"Развитие оптико - пространственной деятельности и зрительного восприятия"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста, направленное на развитие зрительного восприятия и оптико- пространственной деятельности, пополнение активного и пассивного словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад №1444 общеразвивающего вида

Конспект индивидуального занятия

Для старшего дошкольного возраста

Тема: «Развитие оптико - пространственной деятельности и  зрительного восприятия».

Подготовила:

       воспитатель  Соборова

    Людмила Васильевна

                                                                                                                                                     

Москва, 2012 год

 

Цель: учить определять пространственные направления в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, и отрабатывать навыки ориентировки на плоскости. 

Задачи:

образовательные:

·        дифференцировать направления пространства;

·        отрабатывать знание «квазипространственных» представлений;

·        обучать ориентировке на плоскости;

·        учить применять на практике полученные навыки;

коррекционно-развивающие:

·        корригировать и развивать устойчивое внимание;

·        пополнять активный и пассивный словарь;

·        корригировать и развивать зрительное восприятие и оптико- пространственную деятельность;

·        развивать аналитико-синтетическую деятельность.  

воспитательные:

·        воспитывать интерес к учебе;

·        воспитывать умение слушать педагога.

Оборудование: карточки со схематичным изображением человека в движении, азбука,  пенал  и карандаш.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог:  Здравствуй, давай знакомиться!

                 Меня зовут Людмила Васильевна, а тебя? ( ребенок отвечает)

                Очень приятно!

  1.    Основная часть.

Педагог: Давай с тобой поиграем в игру «Путаница». Я буду показывать на какую – нибудь часть тела и называть ее, а ты проверяй, правильно ли я показала, если нет, то поправляй меня. Ребенок следит за действиями и словами педагога, исправляет ошибки.

А теперь ты называй часть тела и показывай ее правильно.

Молодец!

«Путаница». 

Педагог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения взрослому и контролирует их выполнение.

Педагог: А теперь давай ты превратишься в робота – такая механический человек. И будешь выполнять мои команды.

Игра        «Робот».

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три  шага налево, вниз (присесть) и т.д.».

Ребенок выполняет команды. Если затрудняется, педагог оказывает помощь.

Педагог: Молодец!

А теперь давай отдохнем, присядем за парту.

Посмотри, что это лежит?

Ребенок отвечает, что это пенал и карандаш.

Проводится игра «Положи карандаш».

Дать ребенку два разных предмета, например карандаш и пенал. Предложить ему положить карандаш в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

Если ребенок затрудняется, педагог оказывает помощь.

Педагог: Молодец! Справилась. Устала? Давай поиграем!

Физминутка «Веселая зарядка»

Дидактическая задача: закрепление представлений о схеме тела; обучение ребенка переводу зрительно-гностического пространства в телесно-гностическое и наоборот.

Педагог: Я буду показывать изображение человечка , который выполняет различные упражнения, ты смотри на картинку и делай также.

Рисунки показываются ребенку в любом порядке. Задачей ребенка будет быстро принять нарисованную позу.

Хорошо!

 Педагог: Посмотри, что у меня есть, как ты думаешь, что это? Ребенок отвечает: «Азбука».

Правильно! Сейчас мы отправимся в путешествие по азбуке.

Дидактическая игра        «Путешествие по АЗБУКЕ»

Дидактическая задача: развитие пространственных представлений; формирование образа буквы и слова

Педагог называет ребенку «адреса» (описание), где спрятались буквы из слова-отгадки, он находит и записывает или запоминает их. В итоге должно получиться слово.

Ребенку говорят:

«Сейчас ты будешь путешествовать по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать от гадку.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

Отгадка: первая буква находится выше буквы "У", но ниже "И", следующая буква — справа от "А", но слева от "В", сле дующая — между "К" и "М", четвертая буква спряталась над буквой "Е", пятая — над "П", а последняя буква находится слева от "Б". Какое слово у тебя получилось?

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит — не страшится,

Упасть не боится?

Отгадка: первая буква живет правее буквы "Л", но левее буквы "Н"; вторая — под буквой "О", третью букву ты можешь найти между буквами "Р" и "Ъ"; четвертая буква живет над буквой "Е". Какое слово получилось?

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

Отгадка: первая буква живет под буквой "Ж"; вторая — слева от "Ь", но справа от "Ъ"; третья буква спряталась над буквой "Л" и последняя — справа от "3". Какое получилось слово?

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке.

Отгадка: первая буква слова спряталась на две буквы вверх и одну влево от "Ч"; вторая буква спряталась справа от "Ю"; следующая — выше буквы "Ч", но ниже "Н"; последняя буква находится на одну букву вверх и две влево от буквы "Ж".

Какая отгадка у тебя получилась?

А ну-ка,  кто угадает:

На десять братьев

Две шубы хватает.

Отгадка: первую букву ты можешь найти слева от "Г", но справа от "Б"; вторая буква живет над буквой "Е"; третья — на две буквы вниз и две влево от "И"; четвертую букву можно найти под буквой "А"; пятую — на две буквы вправо от "Е"; следующая буква спряталась над буквой "П", а последняя на ходится на одну букву вправо и две вверх от буквы "С". Какая отгадка у тебя получилась?»

        ИТОГ.  Беседа по пройденному занятию. Прощание.

Список использованной литературы.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  2. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников С ОНР"

Уважаемые коллеги! Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение.Человеческий глаз – это воспринимающий, отража...

Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией

Стендовый доклад:Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией...

Статья для родителей "Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников."

Практические рекомендации для родителей по профилактике оптической дислексии и дисграфии....

Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

Игры на развитие оптико - пространственного восприятия у старших дошкольников

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, мы предлагаем вам р...