Опыт работы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Опыт работы по предупреждению и профилактике дисграфии у старших дошкольников с ОНР в условиях логопункта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приемы
коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольного логопункта.
Учитель-логопед МАДОУ ДС КВ №4
Садовничая Т.Г.
Ст. Северская
П Л А Н
Введение.
Тема: Приемы коррекционно – развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Развитие фонематических процессов.
- Формирование навыков анализа и синтеза звукового и звуко-буквенного состава слова.
- Развитие и совершенствование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Закрепление приобретенных знаний и умений на материале смешиваемых звуков и букв.
- Приемы активизации мыслительной деятельности детей с ОНР на логопедических занятиях.
Заключение.
Современная школа. Сюда приходят разные дети. За последние годы контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С грустью приходится констатировать, что среди учеников поступающих в первые классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.
Особую группу среди них составляют учащиеся со сложной структурой речевого дефекта – дети с ОНР и с НВ ОНР.
Учителя-логопеды из опыта работы знают, что эти дети с первого же дня пребывания в школе будут испытывать не только трудности в общении, но и невероятные трудности в усвоении школьной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Поэтому так важно своевременно выявить таких детей.
Опыт работы показывает, что профилактика нарушений чтения и письма может и должна проводиться еще до того, как ребенок переступит порог школы. Тогда переход из дошкольного детства в школьное для детей с речевой патологией будет безболезненным и даже радостным.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР составляет целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представление о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения.
На первых занятиях начального периода коррекционно-развивающего обучения преобладает речь учителя-логопеда, которая оказывает обучающее, стимулирующее и регулирующее воздействие на детей. По мере нормализации звуковой стороны речи и активизации лексико-грамматических средств языка «удельный вес» речи детей на логопедических занятиях заметно увеличивается. Постепенно оно начинает доминировать, реализуясь в различных видах речевой деятельности (ребенок выступает в роли контролера, в роли ведущего занятие, организатора физминутки, речевой зарядки) и разнообразных формах вербализации учебной работы (подведения итогов занятия, словесный отчет).
Помимо этого, коммуникативная направленность обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, включая слушание, говорение, чтение и письмо.
Чтение и письмо вначале коррекционного обучения заменяется активной работой с различными схемами, представляющими собой модели анализируемых слов, а далее работой с разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.
Но еще раньше логопедическая работа проводится с учетом последовательности звукового анализа, обязательно помня о том, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее когда они находятся в конце слова. Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки.
В связи с этими особенностями работу начинаю на материале из ряда гласных (АУ, УА, ИА), затем ряда слогов(УМ, ОХ, ОП, АП, НО, КО, МУ), постепенно усложняя звуковой ряд.
В кабинете есть для этого соответствующий материал (игра «Собери букет» на лепестках цветов картинки, обозначающие слова из двух-трех звуков.
Итак, на первом обучающем этапе прослеживается последовательность работы над анализом и синтезом:
- Выделение гласных звуков в сильной позиции.
- Определение последовательности гласного в ряду гласных.
- Выделение гласного из положения после согласного (кот).
- выделение последнего согласного из обратных и закрытых слогов (ум, куст)
- Выделение первого согласного (мак).
- Выделение первого согласного (сани).
- Полный анализ и синтез обратного слога типа -АП, прямого –ПА.
- Выявление гласного звука в слабой позиции из начала слова (аптека), середины, конца слова.
- Выделение согласного из середины слова.
Дальнейшую работа по развитию звукового анализа и синтеза провожу с опорой на вспомогательные средства: звуковые линейки, фишки, графические схемы. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками, зарисовывает схему, анализирует слова, подбирая к ним графические схемы. Дети любят играть роль «живых звуков», выстраиваясь в звуковой ряд и произнося звуки в слове по порядку. Какое получилось слово?
Действия, которые выполняют дети в данных играх-заданиях представляют собой практические действия и навыки по моделированию последовательности звуков в слове.
