Консультация для родителей: "Развивающие игры для самых маленьких".
консультация (младшая группа) на тему
Советы родителям в какие игры ирать с детьми раннего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для самых маленьких
Ребенок третьего года жизни активно познает окружающий мир, а также учится способам взаимодействия с ним. Игра – один из наиболее приятных и полезных способов этого познания. Существует множество развивающих игр для малышей, которые родители используют и придумывают сами. Несмотря на принадлежность к той или иной категории, эти игры воздействуют на развитие ребёнка комплексно, оказывают влияние на развитие различных сфер: познавательной, эмоциональной, игровой, двигательной. Многообразие детских игр можно условно разделить на следующие группы:
- "Добрый сказочник" – сказки, потешки, рассказы, стихи.
Сказки полезны детям по многим причинам: они помогают развитию внимания, речи и других психических процессов, формируют умение различать эмоции. В конце концов, в сказках в простой форме содержатся важные человеческие правила и ограничения: что такое хорошо и плохо, что опасно, как вести себя правильно и чего следует избегать и т.д. Русские народные сказки - метод, испробованный многими поколениями. Однако не стоит ограничивать себя только им: вы и сами, подключив воображение, можете придумать сказку, интересную для ребёнка и раскрывающую какую-либо из волнующих вас проблем. Не стоит забывать и про разнообразные спектакли: кукольные, с использованием игрушек, пальчиковых кукол. Это не только отличное времяпрепровождение для вас обоих, но и весёлое приобщение ребёнка к культурной сфере жизни.
- "Мир вокруг меня" - игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире.
В эту категорию входят разнообразные упражнения на ознакомление с природой, животными, с бытовыми предметами и способами действий с ними. Такие игры поощряют и развивают предметную деятельность ребенка. Например, игра "Кто где живёт?": взрослый показывает ребёнку картинки с изображением животных (мишки, птички, рыбки) и их домиков (берлоги, гнезда, пруда) и просит вернуть каждое животное в его домик. Вместо картинок можно использовать игрушки и весело, познавательно проиграть для малыша эту пока незнакомую тему. Если ребёнок испытывает затруднения, взрослый помогает ему, а затем при помощи сказки или той же игры напоминает малышу, кто где живёт. Также любима детьми игра "Съедобное - несъедобное" (для малышей она должна быть максимально простой): вместо бросков мячика можно сделать круг-рулетку с изображениями съедобных и несъедобных предметов. Следует предостеречь: не упорствуйте только в этом направлении, давайте малышу те основные понятия, которые он в состоянии усвоить сейчас, не торопитесь. Перегружать ребёнка не стоит. Всё, что касается окружающего мира, он будет узнавать последовательно, с вашей помощью. А пока можно начать с малого и такого важного: день и ночь, ознакомление со временами года и наиболее показательными представителями животного и растительного мира. Маленький Эйнштейн будет охотно подхватывать всё, что вы расскажете, но по-настоящему запомнит и усвоит немногое, поэтому – не спешите. И помните, что для закрепления материала его важно повторять как можно чаще – желательно в игровой форме и используя собственную фантазию.
Способствовать развитию предметной деятельности и закреплению элементарных бытовых навыков вы также можете с помощью игры: научите ребёнка обращаться с игрушечным телефоном, а уже потом обратите его внимание на настоящий; поиграйте с ним на игрушечной кухне, а затем дайте небольшое (и безопасное!) поручение, когда будете готовить по-настоящему.
- "Я знаю всё!" – игры, направленные на развитие познавательной сферы.
