"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
презентация по логопедии на тему

Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет при работе с детьми - логопатами, а также при работе по ЗКР для воспитателей массовых групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Развитие артикуляционной моторики как основа  правильного звукопроизношения дошкольников».

Подготовила:

 учитель-логопед Широватова М. В.

МБДОУ «Черлакский д/с №9

комбинированного вида»

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в потоке речи благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

        Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. «Звук представляет собой сложный комплекс кинем, которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук… Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия» (Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с.134).

         

При образовании различных звуков каж дый орган речи занимает определенное положение. В речи звуки про износятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое поло жение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добить ся, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована. Различные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Характеристика артикуляционного аппарата.

Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из кор ня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы за канчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за ниж ние зубы (при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Перед няя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образо вывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке й и мягких со гласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х).

 В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), могут округ ляться (при звуке о), могут обнажать передние верхние и ниж ние зубы (при звуках а, с, з, ц  и др.), могут слегка выдвигать ся вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках л, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в).

 Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки  м, м', н, н'. Если мяг кое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выды хаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые зву ки (все остальные звуки). 

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каж дый орган занимает определенное положение. В речи звуки про износятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое поло жение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добить ся, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.

 Артикуляционная гимнастика. 

 Помочь в работе над артикуляцией может разработанное  мною пособие «Домашний логопед» в виде DVD- диска.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические («лопаточка», «чашечка», «иголочка», «горка» и т. д.)  и динамические («часики», «лошадка» и т. д.). Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условны, но важно, чтобы дети их запоминали. Это вызывает интерес ребенка к упражнению и экономит время.

Чтобы обеспечить положительный настрой и поддерживать интерес к изученным упражнениям, можно ис пользовать сказки. Истории с движениями, как правило, легче запоминаются, потому что опираются на принцип активности.

Во время работы над артикуляционной моторикой формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его бо ковых краев. Для этого используется зрительный показ, так тильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения.

Основным условием успешной работы является последова тельная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с ба зовых с постепенным добавлением к ним новых элементов (с подключением слухового и зрительного анализаторов):

  1. сначала вырабатывается способ подачи воздушной струи;
  2. затем к воздушной струе подключается голосоподача;

-        далее отрабатывается подача голосодыхательной струи к фо кусу артикуляции;

  1. выработка позиции языка (для язычных звуков);
  2. выработка позиции губ (для губных звуков);

-        автоматизируются только хорошо постав ленные звуки;

- целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

В процесс звукопроизношения включены сложные мозго вые системы и периферия (речевой аппарат). Для формирования правильного звукопроизношения и особенно автоматизации и введения звуков в речь требуются определенные условия, как-то: правильное дыхание, темп, ритм речи, владение голосом, развитый артикуляционный аппарат, умение опознать фонемы по различительным признакам.

Таким образом, пройдя все пре дыдущие этапы работы и параллельно

выполнив упражнения для постановки звуков в домашних условиях, мы создали базу для быстрой, легкой постановки звука и введения его в речь.

Отметим, что у многих детей при работе над артикуляционным аппаратом звуки появляются спонтанно. В этом случае мы закрепляем полученный результат, выполняя работу по другим разделам. Очередность постановки звуков не важна. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепля лись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, в течение трех-пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики на до соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмо ционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2—3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закреп ления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недоста точно хорошо, логопед (воспитатель) не дает новых упражнений, а отра батывает старый материал. Для его закрепления он придумы вает новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в та ком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за стола ми или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как
выполняет упражнение каждый ребенок. Поэтому воспитатель
организует работу следующим образом:

а) рассказывает о пред стоящем упражнении, используя игровые приемы;

    б) показыва ет его выполнение;

в) упражнение выполняют все дети;

г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непри нужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя го ворить ребенку, что он делает упражнение неверно,— это может привести к отказу ребенка выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широ ким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится поднимать ся кверху»).

Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно уда ется не совсем, он проводит с ними дополнительную индивиду альную работу или дает задание родителям отработать эти дви жения дома (по одной - две минуты 2 раза в день: утром и ве чером).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушает ся, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.        

В результате проведения работы над артикуляционной моторикой ребенка должны стать:

  1. нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. уменьшение проявления парезов, параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  4. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  5. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Вывод: Работа над артикуляционной моторикой является лишь одной из сторон   воспитания звуковой культу ры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормаль ного темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. В основе грамотного письма лежит способность к

проговариванию слов и предложений. Для четкого проговаривания звуков, из которых состоит слово, необходимо чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение – артикуляционную позу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Широватова М. В. Учитель-логопед МБДОУ «Черлакский детский сад №9 комбинированного вида»

Слайд 2

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем

Слайд 3

воспитатель логопед родитель ребенок

Слайд 4

статические динамические «лопаточка» «чашечка» «иголочка» «часики» «лошадка» «качели»

