наблюдение за птицамирассматривание альбома «Птицы нашего края», беседы о зимующих и перелетных птицах, лепка на тему: «Птичушки на нашей кормушке», дидактические и подвижные игры.

Работа с родителями: подбор картинок , стихов о птицах.

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

(Звучит аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: - Скажите, чьи голоса вы услышали?

Дети: -Голоса птиц.

Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?

Дети: -Зимующие и перелетные

Воспитатель: -Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?

Дети: -Синица, воробей, сорока, ворона, голубь

Воспитатель: -Чем питаются зимующие птицы?

Дети: -Ягоды, крошки, семечки, несоленое сало.

Дидактическая игра «Какая птица улетела?»

Воспитатель: -Ребята, посадите своих птиц на наше дерево. Каких птичек вы видите на дереве? Птички хотят с вами поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.

Воспитатель:- Кого не стало?

Дети:- Синички.

Воспитатель:- Где сидела синичка?

Дети:- На ветке.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья)

Воспитатель: -Кого теперь не стало?

Дети: - Воробья.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение вороны)

Воспитатель: -Кого не стало?

Дети:- Вороны

Воспитатель: -Кого не стало?

(Воспитатель убирает плоскостное изображение голубя)

Дети: Голубя

Воспитатель: - Молодцы, ребята.

Дидактическая игра «Целое - части» (работа в парах)

Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Воспитатель: -Предлагаю разделиться на пары. Выберите конверт. Соберите картинку, а потом назовите части тела (голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза) и название птицы. Договоритесь, кто будет отвечать.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Молодцы, дети. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, вы отвечайте мне ласково:

голова – головушка; синица – синичка; крыло – крылышко; воробей – воробышек, клюв – клювик; хвост – хвостик; лапы - лапки

Воспитатель: -Отгадайте загадку:

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только их лечит (Дятел)

Воспитатель: -Правильно.

Чистоговорка

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)

Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)

(Все дети произносят спокойно, произносят только мальчики протяжно-медленно, произносят только девочки быстро)

Воспитатель: -

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

(На экране появляется иллюстрация дятла)

Рассказ воспитателя:

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва - Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему дятла называют лесным доктором?

Дети: - Помогают уничтожать насекомых.

Воспитатель: - Правильно, питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые -вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помочь зимой птичкам?

Дети: - Нужно птиц кормить.

Дидактическая игра «Кто что любит»

Воспитатель: -Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, дети кладут корм и поясняют какая птица что любит)

Дети: -Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.

Пшено и просо предпочитает воробей.

Ягоды рябины – снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое (несоленое) сало - синицы, дятлы.

Сырое мясо - синицы, вороны, дятлы, сороки.

Воспитатель: - А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее?

Дети: - Можно поставить кормушки.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Воспитатель: - Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я назову одну птицу, а вы называете, много птиц.

Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)

Ход игры: Воспитатель называет птиц в единственном числе, а ребенок, мячом, отвечает во множественном числе:

воробей – воробьи; синица – синицы; голубь – голуби; ласточка –ласточки;

щегол- щеглы; снегирь, снегири; дятел- дятлы; ворона – вороны;

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири-

(Опущенными руками

Показывают грудку руками

Хлопают себя по бокам)

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме:

-Кто это?

-Величина

-Строение.

-Чем покрыто?

-Какие звуки издает?

-Чем питается?

-Как передвигается?

-Где встречается?

-Перелетные или зимующие?

hello_html_73eb3746.jpg

Рефлексия.

Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

- Почему дятлов надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?

Воспитатель: - Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее). Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием плана-схемы описания птиц

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного воспр...

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

* расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единств...

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе "Составление описательных рассказов о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицы"

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих  птицах с опорой на мнемотаблицу»  Цель. Формировать умение составлять опис...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...