Портфолио Учителя - логопеда
презентация по логопедии по теме

Гусева Ольга Владимировна

Портфолио педагога

 

Гусева Ольга Владимировна

 

Учитель-логопед

 

МДОУ №11

«Золотая рыбка"

 

 

 

Г. Лобня

 

 

 

 

 

 

Гусева Ольга Владимировна

24.12.1970г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

3

 

 

Оглавление

 

1.     ФИО, год рождения, фото, занимаемая должность __________  стр. 3

2.     Профессиональный путь________________________________  стр. 4

3.     Последние курсы______________________________________   стр. 4

4.     Аттестация___________________________________________   стр. 4

5.     Наличие грамот_______________________________________    стр.5

6.     Самообразование______________________________________  стр. 5

7.     Основные направления работы__________________________   стр.6-13

8.     Диагностика________________________________________ стр.14-16

9.     Список литературы__________________________________  стр. 17-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный путь

 

Гусева Ольга Владимировна– учитель-логопед    МДОУ № 11 «Золотая рыбка»

Закончила МГПУ им. В.И. Ленина в 1993 году, по специальности дефектология ( копии документов прилагаются)

 

Присвоена квалификация учителя и логопеда вспомогательной школы.

Педагогический стаж с 1991 года, 19лет, в данном учреждении 9 лет.

Последние курсы

Дата

Название курса

Объем курсов

Учреждение

с 03.02.2010 – 09. 06.2010

« Коррекция Общего Недоразвития Речи у дошкольников»

72 часа

ГОУ Педагогическая Академия Регистрационный номер № 6876 (копии документов прилагаются)

 

 

 

 

 

Аттестация

 

Высшая квалификационная категория, 14 разряд, Приказ Министерства образования Московской Области от 23. 12. 03г. № 415-К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Наличие ученых и почетных званий, степеней и наград

 

Дата

Название

Кем выдано

30. 08.2005

Почетная грамота

Глава г. Лобня и Совета депутатов

С.С. Сокол, Н.Н. Гречишников

17.05.2005

Диплом городского конкурса «Лучшая группа года»

Управление образования г. Лобня

Б.Г.Иванов

03.10.2003

Почетная грамота

Управление образования г. Лобня

Б.Г.Иванов

 

 

Самообразование

 

сроки

тема

144 часа

«Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

6 часов

«Основы валеологии»

6 часов

 

«Патогенетические механизмы нарушения речи»

 

 

18 часов

«Психолого-педагогическая характеристика основных форм речевых нарушений и пути их коррекции»

36 часов

«Организация коррекционной работы в условиях ДОУ»

6 часов

«Принципы реабилитации педагогики»

12 часов

«Структура речевого дефекта»

12 часов

«Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР»

24 часа

«Особенности логопедической работы при различных формах дизартрии

24 часа

«Массаж артикуляционного аппарата при ТНР»

102  часа

«Проблема планирования в системе дошкольного  образования»

5

Результаты педагогической деятельность:

Гусева О. В. ведет свою работу по трем основным направлениям:

 Фронтальные и подгрупповые занятия:

-Фонетика

-Лексика

 

-Грамматика

-Чтение

-Развитие мелкой моторики

-Графические навыки

-Логоритмика

 

Индивидуальные занятия:

-Массаж

-Артикуляционная гимнастика

-Постановка звуков, автоматизация звуков, введение звуков в речь

 

Консультативно-просветительская работа:

-просветительская работа с родителями (консультации, собрания, открытые занятия, стендовый материал)

-просветительская работа с педагогами ( сообщения, консультации, доклады)

- взаимодействие логопеда с администрацией и педагогами МДОУ

Приоритетным направлением в своей работе, Гусева О. В., считает: «Развитие лексико-грамматической и фонематической стороны речи у детей с ФФН и ОНР с использованием дидактических и лексико-грамматических игр и тем»

Основные логопедические задачи:

 

1. Формирование звукопроизношения

2. Развитие фонематического анализа, синтеза, слуха.

3. Развитие познавательных процессов

4. Расширение словарного запаса

5. Развитие мелкой моторики рук

6. Формирование связной речи

7. Расширение поля зрения

8. Развитие конструктивного мышления

9. Развитие графических способностей

 

                  

Большое внимания уделяет индивидуальной работе с детьми:

            - с низким уровнем развития; с ОНР 2 -3 уровня, с дизартриками,

            - по запросу педагогов (из других групп);

            - по запросу родителей (индивидуальный подход) .

                                                   6

                                                   

         Во всех возрастных группах регулярно проводится наблюдение и диагностика  речи детей, с целью определения речевых и психоречевых особенностей детей в детских коллективах.