В эту группу входят игры для развития речи, слуха, памяти, мышления и всех психических процессов, представлений о цвете, форме, величине. При помощи этих игр ребёнок полнее включается в исследование мира. Для развития речи существует огромное количество увлекательных упражнений, но вы можете придумать свои, которые будут учитывать интересы и особенности вашего ребёнка. Пример игры - "Подзорная труба": трубу взрослый мастерит из бумаги и предлагает ребёнку рассмотреть предметы через неё, называя то, что он видит. Если ребёнок не знает названия предмета или произносит его не совсем правильно, задача взрослого - помочь малышу верно назвать предмет. Очень хорошо способствуют развитию речи различные виды пальчиковой гимнастики. К этой группе также относятся игры "Найди звучащую игрушку", "Что как шумит?" (развитие слуха), "Найди свой домик"; "Кто потерялся?" (ребёнок видит несколько игрушек, посаженных в ряд, затем отворачивается, взрослый убирает одну, и малыш должен сказать, какой игрушки не хватает); "У каждой коробочки своя крышка" (нужно взять несколько разных по величине (форме, цвету) коробочек и попросить ребёнка подобрать к каждой крышку) - эту игру можно усложнять и изменять как угодно. Для соотнесения по форме подходят простые виды пазлов (их можно изготовить самостоятельно, вырезав из листа картона необходимые фигурки). Для развития представлений о величине можно использовать уже известную пирамидку, матрёшку или разноцветные стаканчики разного размера. Кроме того, для развития восприятия подходят все виды изо-деятельности.
- "Ум на кончиках пальцев" - развитие мелкой моторики и сенсорное развитие.
Мелкая моторика активно развивается в процессе лепки, рисования, конструирования. Малышу наверняка понравится игра "Соберём бусы", а если бусины спрятать в контейнере с крупой и попросить ребёнка их отыскать, это будет очень полезно и для тактильного восприятия.
Развивайте мелкую моторику и тонкие движения пальцев с помощью пальчиковой гимнастики, играйте с пальчиковыми куклами, собирайте мозаики. Давайте ребёнку рисовать, если он этого хочет, и рисуйте вместе с ним, создавайте поделки.
Для сенсорного развития используйте и совершенствуйте игру "Что лежит в мешочке?" (ребёнок на ощупь угадывает, какой предмет у него в руке), а также все виды игр с различными сортами крупы. Развивайте и поощряйте интерес к творческой и продуктивной деятельности: весь мир находится в баночке с краской!
- "Движение-жизнь!" - подвижные игры, способствующие общему физическому развитию и помогающие сбросить лишнее напряжение.
Кроме того, подвижные игры вызывают яркие эмоции и крайне полезны. Однако не следует забывать о чувстве меры: увлекаться подвижными играми или делать упор только на них тоже не нужно. Такие игры, как "День-ночь", "Тучка и солнышко" помогают сбалансировать двигательную активность и приучить малыша к более плавному режиму, когда за движением следует минутка спокойствия.
Подвижные игры можно и нужно усложнять, вводя новые, сначала простые условия. Например, вместо слов ввести музыкальный инструмент (бубен, погремушку) или реальные звуки животных, погодных явлений (ветра, дождя). Это не только интересно, но и очень полезно для малыша. Использование подвижных игр с простыми правилами очень продуктивно в области профилактики и коррекции гипервозбудимости.
Различные виды игр с мячом, "догонялки" с плюшевым мишкой, подражание животным (прыгать как зайчики, ходить как кошки) не только улучшают физическое здоровье ребёнка, но и дарят незабываемые эмоции. Буквально очаровывают малышей стихи: не забывайте об этом! Сочетание рифмы и движений способствует развитию ритма и упорядоченности, снижению импульсивности.
- «Улыбнитесь мне!» - игры, насыщенные эмоциями.
Эмоции важны для ребёнка в любом возрасте, но если для старшего ребёнка они действуют как подкрепление, то в раннем возрасте чрезвычайно важны в целом для психического развития. Малыш обращает внимание на мимику – старайтесь с её помощью характерно показывать, что вы рады, что недовольны (когда ребёнок делает что-то запретное), включайте эмоциональное общение в повседневную жизнь. Акцентируйте внимание ребёнка на важных моментах с помощью мимики и интонаций: эмоциональные реакции запоминаются малышом очень хорошо.
