Искусство владения речью.
методическая разработка по логопедии по теме

Левадная Лидия Павловна

Информация о том, как правильно излагать свои мысли и говорить красиво и граммотно. Научившись сам правильно владеть речью, педагог сможет научить этому детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davayte_govorit_pravilno.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте говорить правильно!

Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, без ошибок и недостатков. Как научиться говорить правильно? Как избежать недостатков? К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требования простоты и ясности, логичности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности и многие другие.

I требование – содержательность речи. Она зависит  от многих условий. Насыщенность информацией, например: газетной статьи может быть очень высокой, а бытового разговора – низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое появляется в потреблении лишних слов даже в короткой фразе.

Многословие может принимать форму излишества, особенно при неправильном использовании синонимов, повторением слов.

Таким образом, использование развернутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего и от ситуации общения.

II требование к речи – логичность. Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределённости, неконкретности рассуждений, а должна быть единая тема разговора. Из-за отсутствия логики невозможно проследить за ходом рассуждений. В жизни можно наблюдать беспредметные споры, пустые разговоры.

III требование к речи – точность, ясность, простота. Точность речи придает ей ясность, а ясность вытекает из точности речи. Наши мысли отражены в словах. Высказывание Шопенгауэра стало крылатым выражением: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в свойственном им значении, избегать лексических ошибок. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложений, порядка слов и словосочетаний.

IV требование к речи – её богатство. Самый первый критерий богатства или бедности – это количество слов, которое мы используем.

В словаре А.С. Пушкина – 21 тысяча слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля собрано 250 тысяч слов. Язык по меткому выражению Н.В Гоголя – живой, как жизнь. Отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. « И отнюдь не великим и могучим», а скудным и бедным, грубым и неблагозвучным. Он оказывается в устах малокультурных людей.

О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут употребляться в разных значениях (ветреный день, ветреный человек), (свежий хлеб, свежая газета). Писатели часто играют многозначными словами, добиваясь неожиданного юмористического эффекта.

V требование к речи – её чистота. Речь подвержена разнообразным влияниям, засорению, оскудению. Нашу речь засоряют лишние слова, вульгаризмы, речевые штампы, бранные, иноязычные слова и др.

Слова – паразиты: значит, так сказать, вообще, свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.

VI требование - уместность речи. Она теснейшим образом связана с её стилем. Ведь мы по-разному говорим, строим свою речь с учителем, на официальном собрании, общаясь с близкими.

Употребление языка в разных сферах  общения людей выработало определенный набор языковых средств в соответствии с задачами общения. Так в общении людей в быту соответствует разговорный стиль, общению граждан с государственными учреждениями – официально – деловой, научной деятельности соответствует научный стиль, агитационно-массовой деятельности – публицистический, словесно – художественному творчеству – художественный стиль. «В речи, так же как и в жизни надо всегда иметь в виду что уместно», - говорил Цицерон.

VII требование к речи – её правильность. Требование к правильности речи касается всех сторон языка, произношения, ударения, словообразования, грамматики, а также предлагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует употреблять в соответствии с их точным значением, изменять по правилам.

VIII требование к речи – её образность. В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов, гипербол.

Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.

Образность речи создается благодаря употреблению слов с переносным значением, художественных определений, эпитетов, образных сравнений, олицетворения, иносказания, иронии.

IX требование к речи – её живость, эмоциональность, выразительность. К сожалению, мы часто говорим скучным, маловыразительным языком. Многим из нас надо учиться говорить «своими словами».

Условия, в которых происходит беседа, содержание разговора обычно подсказывают, какие слова нужно употребить – торжественные, шутливые, или обычные.

Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное звукопроизношение слов и фраз, нормальное речевое дыхание, а также использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Богатство интонаций появляется благодаря умению изменять силу, высоту и тембр голоса, пользоваться паузой и логическим ударением, изменять в соответствии с ситуацией темп и ритм речи.

X требование к речи – её благозвучие. Забота о культуре речи предполагает работу над её духовной стороной.

Хороший писатель, поэт в своей работе над языком произведения отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли.

Н.В. Гоголь писал о настоящих поэтах: «У каждого свой стих. Все они точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа разнесли благозвучие по русской земле».

Научившись сам искусству владения речью, педагог является хорошим примером для подражания.

Начиная с младшего возраста на занятиях и вне учебной деятельности, у детей формируют культуру речевого общения. Ребенка учат во время разговора смотреть на собеседника, разговаривать спокойным, доброжелательным, вежливым тоном, следить во время общения за своей осанкой, избегать суетливых движений. Всё это помогает выработать у детей определенные этические нормы поведения и говорить выразительно, правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и к

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деяте...

Памятка для родителей "Владение речью как средством общения и культуры"

Памятка для родителей "Владение речью как средством общения и культуры"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка».

Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром,  музыки как средство развития творческих способностей ...

Буклет "Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

"Речевое развитие дошкольника через обучение владением речью как средством общения и культуры"

Речевое развитие, как сказано в ФГОС, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологич...

проект Фланкирование – искусство владения шашкой.

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах казачьей направленности....

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...