 

 

 

Основополагающие принципы логопедической работы

 

1.     Комплексность воздействия

2.     Воздействие на все стороны речи

3.     Опора на сохраненные звенья

4.     Учет закономерностей онтогенеза

5.     Учет ведущей деятельности

6.     Учет индивидуальных особенностей ребенка

7.     Воздействие на микросоциальное окружение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     7

 

Содержание предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач:

     Первый период обучения  (сентябрь, октябрь, ноябрь)    

  Развитие общих речевых навыков  

  1.Работа над четкостью, координированностью движений органов артикуляции.     

    2.Формирование правильного речевого дыхания.

     3.Умение пользоваться громким и тихим голосом.  

    Произносительная сторона речи  

  1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

     2.Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

   3.Постановка и автоматизация неправильно произносимых или отсутствующих звуков (индивидуальная работа).  

    Слоговая структура и звуконаполняемость слов(на материале правильно произносимых звуков)  

  1.Двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток).

     2.Трехсложные слова без стечения согласных (собака, Теленок).

    3.Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк).  

    Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза     1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. 

   2.Гласные звуки: у, а, и, э, о, ы.

     3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ).  

  4.Гласный в начале, в конце слова, в середине односложных слов.

    5.Согласные звуки: п-п’, т, к-к’, м-м’, л’, х-х’, й, с. 

   6.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 

   7.Понятия «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 

   8.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо).

     9.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (сом, кит). 

  10.Буквы «у», «а», «и», «п», «т», «к», «м», «о», «ы», «с».

    11.Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами, односложных слов; выкладывание слов из букв.  

     Лексика

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Деревья», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». 

 

 

 

 

                                                       8

 

     Грамматический строй речи(по лексическим темам первого периода обучения)    

1.Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. 

   2.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.  

  3.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.  

  4.Согласование существительных с прилагательными (род, число, падеж).

    5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.     6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

       Развитие связной речи  

 1.Составление простых распространенных предложений.

    2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

   3.Заучивание небольших текстов.  

       Развитие мелкой моторики  

  1.Обводка, раскрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам первого периода обучения).

    2.Составление фигур, узоров из элементов. 

   3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.   

 4.Печатание пройденных букв.  

    Работа с родителями    

1.Анкетирование родителей.

    2.Консультация на тему: «Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста». 

3 Консультация на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 и 6-7 лет»

4. Консультация на тему: « Детские неврозы»

Работа с воспитателями  

 1. Консультация на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».

  2. Консультация на тему: «Организация совместной логопедической работы логопеда и воспитателя»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

                                                                    

 

        Второй период обучения  (декабрь, январь, февраль)     

   Развитие общих речевых навыков 

   1.Работа над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.

    2.Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.  

    Произносительная сторона речи 

   1.Продолжение работы по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.

    2.Автоматизация и дефференциация поставленных звуков.    

  Слоговая структура и звуконаполняемость слов 

   1.Двухсложные слова со стечением согласных (плита, миска).  

  2.Трехсложные слова со стечением согласных (конфеты, кукушка, продавец).   

   Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза     1.Звуки с-с’, з-з’, б-б’, т’, д-д’, г-г’, ш, л, ж, р-р’.

    2.Буквы «н», «я», «з», «х», «б», «в», «д», «э», «г», «ш», «е», «л», «ж», «ё», «р», «и». 

   3.Полный звуковой анализ слов типа: Нина, косы, батон, кубик, бумага, кошка, стул, волк, плита, красный, страна. 

   4.Различать на слух твердые и мягкие согласные. 

   5.Преобразовывать слова путем замены или добавления звука.  

  6.Делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог, как часть слова».

    7.«Предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.  

  8.Элементарные правила правописания:

    а)раздельное написание слов в предложении;

     б)точка в конце предложения;

    в)употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;  

  г)правописание буквы «и» после букв «ж», «ш». 

   9.Составлять слова из пройденных букв.  

 10.Читать слова по слогам.    

     Лексика

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «День защитника отечества», «Семья», «Дом». 

 

 

 

                                                

 

 

                                                   10

 

 

 

     Грамматический строй речи  

 

 

 

  1.Употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.     2.Согласование прилагательных с существительными (род, число, падеж).

    3.Согласование существительных с числительными.

   4.Образование слов с помощью суффиксов, приставок и словосложения.

    5.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных.     6.Уточнение значения простых предлогов места (В, НА. ПОД, НАД, У, ЗА, ПЕРЕД). 

                                                                     

     Развитие связной речи 

 

 

 

   1.Перессказ и составление рассказа по картинке и серии картинок.

    2.Самостоятельное составление описательных рассказов с опорой на схему. 

     Развитие мелкой моторики  

  1.Развитие пальчиковой моторики. 

   2.Развитие конструктивного праксиса.

    3.Обводка и штриховка фигур.

     4.Усложнение работы с карандашом: обводка по контору, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.    

5.Составление букв из элементов. 

   6.Печатание букв, слов, предложений.   

