Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.
план-конспект занятия (старшая группа)
Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»
Конева Ирина Геннадьевна
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе
Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.
Цель: Создание условий для развития связной речи детей.
Задачи: учить детей связно пересказывать сказку по мнемотаблице, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать связную речь, слуховое внимание, зрительную память, мышление; пополнять и активизировать словарь детей; воспитывать интерес и развивать творческие способности через театрализованную деятельность; формировать у детей интерес к художественному слову; воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц родного края, беседа об их жизни в природе. Просмотр презентации «Зима снежная пришла». Заучивание стихов и загадок по теме. Прослушивание музыкальных произведений П.И Чайковского из цикла «Времена года».
Оборудование: мнемотаблица для составления пересказа, иллюстрации к сказке.
Ход НОД
I. Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро, ребята мы с вами сейчас закроем глаза, а когда откроем, то попадем в одно удивительное место. Согласны? Итак, закрывайте глаза, а теперь открывайте? (Звучит спокойная музыка, на доске появляются фотографии «Осень в нашем лесу» и «Зима в родном краю») Ребята, посмотрите, перед вами фотографии (осень и зима) Вы узнаете эти места? Они вам знакомы? (Дети рассматривают иллюстрации).
Воспитатель: Посмотрите как красиво вокруг!
Зимушка – зима, много снега принесла.
Снег в воздухе кружится, на землю тихо падает, ложится. (Дети делятся своими впечатлениями)
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. (Т. Зайцева)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чем говорится в этом стихотворении? (о наступившей зиме, о птицах)
А про каких именно птиц идет речь? (О перелетных - они улетели в теплые края и про зимующих птиц)
Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Назовите каких- нибудь зимующих птиц, которые встречаются в наших северных лесах (Сова, куропатка, глухарь, сорока, воробей, синичка, снегирь, дятел, орел …) (Дети по очереди называют птиц)
Молодцы, ребята, вы столько птиц назвали!
(Показ слайдов с изображение птиц Ямала)
Воспитатель: А, теперь ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Легко или тяжело приходится птицам зимой на Севере?» (Ответы детей)
Все верно вы сказали – птицам зимой очень нелегко приходится: и холодно и голодно им. И не только птицам, но и всем другим лесным обитателям.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одной новой сказкой. Сказка называется «Щедрый дятел». Садитесь поудобнее и внимательно прослушайте сказку. Эту сказку мы сегодня будем пересказывать друг другу.
2. Чтение сказки с последующим обсуждением.
«Щедрый дятел»
Случилась в лесу суровая снежная зима. Тем зверям, которые запасы на зиму делаю, снег и морозы нипочём, а птицам как быть?
И мудрый ворон не знает, где еду добывать, и проворная синичка, и смышлёный воробушек. Даже болтунья- сорока замолчала, призадумалась.
Вдруг слышат птицы – барабанная дробь: тра-та-та, тра-та-та. Это дятел-труженик с утра пораньше затеял дерево лечить, личинок и жучков разных из-под коры вытаскивать.
- Летите сюда! – зовет дятел. – Я на всех еды добуду!
Обрадовались птицы, повеселели, принялись дятла хвалить. Только лесной барабанщик их не слышал – работа у него шумная.
(Беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Чем?
2) Работа над сказкой. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: Что случилось однажды в лесу?
Воспитатель: О чем задумались птицы?
Воспитатель: Что услышали птицы в лесу?
Воспитатель: Кто трудился в лесу с утра пораньше?
Воспитатель: Кого позвал к себе дятел? Что он им крикнул?
Воспитатель: Обрадовались ли птицы приглашению дятла? Хвалили ли его птицы за его приглашение, за его доброту и щедрость?
Воспитатель: Почему дятел не слышал, как птицы хвалили и благодарили его?
3. Составление плана для пересказа
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке, а также придумать название к каждой картинке.
Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
(Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке)
1. Пришла морозная зима.
2. Птицы задумались.
3. Дятел - труженик.
4. Неожиданная помощь и радость.
5. Лесной барабанщик.
4. Лексико-грамматическое упражнение к тексту
Игра с мячом «Скажи ласково»
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. Игра называется «Назови ласково».
(Зима-зимушка, мороз – морозец, лед – ледок, лес-лесочек, снег-снежок, жук-жучок, скорлупа-скорлупка, орех-орешек, сугроб - сугробик, дерево-деревце…)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь присаживайтесь на свои стульчики!
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.
6. Пересказ сказки по мнемотаблице.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам представить себя актером в детском театре и попробовать выступить перед маленькими зрителями: интересно пересказать сказку, а подсказкой для пересказа вам будет эта таблица. Ну, а мы будем зрителями в зале и будем внимательно слушать выступающего. Вы согласны, ребята?
Дети по очереди пересказывают сказку, а затем обсуждаем кто интереснее всех рассказал сказку.
III. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? (Ответы детей)
Задание воспитателя
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по карточке мнемотаблицы. Я приготовила вам подарок: раскраски по новой сказке. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки «Заяц и ёж» (Бр. Гримм).
Программное содержание: 1. помочь детям запомнить сюжет из сказки «Заяц и ёж», 2. продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; 3. учить выразительно, передавать диалоги персонажей; 4. восп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188626-1359185487.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859259-1480518851.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-182522-1588102278.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1310279-1643133815.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовател...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503484-1413886591.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам....