Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
консультация (старшая группа) на тему

Морозова Анна Владимировна

В данной консультации поясняется важность проведения артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_gimnastika.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

     Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.

     Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Начинать заботиться о правильности речи ребенка необходимо как можно раньше.

     Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Язык – главная мышца органов речи и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

     Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединения простых движений в сложные.

Как проводить артикуляционную гимнастику

  • Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя.
  • Упражнения выполняются от простого к сложному.
  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

  • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).

  • Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

  • Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

  • Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  • 1.Лягушка.
    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

  • 2. Хоботок.
    Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

  • 3. Лягушка – хоботок.
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».

  • 4. Окошко.
    На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

  • 5. Лопаточка.
    Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

  • 6. Иголочка.
    Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

  • 7. Лопаточка-иголочка.
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

  • 8. Часики.
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • 9. Качели.
    Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • 10. Лошадка.
    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц

  • 1. Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.

  • Лягушка – хоботок.

  • 2. Лопаточка.

  • 3. Накажем непослушный язычок.
    Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».

  • 4. Киска сердится.
    Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается

  • 5. Упрямый ослик.
    Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.

  • 6. Трубочка.
    Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.

  • 7. Качели

  • 8. Чистим нижние зубы.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • 9. Посчитай нижние зубки.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч

  • Лягушка – хоботок.

  • 2. Лопаточка.

  • 3. Накажем непослушный язычок.

  • 4. Чашечка.
    Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

  • 5. Бублик.
    Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.

  • 6. Фокус.
    Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

  • 7. Лошадка.

  • 8. Маляр.
    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • 9. Вкусное варенье.
    Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (намазать) губку вареньем.

  • 10. Грибок.
    Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

  • 11. Гармошка
    Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль

  • Лягушка – хоботок.

  • 2. Лопаточка.

  • 3. Накажем непослушный язычок.

  • 4. Вкусное варенье.

  • 5. Качели.

  • 6. Пароход.
    Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «
    Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.

  • 7. Индюк.
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «
    бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

  • 8. Маляр

  • 9. Чистим верхние зубки.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.

  • 10. Посчитай зубки.
    В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

  • 11. Поймаем звук «л».
    Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь

  • Качели.

  • 2. Маляр.

  • 3. Чистим верхние зубы.

  • 4. Посчитай верхние зубы.

  • 5. Лошадка

  • 6. Грибок

  • 7. Гармошка

  • 8. Барабан.
    Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук
    д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

  • 9. Комарик.
     Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался.

  • 10. Моторчик
    Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону

     Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями и воспитателями группы детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"

Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения...