Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Демидова Екатерина Алексеевна

 

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности и РТВ (развитие творческого воображения).

   Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности  каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ и РТВ29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 городского округа Власиха

Выступление по теме:

«Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ»

на семинаре-практикуме по теме:

«Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

на базе МБДОУ д/с №21 Одинцовского муниципального района

Выступление подготовил:

учитель-логопед Комарова Екатерина Алексеевна

25. 04. 2012 г.

   Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности и РТВ (развитие творческого воображения).

   Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности  каждого ребенка. 

   Основные функции и области применения ТРИЗ:

- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

- прогнозирование развития технических систем;

- пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

- совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

   В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Обучение составлению творческих рассказов по картине по методике ТРИЗ и РТВ.

   Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. Рассмотрим поэтапно методику составления рассказа.

1. Состав картины

   На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос: Кто нарисован?

 Он дает толчок к поиску наиболее активного персонажа - человека. Тогда правильный ответ будет - девочка. - Что делает? - Кормит уток. На этом мы исчерпали содержание картинки, поскольку других «кто», кроме девочки и уток, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к размытому   «что».

   В этой ситуации нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай. Он, в удобной для детского восприятия форме, воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела. Для надежности сфокусировали взгляд с помощью кинокамеры: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект.

   Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: девочка, утка, зерно, тазик и т.д.

   Дети стараются выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Выделить главное, отбросить лишнее - этому можно научить потом. Сейчас   важно,   чтобы   было из чего выделять.

      Шаг 1: «Дели!» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.

2. Связи и взаимодействия между объектами

   Теперь займемся другой проблемой: вопрос «что делает?» не радует нас обилием ответов. Девочка кормит уток, утки едят зерно, что тут еще скажешь? А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Задаемся целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.

   Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давай умение объединять. С чего начать? Какие два кружочка мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить кружочки  линией.   С  условием,   что  он   может  обосновать,почему так сделал. Итак:

-        утки и зерно: утки едят зерно.

-        утки и девочка: девочка кормит уток.

   Шаг 2: «Давай!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.

3. Характеристики объектов и действий

 Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка   ожила   в   нашем восприятии.

   Вспомним, что определяя состав картинки, мы разделили уток на светлых и темных, траву - на низкую и высокую. Предложим детям использовать эти характеристики при выстраивании связей.

-Закройте на минутку глаза и представьте,   что вы  попалив  картинку.   Прислушайтесь     внимательно,   что   происходитрядом с вами. Что вы слышите?

-Я слышу, как утки крякают.

-Я слышу, как они клювом стучат по корыту.

-Я слышу, как скрипит забор.

-Я слышу, как шуршит зерно в тазу.

-Я слышу, как растет трава.

   Дети получают удовольствие от работы с этой далеко не высокохудожественной картинкой, и это приятное  чувство.

  Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

4. События предшествующие и последующие

Наша позаимствованная у Дели-Давай камера обследовала все уголки картинки. Закончилась ли на этом ее работа? Пожалуй, нет. Но для нового взгляда на картинку мы переложим камеру в  руки другого волшебника  -  Отставай-Забегай.  Онпозволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности  

   Дети понимают, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее. С такой подготовкой мы еще раз вернулись к рассмотрению нашей картинки.

- Итак, девочка сейчас на поле кормит уток. А где она былараньше?

- Раньше она была дома, играла. Кончила играть и сразупошла к уткам?  

- Пропустили,   она сперва взяла зерно.

- Взяла зерно прямо в руки и пошла?

- Нет, нашла тазик и лопатку, насыпала зерно в тазик и тогда

пошла.

- Девочка играла дома,   а потом собралась кормить уток:взяла тазик, пошла в кладовую, набрала там зерно и понесла его на поле  к уткам.

 Таким  образом,  мы  подошли  к ситуации,изображенной  на картинке: девочка кормит уток.  

   Важно не только учитывать причинно-следственные связи, но и построить интересный рассказ.

