Главные вкладки

    развивающие игры для самых маленьких и не только...
    материал (логопедия) по теме

    консультация для родителей. может быть использована как папка-передвижка,  знакомит родителей  с развивающими играми,  моделирующими  творческий процесс, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта и речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_roditeley_igrushki.docx28.46 КБ

    Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей

    Развивающие игры для самых маленьких и не только…

         Дети играют,  играют, играют……  С куклами, машинами, кубиками, дощечками, мебелью, деревьями, водой. Играют с взрослыми и во взрослых. Мир для них - игра, которую они подчиняют своим правилам. Нужно полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

          Играми нового типа,  моделирующими  творческий процесс и создающими свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта,   являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
       1. Каждая игра представляет собою НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
      2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

       3. Задачи расположены, как правило, в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т.е. в них использован принцип "от простого к сложному".
      4. В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух -трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
      5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
     6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
     7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
     8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет ребенку САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ.
     9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
     10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

       В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения - ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ - с очень важным условием творческой деятельности - ДЕЛАТЬ ВСЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

                                             Советы родителям:
         Прежде чем познакомить ребенка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами. Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить.

         Обязательно играйте вместе с малышом в развивающие игры. Это даст вам возможность "чувствовать" ребенка: вы будете понимать, когда нужно закончить игру, когда обратить внимание малыша на что-нибудь другое. Играя с ребенком, не опережайте его. Вам будут лучше понятны его находки, открытия и удачи, если вы будете следовать за ним с небольшим отставанием, копируя его действия.

          Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм, некоторые игры можно начинать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки, а детям, особенно маленьким, свойственно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Интерес может легко притупиться даже от небольшого нажима, принуждения. Следовательно, если ребенок не хочет играть, не заставляйте его, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание: пригласите его друзей и организуйте игру, а еще лучше, если сам малыш достанет кубики или другие игры и объяснит гостям, как играть. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру.

        Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес. Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка - они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм. Основное правило развивающих игр: взрослые не должны выполнять задания за ребенка, не должны подсказывать ему. Правда, вначале, когда малыш только знакомится с играми, ему можно помогать репликами ("Верно!", "Молодец!" и т.д.), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребенок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки ребенок тоже должен, главным образом, сам. Если он их не видит, помогите ему. Но при этом дайте малышу возможность "выложиться" до конца.

                                Развивающие игры для самых маленьких:

    Читая описания развивающих игр, вы, несомненно, обратите внимание на то, что почти каждая игра рекомендуется и самым маленьким детям - полутора-двух лет, но цели, с которыми эти игры им предлагаются, совсем другие. Здесь не ставится задача научить малышей тому, чему учат в старших классах: чертить, решать сложные математические задания и т.п. Малыши должны научиться очень простым вещам, о которых родители часто и не задумываются.

    Какие же цели у развивающих игр для самых маленьких?

    Привыкание. Когда ребенок с раннего возраста видит буквы, цифры, винты, гайки, часы, термометр и другие предметы, может их потрогать и' с ними поиграть, в дальнейшем для него не составит труда понять их назначение, научиться писать, считать, конструировать и решать задачи. В старшем же возрасте знакомиться со многими предметами, осваивать соответствующие понятия и способы мышления будет сложнее.

    Развитие мелких мышц кистей рук. Руки у маленьких детей неловкие. Брать предметы и класть их аккуратно для них не так просто, как для старших. Поэтому такие задания, как открыть крышку коробки, достать оттуда кубики, плотно прижатые один к другому, сложить их обратно в коробку, способствуют развитию мелких мышц кистей рук. А это очень важно для развития речи и овладения ребенка письмом.

    Развитие аккуратности. С самого раннего возраста малыш должен привыкать к тому, что все игры хранятся в коробках, а после игры убираются обратно. Для того чтобы привлечь особое внимание к коробке (и необходимости укладывать туда игру), во многих играх специально используются коробки с "секретом". Нежелательно, чтобы разбрасывание игрушек закрепилось как навык, потому что в старшем возрасте переучить ребенка будет сложно.

    Умение различать цвета и оттенки. Первые естественные задания: найти красную грань на кубиках, сложить синие кубики с синими, назвать цвета, - не только развивают зрение, но и вырабатывают навыки классификации, помогают понять более сложные задания.

    Умение классифицировать. Положить треугольник в треугольное отверстие, уложить в ряд одноцветные квадраты, разложить кубики по числу граней одного цвета ("однушек", "двушек", "трешек") - подобные задания просты и понятны маленьким детям даже не умеющим говорить. Такие задачи особенно важны; в старшем возрасте навыки классификации дадут основу для развития логического мышления.

    Развитие фантазии и воображения. С одной стороны, малыш должен привыкать к точному исполнению заданий, а с другой - должен иметь простор для фантазии. Ребенок может самостоятельно придумывать свои узоры, модели, давать им названия, сочинять про них сказки. Неожиданные, нестандартные мысли малыша следует поощрять и записывать в дневник. 
    Развитие речи. Играя с ребенком, необходимо называть и спрашивать названия предметов и фигур, рассказывать про них сказки.

    Навыки общения. Малыш должен участвовать в коллективных играх - таким образом он привыкает к общению со старшими детьми и, подражая им, многому учится.

        Разумеется, для детей младше трех лет трудно составить сколько-нибудь полный список требований, набор задач и перечень навыков, которые они должны усвоить. Даже такая задача как вытащить мяч, закатившийся за диван, самостоятельно решенная ребенком, который умеет пока только ползать, даст импульс дальнейшему развитию его творческих способностей.  Привлекая детей к развивающим играм, вы предоставляете им широкие возможности постоянно делать все новые и новые открытия, незаметно, но систематически овладевать разными подходами и способами действий, которые потом перерастут в способности к активной творческой деятельности.

    Автор: учитель-логопед  Мироманова Н.В.

                                                                           Консультация составлена по материалам книги Б.П Никитина

    «Развивающие игры для детей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

    особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

    Развивающие упражнения для самых маленьких

    Данные упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, что является важнейшим фактором для развития ребёнка....

    Консультация для родителей: "Развивающие игры для самых маленьких".

    Советы родителям в какие игры ирать с детьми раннего возраста....

    Развивающие игры для самых маленьких.

    Игры, которые я использую на своих занятиях, помогают ребёнку быстро адаптироваться в младших группах детского сада. Формируют хорошее отношение к себе и к окружающим....

    Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить.....