Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

Образовательные задачи:

- учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ;

- закреплять навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины, отдельных самостоятельных эпизодов);

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевой слух;

- развивать личностные качества: активность, любознательность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Интеграция: речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа - диалог, коллективный рассказ, речевой образец.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме,

зимних развлечениях, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке за зимней природой, играми детей.

Материал: мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия, мяч, картинки – раскраски «Зимние забавы»

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какое чудесное утро сегодня, сколько к нам пришло гостей. Давайте, дружно их поприветствуем (Здравствуйте).

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень.

Шлем привет мы всем гостям

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию. Но чтобы узнать, куда мы идем, вам необходимо отгадать загадку. Итак, внимание:

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и картина...

Называется…(Картина).

Воспитатель: Молодцы! А, где можно увидеть много разных картин?

Дети: В картинной галерее.

Слайд 1.

Воспитатель:

Мы действительно с вами отправимся в художественную галерею, где собраны работы большого количества художников. Чтобы попасть в картинную галерею, я предлагаю поиграть в словесную игру. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег – (снежок)                         Сосулька – сосулечка

Мороз – (морозец)                     Дерево -  деревце

Ветер – (ветерок)                       Горка – (горочка)

Лед – (ледок)                             Холод – (холодок)

Санки – (саночки)                     Зима – (зимушка)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, явления и предметы какого времени года мы с вами вспомнили в ходе игры? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и зимних развлечениях, приглашаю вас посетить выставочный зал.

Слайд 2.

Рассаживайтесь на свои места, не забывайте быть вежливыми и внимательными друг к другу, мальчики пропускают вперед девочек (дети рассаживаются на стульчики).

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько картин о зиме.

Слайд 3 – 7

Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции картин разных художников. Какое время года на них изображено? Почему вы так думаете?

Дети: - На картинах изображена зима, потому что снег идет. Снег лежит  на земле, на деревьях.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно сказали, на всех картинах изображена зима. Ребята, а я хочу послушать, что вы знаете о зиме. (Проводится игра «Какой? Какая?»).

Я сейчас буду называть слова, а вы должны будете называть признаки предметов или явлений.

- Зима (какая?) (Холодная, морозная, веселая, долгая, снежная, лютая…).

- Снег (какой?) (Белый, пушистый, чистый, сверкающий, серебристый…).

- Мороз (какой?) (Злой, сильный, крепкий, трескучий, слабый…).

- Сосулька (какая?) (Длинная, ледяная, прозрачная, холодная…).

Если на улице идет снег, то погода какая? (снежная, морозная, ветреная…).

Воспитатель: Молодцы, ребята, много разных слов вы вспомнили и назвали. Кто из вас любит зиму? Что вы любите делать зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т.д.

Воспитатель: Правильно! Если  в них , значит они какие?

Дети: Зимние.

Воспитатель: А, давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети. Вы знаете, что в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом? (Да). Ребята, вы знаете, экскурсоводу приходится очень много и долго говорить и отвечать на разные вопросы. Чтобы речь экскурсовода была для окружающих четкой и понятной, надо размять язычок.

Я знаю чудесную зимнюю чистоговорку, попробуйте ее повторить.

Ма – ма – ма – к нам пришла опять зима.

Ать – ать – ать – будем зиму мы встречать.

Ме – ме – ме – очень рады мы зиме.

Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку.

Основная часть.

(Рассматривание картины на экране и беседа по ней).

Слайд 8.

Воспитатель: А вот и картина, рассмотрите ее.

Холодно, морозно, нынче во дворе.

Так всегда бывает зимою в декабре.

Что же детям делать, как же им гулять?

Просто надо в игры зимние играть!

Воспитатель: Ребята, перед вами картина, которая называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему она так называется? Что означает слово «забава»? Как, по вашему мнению, можно было ее назвать по-другому?

( «Зимние развлечения», «Пришла Зима»…). Объясните свой вариант.

Беседа по картине.

Воспитатель:

  1. Кого вы видите на картине?
  2. Куда вышли дети?
  3. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
  4. Какие деревья вы видите на картине?
  5. Что делают дети на прогулке?
  6. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
  7. Кого вы видите слева?
  8. Кого вы видите справа?
  9. Кого вы видите на заднем плане, сзади девочек?
  10.  Какой снеговик?
  11.  Ребята, а еще за деревьями, виднеется какое-то здание. Мне кажется

- это детский сад. Вы согласны со мной? Какого оно цвета?

  1.  Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Воспитатель: Долго играли ребята, пока не замерзли. Усталые и довольные они ушли домой отдыхать и греться. И нам пора отдохнуть.

Физкультминутка

Мы немножко все устали,

Возле стульев дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И на место дружно сели.

Зрительная гимнастика

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

(Коллективное составление рассказа по картине «Зимние забавы»).

Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули, а сейчас послушайте рассказ, который я придумала по картине «Зимние забавы».

Зимние забавы.

На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. В теплый, зимний день дети вышли на прогулку. Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку, она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый: на голове у него ведро, нос сделан из морковки, глазки из пуговок, вместо рук веточка дерева. Сзади детей  ребята тоже постарались, слепили снеговика. Замечательные получились снеговики.

Всем нашлось дело по - душе. Дети на картине веселые, у них хорошее настроение. Им нравится гулять и лепить снеговиков. Они любят зиму за чудесные развлечения. Картина вызывает радостное настроение и дарит приятные эмоции.

Воспитатель: А теперь вы, ребята, попробуйте придумать и рассказать свой рассказ. Чтобы рассказ получился интересным, надо рассказывать все

 по - порядку.

  1. Для начала придумайте название своему рассказу.
  2. Затем расскажите о том, какое время года изображено на картине, какой выдался день.
  3. Расскажите о детях, что они делают на прогулке, какое у них настроение.
  4. Закончите рассказ тем, какое настроение у вас вызывает картина от ее просмотра.

Воспитатель слушает рассказ 4-5 детей, помогает, если возникли трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложением.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина, которую написал художник? Мне тоже очень понравилось эта картина и то, какие интересные рассказы вы придумали. Вы были настоящими экскурсоводами, у вас получились яркие и содержательные рассказы о картине, их было очень интересно слушать. К сожалению, художественная галерея закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад.

Много нам забав веселых

Дарит матушка-зима:

Мы катаемся на санках,

Лепим мы снеговика,

И в хоккей играем дружно,

И на лыжах с гор летим,

Но пора нам в детский садик,

Мы туда сейчас спешим!

Слайд 9.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? Что мы увидели? Чему научились? О каком времени года мы с вами говорили? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы сегодня вспомнили, какое веселое время года зима. Как много игр и забав она для нас приготовила. Я хочу вам тоже сделать небольшой подарок -  подарить картинки-раскраски «Зимние развлечения».  С помощью разноцветных красок вы сумеете сделать их яркими и красочными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....

Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...

Презентация к занятию по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»

Из - за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использовани...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...