Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пронина Марина Ивановна

Предлагается последовательность работы по формированию простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Большое внимание отводится развитию понимания ребёнком вопросов: кто? что? чем?, умению грамматически правильно строить предложения со словами чтобы, потому что, сначала и потом и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_predlozheniem.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР

Пронина М.И.
учитель-логопед ГБОУ д.с. №583

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Рациональное и максимально эффективное построение коррекционно-обучающего воздействия невозможно без знания естественного хода становления речи в норме, так как специально направленное формирование нарушенной функции может строиться только с учётом закономерностей её нормального развития.

Система логопедического воздействия опирается на закономерности и поступательный характер усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. В основу формирования устной речи положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

А.Н.Гвоздев писал, что «…предложение является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории в их внешнем морфологическом выражении. Развитие предложения у ребёнка и состоит во всё большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».

Целью моего сообщения является привлечение внимания логопедов к работе по обучению детей пониманию вопросов к каждому члену предложения и более полному и осмысленному пониманию самого предложения в зависимости от его типа, что поможет им в дальнейшем строить логические умозаключения. Это  решение пропедевтических задач школьного обучения будет способствовать пониманию и реализации в собственной речи союзных конструкций.  Образно говоря, мы даём детям как бы «набор фигур конструктора», из которого можно построить любое здание речевого высказывания, прививаем детям чувство языка.                              

Не буду подробно останавливаться на работе по формированию лексико-грамматических представлений, т.к. эта работа ведётся параллельно с работой над предложением.

 Основной контингент логопедических групп это дети 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи; они  уже овладели элементарной разговорно-бытовой речью, т.е. их речь уже приобрела коммуникативную функцию. Теперь наша задача - привлечь внимание детей к речи как средству полноценного общения, показать богатство языковых выражений.

1. Начинается работа с усвоения 3-словного предложения. Работу над простым предложением начинаем с понимания ребёнком вопросных форм одушевленности и неодушевленности (Вопрос: Кто? Что?) и обучению самостоятельно задавать эти вопросы. Многие авторы ссылаются на значимость этой работы. Я уточняю с детьми понятия «живое – неживое», объясняю им, как надо спрашивать о «живом» и «неживом». Даю образец вопросной формы, провожу игру на понимание этих вопросных конструкций, прошу ребёнка спрашивать КТО это? ЧТО это? при демонстрации картинок. Дети раскладывают картинки на 2 части, «живое» - к оранжевому прямоугольнику, «неживое» - к синему. СЛАЙД 2.    Учу составлять схему предложения из цветных прямоугольников. Цветовое обозначение облегчает детям усвоение этих значений. Я использую два цвета: для «живого» - карточки оранжевого (тёплого, солнечного, живого) цвета, а «неживого» - синего (холодного, спокойного). СЛАЙД 3.  Для обозначения слова-действия используется карточка с изображением раскрытой руки.
(Случай из практики: – Ребята, представьте себе, что вам звонят в дверь. Вы подходите к двери и спрашиваете… Какой вопрос вы задаёте? Правильно. А почему «Кто там?», а не «Что там?». Вопрос вызывает затруднение у детей, они не могут аргументировано на него ответить. Путём вопросов выясняем, что «неживое» звонить  не может. Я прошу детей узнать у меня о содержимом книжного шкафа, они уверенно и осознанно спрашивают «Что там?»
Дидактические игры к этому виду работы: Игра с картинками «Кто в зоопарке, лесу, комнате, группе, квартире? Что в зоопарке, лесу, комнате и т.д.?» - устно отвечаем на вопросы – Кто в лесу? – Что  в лесу? – Кто в комнате? – Что в комнате? Кто в зоопарке? – Что в зоопарке?;  а на улице – игра с мячом «Живое-неживое». СЛАЙД 4, 5, 6, 7.

 2.Непременным условием при обучении детей составлению  предложений является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Мы направляем вопросами порядок слов в предложении. Неоднократное повторение однотипных вопросов облегчает ребёнку усвоение каждого конкретного падежа.

Чем больше ребёнок составит предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам и развернуто ответит на вопросы по ним, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и скорее продвинется в своём речевом развитии.

3.Один из видов работы с простым предложением – работа с инверсионными конструкциями. От умения ребёнка задать вопрос КТО? от слова-действия и выделить главное слово в предложении зависит понимание всего предложения. СЛАЙД  8, 9, 10, 11.

 - Покажи картинку, о которой я сказала.- Повтори предложение.  - Так бывает? Можно предложить ребёнку ответить предложением с отрицательной частицей «не»: Мышка не ловит кошку. Лошадь не причёсывает мальчика и др.

4.Работу над предложением из 4-х слов лучше начинать по следующей модели предложения: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (вин.п. ед. ч. + дат.п. ед.ч.).Вопрос КОМУ?
Рассматриваю с детьми картинки, составляю предложения: Лена дарит букет Кате. Катя дарит букет Лене. СЛАЙД 12. Оля читает рассказ брату. СЛАЙД 13. Толя кидает палку собаке. СЛАЙД 14. Составляем схему такого предложения. В схеме возможны замены прямоугольника на различные картинки, каждое предложение получает новое дополнение: Лена дарит букет подруге. Оля читает рассказ другу. Прошу заменить «слово» в схеме предложения или кладу  картинку вместо прямоугольника и спрашиваю: - Кому еще Лена может подарить букет? – Лена дарит букет учителю. – Кому еще Оля может читать рассказ? – Оля читает рассказ маме.

Можно рассмотреть подробнее предложения о Лене и Кате. Спросить у детей:  одинаковые ли по содержанию эти предложения? что изменяется в них?  Назови главное лицо в каждом предложении, покажи того,  кто дарит цветы? Кто получает цветы?

К каждому предложению задаём вопрос для выяснения лица, в интересах которого совершается действие:

- Кому Лена дарит букет?  - Кому Оля читает рассказ? – Кому Толя кидает палку?

Ребенок обязательно должен проговорить всё предложение. Предлагаем ребёнку самому составить схему предложения (по демонстрации действия и по картинке), проконтролировать количество слов по схеме, правильно расставить цветные прямоугольники в схеме предложения.

5.Следующая модель предложения из 4-х слов: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола падежа (вин.п. ед. ч. + твор.п. ед.ч.с окончаниями –ом, -ой в значении орудийности действия). Вопрос ЧЕМ?

Предлагаю детям ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению. Вначале используем слова с продуктивным окончанием - ом:

- Чем папа подметает пол? – Веником. СЛАЙД 15.

- Чем Тома гладит бельё? – Утюгом. СЛАЙД 16.

Затем с окончанием – ой, (пилой, метлой, расчёской) СЛАЙД 17, 18, 19.

              6.Распространение предложения – важная часть работы. Учим детей подбирать слова-определения к существительным (при этом следим за лексико-грамматическим оформлением).

Дидактические игры: «Подбери больше красивых слов», «Добавь нужное слово» и др. Большая часть этой работы делается при формировании лексико-грамматических представлений. Отработанные словосочетания включаются в предложения. Обращаем внимание детей на то, что слово, к  которому подбираются слова-признаки, стоит в конце предложения. (Мальчик ест сладкую, спелую, сочную грушу).

При выполнении данных упражнений хорошо использовать следующий приём: - Послушай, все ли правильно я сказала?  Девочка нарисовала зелёного зубастого цыплёнка. Папа подарил сыну бумажный сверкающий мяч. Грамматически правильно построенное предложение включает в себя необычные, нереальные слова-признаки, которые ребёнок  должен заметить и заменить на реальные в своём предложении. Этот приём привлекает внимание ребёнка именно к словам-признакам. – Какого цыплёнка нарисовала девочка? Бывают ли такие цыплята? – Какого цыплёнка нарисует девочка? – Какой мяч подарил сыну папа? – Какой мяч получит в подарок сын?

Предлагаем для развития речевого внимания и установления связи слов в предложении предложения следующего типа:

- Красный мак сорвал Олю. – Небо нарисовало синюю Машу. – Ясное небо блестит на звёздочках. – Тёплая земля согрела солнышко.

7.Также в словосочетаниях, а потом и в предложениях отрабатываются конструкции глагол + наречие. Вопрос КАК?

Мы учим детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: - Кто это? – Что он(она) делает? – Как он (она) это делает?

Образец: Лодка плывёт как? – Медленно. – Как еще может плыть лодка? – Быстро. Нина поёт как? – Громко. – Как еще может петь Нина? – Тихо.

Сравнительные степени прилагательных лучше усваиваются в предложении  со словом «чем», например: Лодка плывёт медленнее, чем корабль. Самолёт летит быстрее, чем птица. 

