Краткий обзор статей на тему "Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении"
статья по логопедии

Архипова Алена Романовна

В данном обзоре рассматриваются такие статьи, как Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Коротовских Т. В. и Пяшкур Ю. С.); Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта (Плотникова А. А.); Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта (Симонова А. Ю.); Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи (Смирнова М. А.);  Организация работы логопедического пункта в ДОУ (Парамонова О. Н).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краткий обзор статей22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Краткие конспекты научных​ статей

№1

Коротовских Т. В. и Пяшкур Ю. С.

Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.

Организация специальной коррекционной работы по развитию внимания может привести к улучшению состояния фонематических процессов.

На основе полученных данных нами была разработана логопедическая технология. Цель логопедической технологии - формирование фонематического восприятия по средствам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Логопедическая технология была разработана на базе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой и программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на подгрупповых занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Коротовских Т. В., Пяшкур Ю. С. Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР //  Российский психологический журнал. – 2016. – № 13. С. 16-23.

№2

Плотникова А. А.

Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Данное понимание еще не стало распространенной практикой образования родителей. Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют. Вместе с тем очевидна необходимость специальных программ развития родительской компетентности на всех этапах развития семьи.

Всесторонняя помощь родителей в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности детей будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – психологическое здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

В настоящее время развитие родительской компетентности рассматривается в трех ракурсах: первый связан е формированием достаточного уровня общей информированности родителей о развитии ребенка того или иного возраста; второй аспект касается способности родителей сопереживать, принимать, понимать, «вчувствоваться» в своего ребенка; третий момент связан с поведенческим компонентом, умением родителей грамотно взаимодействовать с ребенком.

Плотникова А. А. Развитие родительской компетентности в условиях дошкольного логопедического пункта // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2008. – № S1. – С. 314 – 319.

№3

Симонова А. Ю.

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта.

Основной принцип организации работы в логопедическом пункте ДОУ является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

Целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Симонова А. Ю. Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-7. – С. 32-35.

№4

Смирнова М. А.

Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи.

В современной ситуации необходимо, чтобы дети дошкольного возраста не только имели определённую сумму знаний, умений, навыков и правильную речь, но так же развитый творческий потенциал, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ. Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Во время таких мероприятий используются игры, которые помогают привлечь неустойчивое внимание дошкольников, сделать обучение занимательным. Они подбираются с учетом речевых и психологических возможностей детей.

Смирнова М. А. Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушениями речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012.  С. 6-9.

№5

Парамонова О. Н

Организация работы логопедического пункта в ДОУ.

Дошкольный логопедический пункт - одна из наиболее молодых форм организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. В настоящее время дошкольные логопедические пункты получают все более широкое распространение. Этому способствует целый ряд причин. Прежде всего, это резкое увеличение числа детей с разнообразными речевыми нарушениями, это стремление ДОУ соответствовать потребностям современных требований к дошкольному образованию и запросам родителей. Но при организации этой модели логопедической помощи детям у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как в организации, так и в отборе содержания коррекционно-педагогической работы.

Основными задачами логопедического пункта являются:

- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

- определение их уровня и характера;

- направление детей с нарушениями речи на МППК (медико-психолого-педагогическую комиссию), для определения адекватной формы и программы обучения;

- коррекция нарушений в развитии устной речи;

- профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

- консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников;

- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: организационная; диагностическая; коррекционная; профилактическая; научно-методическая.

Парамонова О. Н. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 24. – С. 50-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Статья "Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении".

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении"....

Статья в соавторстве "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

В статье "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены трудности, сопровождающие работу воспитателя дошкольного образовательного учрежде...