занятие по развитию речи в старшей группе "Составление описательных рассказов о диких животных по наглядному плану."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Меркулова Оксана Аркадьевна

Составление описательных рассказов с детьми старшей группы про диких животных по наглядному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_20.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Задачи:                                                                                     Учить детей составлять небольшой рассказ – описание о каком-либо диком животном, опираясь на наглядный план-схему; формировать умение говорить полными предложениями; закреплять представления о диких животных, их внешних особенностях, где живут, чем питаются.                                          

Развивать память, внимание, мышление, связную речь, упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Воспитывать умение слушать других сверстников и анализировать их ответы.    

 Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, план - схема для описания животного, волшебный мешочек с маленькими картинками диких животных, мячик.                    

Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о диких животных. Загадывание загадок о животных. Беседа о животных наших лесов,  раскрашивание детьми книжек – раскрасок с дикими животными.

Словарная работа: хищники, травоядные.

Методы и приемы:

Словесный: художественное слово, вопросы, объяснение, указания, оценка рассказа, пример ответа товарища.

Наглядный: иллюстрации, картинки, письмо от Незнайки, план – схема для составления рассказа.

Практический: составление описательных рассказов.

Игровой: игровая ситуация, дидактические игры

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Готовы меня слушать? Давайте помассируем  ушки, чтобы вы меня хорошо слушали и слышали.

Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. Послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте ребята! Недавно я нашел книжку, а в ней картинки каких - то животных, животные мне очень понравились, но какие это животные, как называются, где живут и чем питаются, я не знаю. А очень хотелось бы узнать. Я знаю, что вы умные ребята и уже много чего знаете. Помогите мне пожалуйста, составьте рассказы об этих животных и пришлите их мне. Я буду очень вам благодарен, с нетерпением жду ваших рассказов.

С уважением, ваш Незнайка»

Воспитатель: Ребята, поможем  Незнайке? (вынимает из письма картинки животных) Он и картинки этих животных нам прислал, посмотрите, что это за животные? Как сказать, одним словом?

Дети отвечают: это дикие животные.

А  почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу и умеют строить себе жилища.

А сейчас что бы вы красиво и правильно говорили, давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика : Звери

Еж, медведь, барсук, енот (правая рука - поочередно все пальцы здороваются с большим, начиная с указательного)

Спят зимою каждый год (тоже действие пальцев, начиная с мизинца)

Волка, зайца, рысь, лису (действия левой рукой)

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: а теперь, ребята, угадайте, какой зверь спрятался за таким описанием.

Игра: «Угадай по описанию»

1.Огромный,косолапый,с густой бурой шерстью…(медведь)

2.пушистый хвостик, на ушках кисточки, ловко скачет по деревьям…(белка)

3.маленький, пушистый, длинноухий, шерстка зимой белая, летом серая…(заяц)

4. хищный, серый, голодный, зубастый….(волк)

5.рыжый мех, белая грудка, хитрые глазки, острые зубки…(лиса)

6.сильный, высокий, с вытянутой мордой и мощными рогами…(лось)

7. маленький, глазки бусинки, серые иголки…(еж)

8.шерсть короткая, жесткая, вместо носа пятачок, ниже торчат клыки…(кабан)

Воспитатель: дети, сейчас вы превратитесь в животных, а я вас буду останавливать  и спрашивать где вы живете?

Дидактическая игра: «где живешь?»

- Скачут зайки по полянке (дети изображают заек)

- Стоп. (воспитатель останавливает детей и обращается к одному из детей) Где живешь зайка?

…..(полным ответом) Я живу под кустом.

Тоже самое с другими животными(белкой, лисой, ежом, медведем, волком).

Игра « Кто чем питается?»

Воспитатель: Чем питается волк? Чем питается лиса?

Дети отвечают.

Воспитатель: если животное питается только другими животными, какие это животные?

Дети: Хищные.

Воспитатель: чем питается белка? Лось? Заяц?

Дети отвечают.

Воспитатель: если животные едят только растительную пищу: цветочки, ягоды, траву, какие это животные?

Дети: травоядные.

Воспитатель: Ребята, вы не забыли о чем нас просил Незнайка? Сейчас мы с вами будем составлять рассказ о животном по картинке. В этом нам поможет план-схема. Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (воспитатель указывает картинки схемы) – это название животного;

Вторая картинка – какое это животное? (дикое или домашнее)

Третья картинка – внешние признаки: цвет  шерсти, какие уши, какой хвост?

Четвертая картинка - где живет?

Пятая картинка – что ест?

Сейчас вы будете выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать.

Рассказы детей (2-3 ребенка). Воспитатель дает свою оценку после каждого рассказа.

Физкультминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по порядку:

Весело шагать, (ходьба с маршированием)

Руки поднимать, (руки вверх)

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз)

Прыгать и скакать. (10 прыжков)

Далее еще 2-3 ребенка составляют рассказы. Педагог дает мотивированную оценку детских рассказов, если ребенок затрудняется, воспитатель дает словесный образец.

Дидактическая игра «Назови чей, чья, чьи?»

 Игра проводится с мячом.

- У медведя хвост чей? – медвежий

- У кабана голова чья? – кабанья

- У зайца лапы чьи? – заячьи

- У лисы хвост чей? – лисий

- У ежа иголки чьи? – ежиные

- У волка голова чья? – волчья

- У белки нос чей? – беличий

- У лося рога чьи? – лосиные.

Итог занятия: что мы с вами сегодня учились делать?

Понравилось вам составлять рассказы? Чей рассказ вам больше всего понравился? Мне тоже понравились ваши рассказы.  Я записала все ваши рассказы и обязательно отправлю Незнайке в письме.

 Я думаю, что Незнайка будет рад вашим рассказам и много интересного узнает о животных из ваших рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Ежи»...