Слайд 5

Выработка способа подачи воздушной струи Подключение голосоподачи Подача голосодыхательной струи к фокусу голосоподачи Выработка позиции языка (для язычных звуков) Выработка позиции губ (для губных звуков) Автоматизация хорошо поставленных звуков Целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие

Слайд 6

Правильное дыхание; Темп; Ритм речи; Владение голосом; Развитый артикуляционный аппарат; Умение опознать фонему по различным признакам

Слайд 7

Проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись. В утреннее и вечернее время в течение трех-пяти минут. Идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их эмоционально, в игровой форме. Ежедневно выполняются 2—3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Слайд 8

Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровые приемы Показать его выполнение Упражнение выполняют все дети Проверка правильности выполнения по подгруппам (не более 5 детей)

Слайд 9

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры; Уменьшение проявления парезов, параличей мышц артикуляционного аппарата; Увеличение объема и амплитуды периферического речевого аппарата Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции

Слайд 10

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Произнеси про себя звук И).

Слайд 11

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.

Слайд 12

Губы округлить (шепотом произнести звук О ) и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Слайд 13

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний кончик языка на нижнюю губу.

Слайд 14

Открыть широко рот и производить узким языком движения вперед – назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

Слайд 15

Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхней губы.

Слайд 16

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 10 .

Слайд 17

Немного открыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» Похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе, без задержек.

Слайд 18

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Слайд 19

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Слайд 20

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы.

Слайд 21

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно: «д-д-д». Темп постепенно ускоряет ся.

Слайд 22

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытцем»)

Слайд 23

Улыбнуться, приоткрыть рот, удерживая язык в положении «грибочек», открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.

Слайд 24

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Слайд 25

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (2-3 секунды), потом поднять широкий язык за верхние зубы (2-3 секунды). Так поочередно менять 4-6 раз.

Слайд 26

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук: «ы-ы-ы» .

Слайд 27

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка губ к другому. Проделать 10-15 раз.

Слайд 28

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем в обратном направлении.

Слайд 29

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолок»), делая движения вперед-назад.

Слайд 30

Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придержать ее пальцем).

Слайд 31

Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в получившуюся «трубочку»

Слайд 32

Улыбнуться, обнажив зубы. Поцокать языком за верхними зубами. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко его открыть. (Язык – это тонкая «шляпка гриба», а растянутая подъязычная связка – его «ножка»).

Слайд 33

Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Слайд 34

Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Слайд 35

Рот приоткрыт, поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Рот приоткрыт, поместить язык между нижней губой и нижними зубами .

Слайд 36

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в верхние зубы.

Слайд 37

В НАШЕЙ РЕЧИ ПЯТЬ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ: ТВЕРДЫЙ ЗВУК [С] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ САНКИ, ЛИСА, НОС); МЯГКИЙ ЗВУК [С'] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ СЕМЬ, ОСЕЛ, ЛОСЬ) ; ТВЕРДЫЙ ЗВУК [З] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЗАМОК, КОЗА, ВАЗА) ; МЯГКИЙ ЗВУК [З'](НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ГАЗЕТА) ; ТВЕРДЫЙ ЗВУК [Ц] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЦАПЛЯ, ПТИЦА, ЗАЯЦ).

Слайд 38

КАЧЕЛИ ТРУБОЧКА – УЛЫБОЧКА ЛОПАТКА – ГОРКА ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ

Слайд 39

В НАШЕЙ РЕЧИ ЧЕТЫРЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКА: ТВЕРДЫЙ ГЛУХОЙ ЗВУК [Ш] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ШАПКА, МЫШИ, КАМЫШ ); ТВЕРДЫЙ ЗВОНКИЙ ЗВУК [Ж] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЖУК, НОЖИ) ; МЯГКИЙ ЗВУК [Щ] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЩУКА, ЛЕЩ, ЯЩИК) ; МЯГКИЙ ЗВУК [Ч] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЧАЙ, ПОЧТА, МЯЧ).

Слайд 40

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК – ЛОПАТКА ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ЧАШЕЧКА – ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ

Слайд 41

В НАШЕЙ РЕЧИ ЧЕТЫРЕ СОНОРНЫХ ЗВУКА: ТВЕРДЫЙ ЗВУК [Р] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ РАК, КОРЫТО, ПАР) ; МЯГКИЙ ЗВУК [Р'] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ РЕПА, КАРЕТА, ДВЕРЬ) ; ТВЕРДЫЙ ЗВУК [Л] (НАПРИМЕР, В СЛОВАХ ЛАПА, ПАЛАТКА, ПОЛ ); МЯГКИЙ ЗВУК [Л'] (ЛЁД, МАЛИНА, СОЛЬ).

Слайд 42

КАЧЕЛИ ПОЧИСТИМ ЗУБКИ ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ ЛОШАДКА ГРИБОЧЕК ИНДЮК БАРАБАНЩИК

Слайд 43

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА КАЧЕЛИ САМОЛЕТИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».

«Развитие артикуляционной моторики как основа  правильного звукопроизношения дошкольников»....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

В данной консультации поясняется важность проведения артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения....

Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"

Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...