Краткий обзор статей на тему "Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении"
статья по логопедии
В данном обзоре рассматриваются такие статьи, как Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Коротовских Т. В. и Пяшкур Ю. С.); Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта (Плотникова А. А.); Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта (Симонова А. Ю.); Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи (Смирнова М. А.); Организация работы логопедического пункта в ДОУ (Парамонова О. Н).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткий обзор статей | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткие конспекты научных статей
№1
Коротовских Т. В. и Пяшкур Ю. С.
Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.
Организация специальной коррекционной работы по развитию внимания может привести к улучшению состояния фонематических процессов.
На основе полученных данных нами была разработана логопедическая технология. Цель логопедической технологии - формирование фонематического восприятия по средствам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Логопедическая технология была разработана на базе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой и программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на подгрупповых занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
Коротовских Т. В., Пяшкур Ю. С. Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Российский психологический журнал. – 2016. – № 13. С. 16-23.
№2
Плотникова А. А.
Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Данное понимание еще не стало распространенной практикой образования родителей. Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют. Вместе с тем очевидна необходимость специальных программ развития родительской компетентности на всех этапах развития семьи.
Всесторонняя помощь родителей в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности детей будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – психологическое здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
В настоящее время развитие родительской компетентности рассматривается в трех ракурсах: первый связан е формированием достаточного уровня общей информированности родителей о развитии ребенка того или иного возраста; второй аспект касается способности родителей сопереживать, принимать, понимать, «вчувствоваться» в своего ребенка; третий момент связан с поведенческим компонентом, умением родителей грамотно взаимодействовать с ребенком.
Плотникова А. А. Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2008. – № S1. – С. 314 – 319.
№3
Симонова А. Ю.
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта.
Основной принцип организации работы в логопедическом пункте ДОУ является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
Целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Симонова А. Ю. Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-7. – С. 32-35.
№4
Смирнова М. А.
Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи.
В современной ситуации необходимо, чтобы дети дошкольного возраста не только имели определённую сумму знаний, умений, навыков и правильную речь, но так же развитый творческий потенциал, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ. Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Во время таких мероприятий используются игры, которые помогают привлечь неустойчивое внимание дошкольников, сделать обучение занимательным. Они подбираются с учетом речевых и психологических возможностей детей.
Смирнова М. А. Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. С. 6-9.
№5
Парамонова О. Н
Организация работы логопедического пункта в ДОУ.
Дошкольный логопедический пункт - одна из наиболее молодых форм организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. В настоящее время дошкольные логопедические пункты получают все более широкое распространение. Этому способствует целый ряд причин. Прежде всего, это резкое увеличение числа детей с разнообразными речевыми нарушениями, это стремление ДОУ соответствовать потребностям современных требований к дошкольному образованию и запросам родителей. Но при организации этой модели логопедической помощи детям у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как в организации, так и в отборе содержания коррекционно-педагогической работы.
Основными задачами логопедического пункта являются:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- направление детей с нарушениями речи на МППК (медико-психолого-педагогическую комиссию), для определения адекватной формы и программы обучения;
- коррекция нарушений в развитии устной речи;
- профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
- консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников;
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами воспитанников.
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: организационная; диагностическая; коррекционная; профилактическая; научно-методическая.
Парамонова О. Н. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 24. – С. 50-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи"
Описание специфики музыкальной деятельности в коррекционном детском саду...
Статья "Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
Статья "Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...
Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении".
Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении"....
Статья в соавторстве "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
В статье "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены трудности, сопровождающие работу воспитателя дошкольного образовательного учрежде...
Статья для старших воспитателей (методистов) "Проектирование - как одно из направлений методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
Из опыта работы. Реализация методических проектов в дошкольном образовательном учреждении....