8.Продолжаем работу над расширением предложения и включаем в него  однородные члены (и подлежащие, и дополнения, и сказуемые).  Эту работу можно связать с формированием обобщающих понятий. Например: при изучении темы «Овощи» мы неоднократно называем ряд слов в одном и том же падеже (Мы вырастили много овощей:  морковь и свёклу, лук, картофель и капусту. Мы варим борщ из моркови, свёклы, лука, картофеля и капусты. Капуста и морковь растут на грядке), все эти слова в схеме предложения обозначаются синим прямоугольником. Акцентируем внимание детей на союзе И, который соединяет  слова в единое понятие – «овощи с грядки, для борща». Составляем предложения со словами-действиями, соединенными союзом И,  разъясняем детям, что здесь слово И соединяет действия главного лица (например: Дети сажали, поливали и пропалывали растения).  предварительно  даем образец построения такого предложения: Маша и Оля копали лопатками снег. СЛАЙД 20. Гитарист играл и  пел свою песню. СЛАЙД 21. Дети строят из кубиков башню и арку. СЛАЙД 22. В помощь даются картинки, по которым можно составить такие предложения. СЛАЙД  23, 24, 25, 26.

Могу отметить, что придумывание детьми предложений без предлога, где подлежащее неодушевленное (кроме видов транспорта) вызывает у них трудности, так как они не видят производимого действия. Например: Книга лежит. Ваза стоит.  Мы помогаем детям понять, что на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? книга, ваза, стол и т.д. отвечаем словами «лежит, стоит». Это тоже действие, но его не видно.          

9.После обучения детей составлению простых предложений с однородными членами переходим к составления различного вида сложных предложений.

 Сначала учимся составлять сложносочиненные предложения с
противительным союзом
А. (Желательно обращать внимание детей на особое значение маленьких слов А, У, НО, т.к. они указывают на разность действий, признаков и смысла совершаемого действия).

Работу можно проводить и по демонстрации действия и по набору картинок. Составляем простые предложения и сравниваем их. СЛАЙД  27.

- Одинаковые ли действия совершают дети? - Можем ли мы сказать об этом в одном предложении?

Даю образец составления такого предложения: Оля моет руки, а Коля вытирает лицо полотенцем. Выделяю союз А голосом и объясняю, что это маленькое слово соединяет предложения и показываем нам, что дети совершают разные действия. Учим составлять такие предложения по картинкам. СЛАЙД 28.

Один из вариантов выполнения этого задания используется для активизации мыслительной деятельности детей.  СЛАЙД 29, 30, 31, 32,33. Дети самостоятельно придумывают предложения по предложенным мной картинкам и находят одного ребёнка, чей внешний вид или действие не соответствуют тому, что у остальных детей. После этого составляется предложение со словом А.

В предложениях этого типа удобно активизировать антонимы: Ночью темно, а днём светло; Мышка пищит тихо, а паровоз гудит громко.

По такому же плану отрабатывается сложное предложение с союзом И. Обращаю внимание детей на одинаковость действий, одинаковость дополнений:

Таня копает лопаткой снег, и Катя копает лопаткой снег. Слайд 20

Оля играет в кубики, и Вася играет в кубики. Слайд 22

Если ребёнок справится с пересказом рассказа «Соседи», то можно считать  что он овладел построением предложений со словами А и И.  СЛАЙД  34, 35

Сорока и сова – соседи. Сова живёт на сосне, и сорока живёт на этой же сосне. Сова сидит в дупле, а сорока устроилась на верхушке. Вечером сорока спать ложиться, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать. Утром сова укладывается спать, а сорока принимается трещать. Да так громко, что бедной сове хоть уши затыкай. Так они и живут, а другие жители леса над ними смеются. Ну и соседи!

10.Следующий этап в работе: обучение детей составлению предложений со словами СНАЧАЛА и ПОТОМ.

Временные и пространственные представления детей с ОНР обеднены, неточны и неполны. Работая со сложными предложениями мы восполняем этот пробел в знаниях детей. Начинаем с того, что даём образец  построения такого предложения, где действия  логически последовательны (мыть руки – вытирать руки, стирать бельё – развешивать бельё). Слайд 36. Потом логопед произносит первую часть предложения, интонационно подчеркивая, что требуется продолжение, а ребёнок добавляет вторую часть со словами А ПОТОМ… (Вначале опираемся на картинный материал, потом предлагаем детям знакомую ситуации:  – Сначала мы одеваемся, а потом … (идём гулять); -  Сначала надо внимательно слушать рассказ, а потом … (его пересказывать);  предлагаем догадаться, что произойдёт дальше:  – Сначала надо вырастить зерно, а потом … (можно печь пирожки; - Сначала хорошенько подумай, а потом …(говори, делай).