   Шаг 4: «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

5. Разные точки зрения

  1. Представьте, что все мы утки. И мы гуляем по траве -
    отставай! - в тот момент,   когда девочка еще не пришла.   Мы
    голодные и настроение у нас какое? Да, плохое. Почувствуйте,
    какие у вас пустые животики,    послушайте,  как они бурчат,
    посмотрите тогда вокруг и расскажите,
    какие все вещи,  которые
    вас окружают.
  2. Забор старый, гнилой.
  3. Корыто грязное.
  4. Трава сухая, колючая.
  5. Девочка плохая,   ленивая.

-        А теперь -забегай! - пришла девочка и всех уток накормила.
Мы теперь сытые,  довольные и настроение у нас хорошее.

Каким теперь мы увидим все вокруг?

  1. Корыто удобное, широкое.
  2. Забор хороший, защищает нас.
  3. Трава сочная, зеленая.
  4. Девочка добрая, заботливая.

Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния и смогли высказать свое отношение к изображенному на ней. По какому признаку находить разные состояния, настроения, чтобы предложить их детям для формирования точки зрения? У одного (или у группы) одно настроение, а у другого - противоположное. Другая возможность - изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом - наоборот. Тогда стоит внимательно попутешествовать вместе с Отставай- Забегай, чтобы найти причину изменений. Это может быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, физиологические процессы героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.

  Шаг 5: переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Пример

У:    Что изображено на картинке?

Д    Зоопарк.

У: Вспомним нашу экскурсию в зоопарк. Что было до зоопарка?

Д: Мы ехали на автобусе, покупали билеты, а потом вошли в зоопарк.

У:    Каких зверей мы видели в зоопарке?

Д:   Обезьян,   слонов, медведей и т.д.

У: А теперь назовите тех зверей и птиц, в названии которых есть звуки [б,б'].

Д:   Барсук, зубр, зебра, белка, голуби.

У: Как вы думаете, о каких животных говорят «Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки»?

Д:   О зебрах.

У: Верно. Рассмотрим зебру на рисунке взглядом -дели! - и сравним ее'с зубром

Д:   У зебры нет рогов на голове, зато есть грива. У:    Чем отличается каждая часть одного животного от другого?

Д:   У зебр не такая мощная грудь, как у зубра. Они ниже ростом.

Голова у зебры меньше, чем у зубра. Туловище у зебры гладкое,    полосатое, а у зубра шершавое,   коричневое.

Уши у зубра длинные, а у зебры маленькие. Ноги у зубра толстые, а у зебры стройные.

У:    Мысленно погладим зебру. Какая она?

Д:   Она мягкая.

У:   А грива какая на ощупь?

Д:   Грива мягкая тоже, пушистая.

У: Такая же мягкая, как хвост у лисы, и такая же пушистая?

Д:   Нет, она   как мягкая щеточка.

(Далее  следует  рассказ учителя  о зебрах,   их жизни  и привычках).

У: Об остальных обитателях зоопарка мы поговорим в следующий раз, а сегодня закончим нашу экскурсию в зоопарк.  

-Забегай! - что же будет потом? Д:   Мы сядем на автобус и поедем домой. У:   О чем вы расскажете родителям дома?

Д:   Я расскажу о зебре и зубре.

У:   Как же мы озаглавим картинку?

Д:   В зоопарке. Экскурсия в зоопарк.

Результаты применения ТРИЗ и РТВ на занятиях:

•        Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

•        Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций.

•        Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

•        Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)  

Литература.

1.   Г.С.Альтшуллер.   Найти   идею,   Новосибирск,   «Наука»,

1986.

2.  И.Н.Мурашковска. Картинка без запинки. СпБ.,ТОО "Триз-шанс"

1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).

Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...

Обучение дошкольника составлению рассказа по картине.

Каждому родителю нужно знать, что учить ребенка составлять рассказы по картинам можно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Когда освоены лексико - гра...

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...

Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».

Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты...

Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...