Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картинке «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кутловская Наталья Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: составление описательного рассказа по картинке «Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе.

 Составление описательного рассказа по картинке «Осень»

Описание:

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе: составление описательного рассказа по картинке «Осень»

  Цель:

уточнить и расширить знания детей об осени.

Задачи:

1.Образовательные:

• активизировать и развивать словарь детей по теме «Осень»;

• совершенствовать у детей грамматический строй речи;

2. Развивающие:

закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

упражнять в образовании

падежных окончаний имен существительных;

3. Воспитательные:

• продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

• воспитывать у детей интерес к изменениям в природе.

 

Оборудование: проекторпрезентация «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов, карандаши

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение:

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.                (Осень)

 - О каком времени года говорится в этом стихотворении. (В этом стихотворении говорится об осени)

Правильно, дети. Какие приметы осени вы знаете?

Листья желтеют, опадают, идет дождь, дует ветер, люди стали одеваться теплее, птицы улетают на юг (Ответы детей).

2. Объявление темы.

- Сегодня мы отправляемся в гости к Королеве Осени, которая приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

Вводная беседа. На экране презентация.

Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три,                             Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять,             Левая - с мизинца, правая - с большого.

Вышел дождик погулять.             Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке,   «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:            Ударяют то ладонями, то кулачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:             Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел.                             Ритмичные хлопки по коленям.

Газон засох.

Презентация («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Психо-речевая гимнастика.

Воспитатель читает стихотворение, дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад)

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы осень спросим –

Что в подарок принесла?

- Дети! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете. 

- Игра «Какой, какая, какое, какие»

- Ветер осенью какой? (Сильный, холодный, пронизывающий, северный)

- Небо осенью какое? (Хмурое, дождливое, низкое, серое, темное, пасмурное).

- Погода осенью какая? (Холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, унылая)

- Лисья на деревьях осенью какие? (Желтые, красные, разноцветные, яркие, золотые, шуршащие, красивые)

У Королевы Осени из рассказа пропали слова. Давайте поможем ей и договорим нужные слова.

Отработка падежных окончаний.

Мы очень ждали… (осень).

Долго не было … (осени).

Мы так рады золотой …(осени).

Мы одеваемся тепло …(осенью).

Мы поем песни об … (осени).

Мы любим… (осень).

Молодцы! Вы нашли для Королевы пропавшие слова.

Королева Осень очень любит свои разноцветные листья, давайте превратимся в осенние листочки и подвигаемся.

Физкультминутка: «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.                (Дети встают в круг, руки над головой в  

кольцо.)

Дунул ветер – полетели.        (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели,                (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели,                (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил                (Покружились.)

И на землю опустил.                (Присели.)

- Ребята! Королева Осень хоть и бывает иногда строгой, но очень любит ласковые слова. Давайте покажем ей, сколько ласковых слов мы знаем.

Игра с мячом «Назови ласково». Дети встают в круг, а логопед бросает мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч в ответ и называет это слово ласково.

(туча, облако, ветерок, листок, дождик, грибок).

3. Итог занятия. Рефлексия

- В чьем царстве мы побывали?

- Какая она, Королева Осень?

- Что вам нравится осенью?

Королева Осень прислала вам подарки. (В корзине яблоки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...

Конспект по развитию речи для младшей группы "Составление детьми описательного рассказа по игрушке"

Учим детей составлять описательный рассказ об игрушке, пользоваться словами, обозначающие внешний вид и способ передвижения. Закрепить произношение слов со звуком"К".. Воспитывать бережное о...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе " Составление описательного рассказа на тему " Осень"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группеВоспитатель : Зигинова Е.А ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на картинки....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...