Хорошо формирует практический навык использования такой формы предложения игра «Узнай, где ошибка» (логопед умышленно меняет местами порядок действий, предлагает детям найти ошибку и исправить её, сказав правильно всё предложение: - Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю её;
- Сначала я пообедаю, а потом сварю суп и пожарю котлеты.

11. Один из видов работы над предложением – перевод прямой речи в косвенную. Игру «Телефон» используют в практике многие логопеды, она достаточно известна. На вопрос: - Что тебе сказал(а) папа (мама) по телефону? ребенок отвечает предложением с союзом  «что», «чтобы». Дети составляют предложения по предложенным мной картинкам. СЛАЙД 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Предлагаю детям придумать свою версию продолжения предложения:
- Колобок ответил лисе, что…
- Мы купили велосипед, чтобы…
- Мы читаем книги, чтобы…

12.Мы часто используем в работе картинки и стихотворения небылицы, где грамматически правильно построенное высказывание не отражает реальности. СЛАЙД 45, 46, 47, 48, 49, 50. Дети находят несоответствия, и мы предлагаем им отвечать так:
-Такого не бывает, потому что… - Так не бывает, чтобы … .
 
Стихи-небылицы:
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался…
Я слышал, охотник зубами стучал,
Я слышал, как он «Помогите!» кричал,
И громко от страха смеялся!
Слайд 51

Вчера я поехал пешком по дрова,
Под снегом вокруг зеленела трава.
Из лесу дров не привёз целый воз
И тёр на жаре обмороженный нос
                                       (Т.Белозёров)
Слайд 52

Вариант работы:  Предлагаем ребёнку ряд суждений.
– Послушай, так ли это, и  если неправильно – то используй в ответе маленькое слово «не», чтобы исправить такое суждение.

Пример:  Куры летают – Куры не летают.
Все кошки серы –
 Не все кошки серы.

Яблоки растут на берёзе.
Сейчас идёт дождь.
Петух снёс яйцо.
Число 5 больше числа 4.
Коровы летают очень низко.
Все люди знают английский язык.
У овцы есть крылья.
Все насекомые умеют летать.
Некоторые насекомые умеют летать.
Зайцы живут в лесу.
Таракан – зверь.
Воробей – насекомое.
Друзья всегда помогают друг другу.
У любого осла есть два уха.
Все люди любят сыр.
Некоторые животные умеют плавать.
У любого слона есть хобот.
Все дети знают сказку «Три поросёнка».
Все коровы едят сено.
Поросёнок умеет хорошо петь.
Дом построен из кирпича.
У белки шесть лап.
Зимой медведь спит в берлоге.
Люди пилят дрова топором. И т.д.
Слайд 53

13.  Предлагаю вашему вниманию стихотворение «Вопросительный знак» А.Тетивкина. Если ребёнок в состоянии дать правильный ответ на такие вопросы, то ему можно отправляться в школу. Вы со своей работой справились!

Разные вопросы                        - Какая?
Задаю я всем:                        -Отчего?
- Как?                                        -О ком?
- Откуда?                                - Что?
- Сколько?                                - Кому?
- Почему?                                 - Который?
- Зачем?                                - Чья?
- Где?                                        - Каким?
- Куда?                                - О чём?

 Список литературы, использованной при подготовке материала:
1.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева
2. Логические упражнения для развития речи. Тетрадь дошкольника. Т.А.Ткаченко
3.Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
4.Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
5.Грамматика русской речи. О.А.Безрукова
6.Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. Л.М.Козырева
7.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для коррекционных школ. А.Г.Зикеев
8.Русский язык в картинках. И.В.Баранников, Л.А.Варковицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме "Последовательность формирования предложений у дошкольников с ОНР"

Картинный материал при обучении детей составлению простых и сложных предложений...

Опыт работы "Обогащение содержания работы по формированию ЭМП у дошкольников с ОНР лексиконом в рамках тематического планирования".

Теоретическая значимость опытаДанный опыт представляет собой систему работы по формированию ЭМП у детей с ОНР.Практическая значимость опыта.          Преимущест...

СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт...

Буклет для родителей "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ"

В буклете Вы найдёте упражнения для развития речевого дыхания, а так же технику выполнения этих упражнений...

Консультация для педагогов "Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Автором представлен материал о важности приобщения ребенка к культуре своего народа. Именно акцент на знание истории народа , его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к кул...

консультация для родителей "СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"

     Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт...

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Развитие устной речи, связного высказывания является на первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дават...


 

Комментарии

Березенко Татьяна Александровна

спасибо за полезный материал! мне бы очень хотелось увидеть презентацию к этой статье, если это возможно.