В школу без дефектов речи
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе- это не только обучение чтению и счету, не только покупка неоходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ребенку справится со школьной программой.

 

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

 

  • хорошее физическое развитие ребёнка;

 

 

  • развитый физический слух;

 

 

  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 

 

  • нормальное функционирование ЦНС;

 

 

  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространственные и временные представления, счетные операции);

 

 

  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

 

 

  • познавательная активность, желание учиться, интерес к занятиям, любознательность;

 

 

  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

 

 

 

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества.

 

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

 

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к ег речи, вниманию, памяти. Существенную роль психологическая готовность к школьному обучению, т.е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.

 

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Это следующие критерии:

 

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

 

 

  1. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 

 

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный- согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки -гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.Оцениваютс умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

 

 

  1. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме ( палец- пальчик, рука- ручка, дом- домик, домишко), выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных(стол- настольная лампа, посуда-посудный шкаф, книга-книжный шкаф и т.д.)..

 

 

  1. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформиромированным предлжением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

 

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

 

Формирование грамматически правильной речи, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка до школы в семье и в детском саду.

 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, свои желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети сами начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, обидчивыми.

 

Для воспитания правильной, полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь как правило, в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и т.д. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих детей в первую очередь по русскому языку и чтению отмечается большой процент детей с фонеическими дефектами.

 

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков , как правило учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения.

 

Среди учащихся неуспевающих практически нет.

 

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические прцессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или по артикуляции (шипящих- свистящих; звонких-глухих; твердых- мягких, р-л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта ( дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

 

Поэтому основная задача родителей -обращать внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, выполнять рекомендации логопеда, предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если семья и детский сад, а в дальнейшем школа закрыты друг для друга, то ребенок в таком случае находится между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание не усвоение ребенком программы детского сада, школы.

 

А мы с вами заинтересованы в том, чтобы ребенок получил как можно больше знаний, умений и навыков, которые послужат ему базой для дальнейшего обучения.

 

Важное место в багаже знаний занимает овладение основами чтения. Важное, но не главное. Очень часто родители стремятся как можно быстрее научить ребенка читать, и при этом сами того не зная приносят своими уроками больше вреда, чем пользы .

 

 

Типичные ошибки при обучению детей чтению в домашних условиях.

 

В основу обучения кладется буква, а не звук . Например, звук [м] мы произносим отрывисто. И букву называть надо так же отрывисто: м. Однако говоря эм, мы говорим два звука э, м. Таким образом не надо путать понятия буква и звук. Буквы мы пишем, а звуки слышим.

 

 

Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога- м, а- и только потом произносит — ма. Запомните читать необходимо только по слогам: м...а длительно тянем и соединяем звуки в слог.

 

 Еще одна проблема с которой сталкиваются родители и педагоги: -ребенок плохо запоминает, путает, неправильно пишет буквы.

 

 Как помочь ребенку, если он плохо запоминает, путает, неправильно пишет буквы.

 

Проверьте- различает ли ваш ребенок понятия справа и слева? Он должен правильно выполнять задания: Покажи свое правое ухо, левую ногу, закрой правой рукой левый глаз и т.д. Расскажи какие предметы находятся справа от тебя, какие слева и т.д.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону- это чаще всего следствие несформированности данных понятий.

 

Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести частей? Если нет, необходимо потренироваться сначала, начать с 4-х.

 

 

Приемы запоминания букв.

 

 

1.Чтобы ребенок лучше запомнил буквы их можно лепить из пластилина, выкладывать из спичек и т.д.

 

2.Писать буквы большого размера, штриховать их, раскрашивать.

 

3.Можно предложить ребенку найти определенную букву в тексте и обвести её карандашом- это поможет запомнить букву и разовьет произвольное внимание ребенка. Затем можно усложнять данное задание: найти сразу две и более букв, одну подчеркнуть, вторую обвести, а третью букву зачеркнуть.

 

4.Письмо по опорным точкам, обводка по контуру, написанному взрослым.

 

5.Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П- похожа на стол, Т- молоточек, буква О- похожа на облако т т.д.

 

 

Обучение письму и чтению- важные, но не главные задачи в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

 

Признаки готовности детей к школе: сильное желание учиться, достаточно широкий круг знаний об окружающем мире, способность к выполнению основных мыслительных операций, определенный уровень физической и психической выносливости, развитие интеллектуальных моральных, эстетических чувств, определенный уровень речевого развития, развитие коммуникативных навыков.

 

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования многих способностей и качеств. Если вы, каждый день, будете заниматься с ребёнком по 15-20 минут в течении года, то эти занятия принесут огромную пользу вам и вашему ребенку, помогут ему подготовится к школьному обучению.

Советы учителя-логопеда родителям.

 

 

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения речевой материал должны соответствовать возрасту.

 

 

  1. При общении с ребенком всегда следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте непременно объясните.

 

 

  1. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие.

 

 

  1. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее-тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит слишком тихо, напоминайте ему: «Говорить надо внятно, четко и не спеша».

 

 

  1. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ваш ответ?». Если у вас есть диктофон или магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для вашего ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...

Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи

Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группеТема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....

Проект «В школу - без дефектов речи»

Краткая аннотация проекта. Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного...

«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....

"В школу без дефектов!!!"

Развитие связной речи,развитие лексической стороны речи,формирование грамматического строя речи,развитие звуковой стороны речи.  я разместила задания для выявления уровня речевого развития старши...