Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (навыки связанности, развернутости, непрерывности высказывания) ;
- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать память, внимание, общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость;
- формировать правильное отношение к объектам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: «Осень».
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (навыки связанности, развернутости, непрерывности высказывания) ;
- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать память, внимание, общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость;
- формировать правильное отношение к объектам природы.
Демонстрационный материал: 6 карточек - схем на тему «Осень» (солнце, небо, деревья, птицы и животные, урожай овощей и фруктов), венок из осенних листьев.
Раздаточный материал: раскраска осеннего букета.
Ход ООД
I. Организационный момент.
Послушайте внимательно загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я …? (Осень.)
Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я?
- А почему вы так думаете? (Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев)
- Что вы знаете об осени как о времени года? (Осенью солнце светит ярко, но не греет. Листья с деревьев падают на землю. Часто идут дожди, становится холодно. Птицы улетают на юг.)
- Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.
II. Основная часть.
1. Составление предложений по схемам
- Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листочек-сюрприз. (На коврографе логопед выставляет схему «солнца».)
- О чем мы будем составлять предложение? ( О солнце)
- Какое бывает солнце? (Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое)
- А как солнце светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.)
- А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба».) (О небе)
- Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое).
- Кто объяснит значение сочетания слов пасмурное небо? (Серое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.)
- Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени? (На коврографе помещает схему «дерева».)
(Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми)
- Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? (Разноцветные, разные, красивые)
Логопед просит повторить детей слово разноцветные хором и индивидуально.
- Назовите одним словом осеннее явление пироды, когда падают листья. (Листопад)
- Как вы понимаете слово листопад?
- Какими деревья становятся к концу осени? (К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми.)
- А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях. (Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.)
2. Проведение динамической паузы.
Тихо звучит музыка.
- Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.
Осень, мы гулять идем.
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И шуршат, шуршат, шуршат.
Ветерок - дружок крылатый,
Дождь принес, и он закапал.
Капли по земле стучат,
Поиграть они хотят.
Ветер шутку не стерпел,
Зашипел и засвистел.
Ветер листья поднимает
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас долой-
Отправляемся домой.
- Как вы понимаете выражение «листья сыплются дождем»? (С деревьев падает много листьев. Листья летят и летят)
- Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой (Выставляется схема «птицы».) О ком будем говорить?
О птицах.
- Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами)
- Что делают животные осенью? (Помещается условное обозначение «животные».)
- Животные готовятся к зиме.
- Как они готовятся? (Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.)
- Чем занимаются люди осенью? (ответы детей) (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов). Выставляется условное обозначение урожая овощей и фруктов
3. Составление описательного рассказа по схемам.
- Внимательно посмотрите на схемы и послушайте какой рассказ об осени получился у меня благодаря нашим помощникам-листочкам.
Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.
- А теперь мне хотелось бы услышать ваши рассказы об осени, вам будут помогать наши листики-помощники.
Дети составляют рассказ-описание по схемам
III. Итог ООД .
- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?
- Наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Я хочу подарить вам осенние букеты. Вы дома расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»
Программные задачи: Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)
Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).
Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Овощи»
- обучать детей приемам правильного речевого поведения;- продолжать знакомить с овощами, их внешним видом, вкусовыми качествами, способами сбора осенью;- расширять пассивный и активный словарь, в...
Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе
Обучение детей рассказыванию сказок способом моделирования....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...