Оказывается, учиться - это интересно!
Так, от занятия к занятию дети учатся четко произносить звуки, различать их на слух и выполнять различные задания:
- Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
- Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
- подобрать цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Принцип усложняется, реализуется через усложнение форм звукового анализа и речевого материала.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
ПА – (ПАР)
ПА – (ПАРК)
ПА - (ПАРОМ)
ПА - (ПАРУС)
ПА - (ПАРУСА)
- Подобрать слово с определенным количеством звуков.
- Преобразовать слова, добавляя звук:
РОТ – КРОТ
ОСЫ – КОСЫ
МЕХ – СМЕХ
ЛУГ – ПЛУГ
- Преобразовывать слова, изменяя один звук в слове «цепочки слов»:
СОМ – СОК – СУК – СУП – СУХ – СОХ – СОР – СЫР – СЫН – СОН – СОМ
ДОМ – ДАМ – ДАР – ПАР – ПИР – МИР и т.д.
- Составь слова из звуков одного слова:
СТВОЛ – СТОЛ – ВОЛ
- Еще «цепочка»: ДОМ – МАК – КОТ – ТОПОР – РУКА и т.д.
- Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков, соответствующего количеству точек на верхней грани кубика.
- Назвать слово, в котором звуки рассоложены в обратном порядке:
НОС – СОН, КОТ – ТОК, СОР – РОС, ТОП – ПОТ и т.д.
- Разгадать ребус.
Предлагается ряд картинок, например: «Курица», «Осы», «Шуба», «Карандаши», «Арбуз».
Выделяя первый звук в названиях картинок, называют полученное слово (КОШКА).
- Расставить цифры 3,4,5 под картинками (или наоборот) в зависимости
от количества звуков в названиях.
- Какой звук убежал:
(КРОТ – КОТ, ЛАМПА – ЛАПА, РАМКА – РАМА, СМЕХ- МЕХ)
- Найди общий звук с ловах:
ЛУНА – СТОЛ, КИНО – ИГЛА, ОКНА – ДОМ.
Формированию звукового анализа способствует и позвуковое проговаривание, опять же на обучающем этапе, с опорой на цифровой ряд.
Ребенок получает возможность в ходе неоднократных попыток уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки «.
Необходимо терпение т.к. каждое задание должно быть доведено до успешного завершения каждым ребенком. Сначала дети работают в медленном темпе по команде учителя-логопеда, ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем передвигают палец «пишут» - под цифрой 2 и называют 2-ой звук и т. д. Цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается вверх.
В этой кропотливой работе терпение всех окупится качеством письма.
Позже это задание будет выполняться бегло. При этом громкое проговаривание постепенно сменяется шепотным и переходит во внутренний план: дети молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове либо место в нем конкретного заданного звука. Ребенок, давший неправильный ответ, анализирует вслух, остальные находят ошибку, помогают товарищу исправить ее.
От звука к букве, от звукового анализа к звуко-буквенному составу слова. Уникальным средством для формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза является работа с кассой букв. Манипулируя буквой, ребенок получает удовольствие и открывает новый мир.
УПРАЖНЕНИЯ С КАССОЙ БУКВ:
Подстановочные: (СТОЛ – СТУЛ)
(ЛУК – ЖУК)
Обратноподстановочные :
(ШОРОХ – ХОРОШ)
Упражнения на добавление буквы или слова:
( ТОЛ- СТОЛ)
( РОТ – РОТА)
( МЫШИ – КАМЫШИ)
(СОВА – СЛОВА)
Исключение буква из слова:
(РОСА – ОСА)
Перестановка букв в слове:
(МАРКА – РАМКА)
(СТУК – КУСТ)
Комбинированные упражнения:
(ЛИСА - ЛИСТ)
Наращивание слова:
(СТО – СТОЛ – СТОЛБ – СТОЛБИК – СТОЛБИКИ)
Да, работе с разрезной азбукой и карточками–слогами, которые в логопедическом кабинете имеются в достаточном количестве, должно отводиться большое место.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья. Этому способствовала и работа по развитию слогового анализа и синтеза, которая начинается обычно с использования вспомогательных приемов, затем проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делаю акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных.
