СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по логопедии по теме

 

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, привлечение их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Указывая родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъясняя и показывая им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркивается полезность разумных требований к ребенку, необходимых для закрепления, достигнутого в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями. Работая логопедом в ДОУ более 10 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

 Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Указывая родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъясняя и показывая им, в чем состоит логопедическая работа, мною подчеркивается полезность разумных требований к ребенку, необходимых для закрепления, достигнутого в детском саду.

Как показывает практика, для полноценного речевого развития до школьников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах и по определенной системе:

  1. Знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой.
  2. Индивидуальное консультирование родителей.
  3.  Групповые формы работы с родителями.

 Знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой

 Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы практикуем в нашем детском саду логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек и скул. Родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время занятий дети и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. В течение года родители могут наблюдать за гидромассажем кистей рук.

Предлагаемые приемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Самое главное в нашей методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.

Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах.  Массаж воспринимается ребенком, как интересная игра.

Индивидуальное консультирование родителей

 На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей:

  1. в начале года сообщается родителям о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
  2. обращается внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
  3. показываются приемы работы с ребенком для правильного выполнения массажных движений,  артикуляционной и пальчиковой гимнастики в домашних условиях;
  4. подчеркиваются успехи и трудности ребенка в процессе коррекционной работы.

Групповые формы работы с родителями

 В детском саду организован родительский клуб «Ступеньки к школе», который состоит из трех секций.

  1. «Я сам» – для родителей детей раннего возраста.
  2. «Школа почемучек» – для родителей детей средних и старших групп.
  3. «Школа первоклассника» – для родителей детей подготовительных групп.

В клубе проводятся разные групповые формы работы с родителями.

  1. Дни открытых дверей.
  2. Анкетирование.
  3. Тематические консультации.
  4. Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми.
  5. Оформление информационно-методических выставок для родителей.

 Работу с родителями детей, поступивших в логопедический пункт, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с традиционного родительского собрания, а со Дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, психолог, но не вполне понимать, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут пройти не только по группам, но и посетить, например медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда, психолога.

Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические занятия и детей раннего возраста.

В работе я использую разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, речевые семейные праздники, консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий стараюсь привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов:

  1.  «Наши правила»;
  2. «Тренируем язычок»;
  3. «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
  4. «Друзья из книжки»;
  5. «Как учить стихи играючи»;
  6. «Я учусь наблюдать и запоминать»;
  7. «20 простых советов логопеда»;
  8. «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»;
  9. «Я учусь рассказывать, пересказывать»;
  10. «Игры для обучения грамоте»;
  11. «Леворукий ребенок».

 Для родителей, имеющих детей раннего возраста, организуется секция «Я сам», в которой проводятся консультации: «Что делать, если ребенок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребенок не заикался». Здесь в доступной форме объясняется, что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребенка, о чем и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительском уголке помещается информация «20 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.

  Для родителей детей, посещающих средние и старшие группы детского сада, организован родительский клуб «Школа почемучек». Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы, с детьми посещающих логопедические занятия, дает советы родителям детей с нарушениями речи.

 В начале и конце года в подготовительной группе для родителей работает «Школа первоклассника» и организуется просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. В начале года на занятиях показываются приемы работы по развитию речи, обучению грамоте, а в конце родители видят, чему научились дети. Все это способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их детей. Кроме того, родителям предлагаются тематические консультации:

  1. «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»;
  2. «Я учусь писать»;
  3. «Я учусь читать»;
  4. «Проблемы подготовки к школе».

Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 60с.
  2.  Васичкин В. И. Справочник по массажу. — Л.: Медицина, 1991. – 56 с.
  3.  Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003. - 42 c.
  4.  Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Исправляем произношение. – СПб.: Литера, 2009. – 96 с.
  5. Носова Е.А., Шевцова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

ПЛАН РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №37 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА 2018-2019 УЧ.ГОД.

ПЛАН работы В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №37 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»ПО ПредупреждениЮ детского дорожно-транспортного травматизма на 201...

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

Логопедическая  помощь -вид  медико-педагогической  помощи, оказываемой  лицам, страдающим  расстройствами  речи  функционального  или  органического...

Краткий обзор статей на тему "Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении"

В данном обзоре рассматриваются такие статьи, как Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Коротовских...