   Работа с родителями

    Консультация по теме «Предупреждение заикания у детей».       

 Работа с воспитателями

    Консультация на тему: «Развитие  речи и расширение лексического словаря  у детей с помощью театрализованной деятельности ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

                                                    

 

 

 

          Третий период обучения  (март, апрель, май, июнь)   

 

   Общие речевые навыки    

1.Речевое дыхание.

    2.Темп и ритм речи. 

   3.Интонационная выразительность речи.   

   Произносительная сторона речи  

  1.Постановка неправильно произносимых и отсутствующих звуков в речи детей (индивидуальная работа). 

   2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

       Слоговая структура и звуконаполняемость слов

    1.Двухсложные и трехсложные слова со стечением согласных.

     2.Двухсложные и трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

    3.Слова сложной слоговой структуры.   

   Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза     1.Звуки: ч, ц, щ.   

 2.Буквы: «ь», «ч», «ю», «ц», «ф», «щ», «ъ».  

  3.Звуковой анализ слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбор слов по моделям.     4.Слоговой анализ слов и анализ предложений.   

 5.Слитное чтение слов, предложений, коротких текстов.   

 6.Два способа обозначения мягкости согласных на письме:

    а)с помощью мягкого знака в конце, в середине слова  

  б)с помощью гласных букв «и», «я», «е», «ё», «ю».     

      Лексика 

   Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Женский день», «Профессии», «Посуда», «Продукты», «Насекомые», «Человек», «Цветы», «9 Мая», «Школа», «Одежда», «Лето».    

  Грамматический строй речи    

1.Значение простых и сложных предлогов, правильно употребление предлогов.

     2.Правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

    3.Образование наречий от прилагательных.

     4.Образование форм степеней сравнения прилагательных.

     5.Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов; составление предложений с данными словами. 

   6.Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения (самовар, лесоруб).   

 

 

                                             12

 

 

   Развитие связной речи

    1.Самостоятельно составление описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок.  

  2.Составление сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.  

  3.Составление рассказов.     

Развитие мелкой моторики 

   1.Развитие пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).   

 2.Развитие конструктивного праксиса. 

   3.Обводка и штриховка фигур. 

   4.Составление букв из элементов. 

   5.Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.  

    Работа с родителями  

  1.Анкетирование. 

   2.Консультация на тему :«Ваш ребенок идет в школу».    

  Работа с воспитателями: Консультация на тему «Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи.

 

Проводятся занятия с гиперактивными детьми. Цель этих занятий – развитие произвольности, самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения, развитие внимания, развитие и совершенствования коммуникативных навыков. Для тревожных и застенчивых детей организуется проведение коррекционных занятий с целью снятия психоэмоционального напряжения, преодоление застенчивости, замкнутости, скованности, нерешительности, развития совместной деятельности воспитания доброжелательного отношения друг к другу.

Ежегодно в подготовительных группах проводятся диагностические мероприятия по определению психологической готовности к школе:

1. Психолого-педагогическая оценка готовности к школе (Семаго).

2. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасика.

3. Определение психосоциальной зрелости. Тестовая беседа С.А. Банкова.

Благодаря слаженной продуманной работе по подготовке детей к школьному обучению отмечается:

–  положительная мотивация к обучению;

 –  хороший уровень психосоциальной зрелости;

 –  средний и высокий уровень школьной зрелости.

 –  хороший уровень эмоционально-нравственной сферы развития.

 

Для достижения более хороших результатов коррекционно-развивающей работы в течении всего года проводит беседы и консультации с родителями детей, посещающих детский сад.

 

 

 

 

13

 

                                                     

 

 

Диагностика

 

 

Диагностика на 2009-2010гг (Старшая логопедическая                 группа)

imageimage

Начало года                                                  Конец года

 

Анализ речевого развития

 

Решением медико-педагогической комиссии при детском саде №11 «Золотая рыбка» от _19марта 2009, в старшую логопедическую группу набрано _15______ человек (___3 ________человека с нарушениями речи за списком).

 

Распределение по диагнозам

 

ОНР 2-3 уровень

ФФН + Дизартрия

Выбыл, прибыл

11 человек

7человек

1человек

 

 

1человек

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

С 1 по 15 сентября 2009 года было проведено углубленное обследование детей, составлены индивидуальные речевые карты. Дети проконсультированы невропатологом и отоларингологом.

На основании обследования составлен перспективный план работы на год.

      Занятия в течение года проводились фронтально, индивидуально и подгрупповые.

 

Ведущими занятиями в старшей логопедической группе в первом периоде являются индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков:

- Массаж

- Артикуляционная гимнастика

- Постановка и автоматизация звуков во всех видах речи

- Развитие внимания, памяти, мышления

- Формирование общей и мелкой моторики

 

После динамических изменений в коррекции речи каждого ребенка, дети были объединены в подгруппы.