Игра, вызывающая детский восторг – «Прятки» (можно спрятать лицо в ладонях, можно – за платочком, можно спрятаться целиком или спрятать игрушку). Кроме того, малышу очень весело и интересно убегать от мамы, которая изображает лису (мишку, кошку), а потом догонять её. Просто восторг – спрятаться с мамой в одном домике от дождя под зонтиком. К играм, вызывающим сильные переживания, относятся «Ворон и птенцы», «У медведя во бору», «Кошка и мышки» - то есть те игры, которые позволяют ребёнку почувствовать лёгкий страх, но тут же спрятаться от него в безопасном месте.
Стоит предостеречь родителей от пресыщения такими играми: они стимулируют не только эмоциональную, но и двигательную активность, поэтому правило безопасности «насыщенная игра – спокойная игра» действует и в этом случае. Не стоит провоцировать перевозбуждение, для начала достаточно ограничиться тремя-пятью минутами (максимум) таких игр в день.
• «Учимся играть!» - совместные игры с взрослым, направленные на развитие предметно-игровых действий ребенка.
Мы помним о том, что игра – это такая же естественная деятельность для дошкольника, как и обучение – для школьника, и труд – для взрослого. В игре развиваются все основные психические процессы, поэтому важно в свою очередь развивать и поддерживать игру, делая её мощнейшим средством развития ребенка.
На третьем году жизни ребенок переходит от простых манипуляций с предметом – постучать трубкой телефона по столу, покатать матрешку по полу – к собственно предметным действиям – разбирает и собирает матрешку, подносит трубку телефона к уху. Это значит, он осваивает способы действия с тем или иным предметом. Затем, к двум с половиной-трем годам, эти действия становятся игровыми – ребенок не просто открывает и закрывает в матрешку, но играет, как будто матрешка ходит, затем «кормит» матрешку, укладывает спать. Постепенно ребенок переходит от набора простых игровых стереотипных действий к действиям, связанным единым сюжетом – матрешка пошла в магазин, купила еду, приготовила, поела, легла спать и т.д. И здесь очень важно участие взрослого: именно взрослый, поднеся ложку к лицу куклы, показывает, как можно играть в «обед». Именно взрослый придумывает и направляет сюжет игры. Повторяя за ним, ребенок постепенно подключает собственную фантазию и жизненный опыт. Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д.
Постоянные комментарии взрослого к игре: «А теперь мишка пошел гулять, топ-топ-топ! А навстречу ему зайка: прыг!» - способствует развитию речи ребенка.
Для малыша двух-трёх лет мир только начинает играть красками. Используя весёлые развивающие игры и придумывая свои, вы не только поддержите ребенка, но и сами получите море удовольствия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развивающие компьютерные игры для дошкольников""
Консультация лоя родителей...

Консультация для родителей «Развивающие игры для самых маленьких и не только…»
Консультация в форме практикума...
Консультация для родителей "Музыкальные игры для самых маленьких , стимулирующие развитие взаимодействия со сверстникамия
Музыкальные игры, которые позволят сформировать у малыша доброжелательный интерес к сверстнику....

Консультация для родителей. Развивающие музыкальные игры в семье.
Музыкальные развивающие игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами ...

Консультация для воспитателей "Игры для самых маленьких"
Материал для воспитателей младших групп детского сада...

«Консультация для родителей «Развивающие речевые игры по теме «Зима»
Задачи, которые решают речевые игры по теме «Зима»: • развитие высших психических функций; • развитие слухового внимания и восприятия; • развитие пальцевого и артикуляторного праксиса; • формирова...

Консультация для родителей «Развивающие игры для самых маленьких»
Цель консультации для родителей: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах оптимизации процесса адаптации детей к условиям детского сада. Задачи:познакомит...