Консультация для родителей: "Роль детского сада в развитии речи ребенка"
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Роль детского сада в развитии речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детского сада в развитии речи ребенка

      Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка  лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

      Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

      Развитие человека - физическое и психическое – проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

      Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

      Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

       Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь ( с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.

      Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

     Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.

      Для функции речетворчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

        Перед детским садом стоит задача -научить детей свободно пользоваться родным языком  в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

        Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.

         В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

         Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется  познавательная деятельность человека.

          В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т.п.

         Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.

      Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.

      Учитывая индивидуальные особенности поведения  детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают.  Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду .

       Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

        Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их  речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

         Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.

       Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

      Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.

     Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.

     Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.

      Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

     Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

      Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.

      Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.

       Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.

      К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.

                                                           Доклад подготовила учитель-логопед Садовничая Т.Г.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Словарь:   в 2 года ребенок владеет словарем из 250-300 слов.  

Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность у ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети пропускают в слове отдельные слоги («клой»- открой, «сото»- высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул) и т.п.

Грамматический строй:  На третьем году жизни ребенок начинает высказывать  элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом пользуются как однословными предложениями, так и из 2-3 слов. Зачастую дети допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги и т. д.

Звукопроизношение: О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, т. к. звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи.

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает:

                                        губные звуки – п, п΄, б, б΄, м, м΄;

                                         губно-зубные- (ф, ф΄, в, в΄);

                                        переднеязычные (т, т΄, д, д΄, н, н΄, с΄, л΄)

                                        заднеязычные (к, к΄, г. г΄, х. х΄).

но  пропускает или заменяет

Свистящие звуки – с, з, з΄, ц

Шипящие – ш, ж, ч, щ

Сонорные – р, р΄, л

  Таким образом задачи воспитателя: в процессе бесед, чтения сказок, рассказов, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д.

                          - овладевать грамматическим строем речи;

                          - накапливать и уточнять словарный запас;

                          - совершенствовать произношение слов;

                          - развивать слуховое внимание, т.е. умения слышать определенный

                             звук, издаваемый каким –либо предметом,  и правильно соотносить

                            его с предметом и местом подачи звука;

                          - развивать речевое дыхания, голос, звукопроизношение.

                                        Вторая младшая группа

Словарь:  к трем годам ребенок владеет запасом  800-1000 слов

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Типичные ошибки неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов (один колесо, у меня много подругов).

Звукопроизношение:

- согласные произносятся смягченно («лозецька»- ложечка);

- Свистящие звуки с, з, ц  произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются («фобака» -собака, «вамок» - замок, «тветок»- цветок);

- шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются (« апка», «сапка», «фапка»-шапка).

- звуки р и л пропускаются («ампа»-лампа), заменяются звуками л΄(«лямпа», «ямпа»    

Задача воспитателя:

- развивать словарь и фразовую речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими;

- проводить игры на развитие речевого слуха, речевого дыхания, правильного пользования голосом;

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими.  Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти;

Во второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В.

РОЛЬ  ДЕТСКОГО  САДА

В  РАЗВИТИИ                                   РЕЧИ   РЕБЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль детского сада в развитии речи ребенка"

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – знач...

Консультация для родителей. Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка раннего возраста.

Роль устного народного творчества  в развитии речи ребенка раннего возраста....

Консультация для родителей "Роль процесса пережевывания пищи в развитии речи ребенка". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль процесса пережевывания пищи в развитии речи ребенка". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: " Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста"

Повысить компетентность родителей в вопросах развития правильной речи в домашних условиях....