 

Фронтальные занятия шли по периодам:

 Первый период  - 1-2 занятия в неделю

 Второй, третий период – 3 занятия в неделю, включая одно занятие по графическим навыкам.

 

 

Основные направления работы по фронтальным занятиям

Цель и темы занятий пронизывают все этапы, все виды работ.

Была максимальная насыщенность лексическим и грамматическим материалом по изучаемым звукам. Максимально сочетались игровые и учебные формы обучения. Повседневное закрепление навыков письма и чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

1.     Формирование фонетической стороны речи:

- произношение изучаемого звука;

- развитие  звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- работа над слоговой структурой слова.

2. Формирование лексико-грамматических категорий :

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:6;

- работа над словом и предложением;

- активизация словаря.

За основу брались лексические темы, согласно годовому плану.

 

                                              15

 

 

Проводились упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики на всех занятиях.

На протяжении всего года велась работа в тетрадях в крупную клетку на ориентировку, в виде графических диктантов.

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

1.     Было проведено 3 родительских собрания, с проведением занятий.

2.     Дни открытых дверей, с присутствием родителей.

3.     Индивидуальные консультации и беседы.

4.     Велись индивидуальные тетради с заданиями.

 

За учебный год дети овладели навыками анализа и синтеза слов, навыками слогового чтения, письму печатными буквами, ориентировке на листе в клетку.

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

                                                       

 

 

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и                          родителям//Детство-Пресс,2002

    2.   Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми//Санкт-Петербург, 1996

3.  Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе д\с Развитие речи, Познавательное развитие//Т.Ц,-Учитель,2004

4. Волина В. Праздник букваря//Аст-Пресс, М.1996

5. Васильева С.В. Логопедические игры для дошкольников

6. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях//Просвещение-М.,1993

7. Волкова Л.С. Логопедия//Просвещение, М., 1989.

8. Головнева Н.Я. 365 проверочных заданий и упражнений//Дельта2000

9. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте//Просвещение, М., 1991

Коррекция устной и письменной речи//Просвещение, М., 1991

10. Жукова Н.О. Преодоление ОНР у дошкольников//Просвещение,М.,1990

Букварь//Эксмо литур, 2000

11. Касаткина.Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русскому языку//Волгоград,2003

12. Колесникова Е.В. От слова к звуку 4-5 лет. От А-Я 5-6 лет//Ювента, М.,2008

13. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ФФН//Просвещение, М,2009

14.  Каше Г.А. Подготовка к школе детей с ОНР//

15. Лопухина И. 550 занимательных упражнений для развития                 речи//Аквариум, М.,1996

16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР// Детство-Пресс,С-П..2004

17. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР, 3-4, 5-6, 6-7 лет//Каро, С-П., 2007

18. Поваляева М.А. Справочник логопеда//Феникс, Р.-на- Дону, 2002

19. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников//Владос, М,,2008

20. Сухин И.Г. 800загадок и 100 кроссвордов//Новая школа, М.,1996

21. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста//Просвещение, М., 2007

 

22. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, занятия с детьми 5-6, 6-7лет//Мозаика 2004

 

17

723. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь совершенствования навыков звукового  анализа и обучение грамоте//Эгси 1999

Формирование и развитие связной речи//Детство-Пресс,С.-П.1999

24. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 3 альбома//Гном и Д.,М.,2005

25. Третьякова Т. А. Комплексы занятий с детьми 6-7 лет//Волгоград 2010

26. Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников//М.. 1973

Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада//Просвещение,М., 1991

27. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения//Просвещение, М.., 1993

28.  Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к усвоению письма 4-7лет//Вако, Москва 2005

29. Холодова О. За 3 месяца до школы//Рост книга 2010

30. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи//Просвещение, М.., 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя-логопеда МДОУ "Русская березка" Н.А. Васюкович

Здесь размещены данные о моих достижениях...

Портфолио учителя-логопеда

представлена пробная (неполная) версия моего портфолио...

Портфолио учителя-логопеда Саяпиной Екатерины Николаевны

В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда...

Портфолио учителя-логопеда

Использование современных образовательных технологий и методик;Методическая деятельность и распространение собственного опыта...

Портфолио учителя-логопеда Бондаревой Л.Ю.

Это электронное портфолио учителя-логопеда . Портфолио состоит из следующих частей: биография, мои достижения, участие в конкурсах, участие в сеимнарах и открытых занятиях, участие в конференциях, моя...

Образец заполнения таблицы по результатам коррекционной работы (к портфолио учителя-логопеда). Андрюшина Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара

При создании портфолио на присвоение / подтверждение категории необходимо подготовить  различные  документы: справки, сертификаты, копии  приказов, выписки и пр., а также таблицы, в кот...

Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.

Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...