Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Алёна Михайловна

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (навыки связанностиразвернутости, непрерывности высказывания) ;

 - Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать память, внимание, общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать доброту, отзывчивость;

 - формировать правильное отношение к объектам природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

Тема: «Осень».

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (навыки связанностиразвернутости, непрерывности высказывания) ;

 - Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать память, внимание, общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать доброту, отзывчивость;

 - формировать правильное отношение к объектам природы.

   Демонстрационный материал: 6 карточек - схем на тему «Осень» (солнце, небо, деревья, птицы и животные, урожай овощей и фруктов), венок из осенних листьев.

Раздаточный материал: раскраска осеннего букета.

Ход ООД

I. Организационный момент.

Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я …? (Осень.)

Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я?

 - А почему вы так думаете? (Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев)

 - Что вы знаете об осени как о времени года? (Осенью солнце светит ярко, но не греет. Листья с деревьев падают на землю. Часто идут дожди, становится холодно. Птицы улетают на юг.)

 - Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

II. Основная часть.

1. Составление предложений по схемам

 -  Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листочек-сюрприз. (На коврографе логопед выставляет схему «солнца».)

  - О чем мы будем составлять предложение? ( О солнце)

 - Какое бывает солнце? (Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое)

 -  А как солнце светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.)

 - А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба».) (О небе)

 - Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое).

 -  Кто объяснит значение сочетания слов пасмурное небо? (Серое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.)

 - Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени? (На коврографе помещает схему «дерева».)

(Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми)

 - Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? (Разноцветные, разные, красивые)

Логопед просит повторить детей слово разноцветные хором и индивидуально.

 - Назовите одним словом осеннее явление пироды, когда падают листья. (Листопад)

 - Как вы понимаете слово листопад?

 - Какими деревья становятся к концу осени? (К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми.)

 - А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях. (Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.)

 2. Проведение динамической паузы.

Тихо звучит музыка.

 -  Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем.

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И шуршат, шуршат, шуршат.

Ветерок - дружок крылатый,

Дождь принес, и он закапал.

Капли по земле стучат,

Поиграть они хотят.

Ветер шутку не стерпел,

Зашипел и засвистел.

Ветер листья поднимает

И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой-

Отправляемся домой.

 - Как вы понимаете выражение «листья сыплются дождем»? (С деревьев падает много листьев. Листья летят и летят)

 -  Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой (Выставляется схема «птицы».) О ком будем говорить?

О птицах.

 - Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами)

 - Что делают животные осенью? (Помещается условное обозначение «животные».)

 - Животные готовятся к зиме.

 - Как они готовятся? (Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.)

 - Чем занимаются люди осенью? (ответы детей) (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов). Выставляется условное обозначение урожая овощей и фруктов

3. Составление описательного рассказа по схемам.

 - Внимательно посмотрите на схемы и послушайте какой рассказ об осени получился у меня благодаря нашим помощникам-листочкам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

 - А теперь мне хотелось бы услышать ваши рассказы об осени, вам будут помогать наши листики-помощники.

Дети составляют рассказ-описание по схемам

III. Итог ООД .

 -  Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?

 - Наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Я хочу подарить вам осенние букеты. Вы дома расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Овощи»

- обучать детей приемам правильного речевого поведения;- продолжать знакомить с овощами, их внешним видом, вкусовыми качествами, способами сбора осенью;- расширять пассивный и активный словарь, в...

Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе

Обучение детей рассказыванию сказок способом моделирования....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...