В дальнейшем провожу работу по выделению гласного звука из слога.
Детям нравится шифровать слова: поизносить слово по слогам, прислушаться к звучащему слогу, записать только гласные в слове, одновременно деля на слоги: о – а (окна), ы – и (мыши), о (дом) а-у-а (радуга). Далее они научатся слышать, выделяя голосом ударный гласный и обозначать его на схеме: и-а. Попробуйте подобрать к этой схеме слово (картинку)! Особую гордость испытывают дети, если им позволит логопед загадать зашифрованное слово группе. Сравнивая схемы, можно сделать вывод: какое слово длиннее, какое слово не делиться на слоги, вспомнить правило переноса.
Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаю следующие задания:
- Определить количество слогов в данных словах, поднять соответствующую цифру.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от качества слогов.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Особенно детям нравиться собирать свои имена, названия городов, рек, отгадок.
Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют видеть две буквы одновременно. Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Тренируемся в чтении слогов.
Слоги – это еще не особый речевой материал. Работе со слогами и слоговыми таблицами при дифференциации звуков должно уделяться особое внимание. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме – в разнообразных позиционных условиях в следующей последовательности:
- восприятие слогов на слух
- отраженное воспроизведение
- чтение таблиц (последовательно и вразбивку)
- запись слогов под диктовку(к этому времени у детей устранены смешения и замены в устной речи на индивидуальных логопедических занятиях).
Итак, в результате проведенной работы, пр выполнении задания логопеда по дифференциации каких-либо звуков, в процессе анализа звукового состава слова, ребенок уже может ответить примерно так:
«В слове «ШУМ» три звука, один слог. Первый звук Ш – согласный, шипящий, твердый, глухой. Второй звук У – гласный. Третий звук М – согласный, твердый, звонкий.
Только такая работа подготовит детей с ОНР к свободному учебному высказыванию в школе.
Активизации мыслительной деятельности детей на логопедических занятиях способствует не только интересный и разнообразный дидактический материал, но и вопросы и задания логопеда, не требующие однозначного ответа, а заставляющие наблюдать и сравнивать языковые явления:
- Чем похожи, чем отличаются?
- Посмотри, понаблюдай, расскажи, что изменилось?
- Догадайся, что надо сделать?
- Подумай, что надо изменить, чтобы получилось слово?
- По какому принципу составлена эта таблица? (например: суп-каска-нос).
- Назови слова, с которыми нельзя составить данное задание?
- Может, вы догадаетесь, почему слова разделены на -2 (3) группы?
- Найди ошибку.
- Какую закономерность вы заметили?
Детям интересны шарады, анаграммы, ребусы, кроссворды. Так воспитывается у них и внимание к произнесенному и напечатанному слову, развивается языковое чутье. А атмосфера доброжелательности, которая царит в логопедическом кабинете, вызывает у детей положительные эмоции и способствует более полному и свободному самовыражению детей их открытости.
Следует стремиться к тому, чтобы учебный труд был радостен и нужен каждому ребенку, так как известно, что школе полезен только такой труд, который приносит радость.
В данной работе изложены некоторые приемы коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с ОНР И НВ ОНР. Автор работы проводя коррекцию устной речи в условиях детского сада приходит к мнению, что обучение грамоте- чтению и письму еще в дошкольном возрасте помогает быстрее устранить дефекты устной речи, готовит дошкольника к полноценному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию, а также развивает такие важные черты, как вера в свои силы, желание учиться, удовлетворение.
Садовничая Тамара Григорьевна,
Учитель-логопед МАДОУ ДС КВ №4
ст. Северской, Краснодарского края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...