Опыт работы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Опыт работы по предупреждению и профилактике дисграфии у старших дошкольников с ОНР в условиях логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы

коррекционно-развивающего обучения  детей  старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольного логопункта.

Учитель-логопед МАДОУ ДС КВ №4

Садовничая Т.Г.

Ст. Северская

П Л А Н

Введение.

Тема: Приемы коррекционно – развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Формирование навыков анализа и синтеза звукового и звуко-буквенного состава слова.
  3. Развитие и совершенствование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  4. Закрепление приобретенных знаний и умений на материале смешиваемых звуков и букв.
  5. Приемы активизации мыслительной деятельности детей с ОНР на логопедических занятиях.

Заключение.

            Современная школа. Сюда приходят разные дети. За последние годы контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С грустью приходится констатировать, что среди учеников поступающих в первые классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.

          Особую группу среди них составляют учащиеся со сложной структурой речевого дефекта – дети с ОНР и с НВ ОНР.

          Учителя-логопеды из опыта работы знают, что эти дети с первого же дня пребывания в школе будут испытывать не только трудности в общении, но и невероятные трудности в усвоении школьной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Поэтому так важно своевременно выявить таких детей.

           Опыт работы показывает, что профилактика нарушений  чтения и письма может и должна проводиться еще до того, как ребенок переступит порог школы. Тогда переход из дошкольного детства в школьное для детей с речевой патологией будет безболезненным и даже радостным.

           Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР составляет целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо сформировать:

-   полноценные фонематические процессы;

-   представление о звуко-буквенном составе слова;

- навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения.

          На первых занятиях начального периода коррекционно-развивающего обучения преобладает речь учителя-логопеда, которая оказывает обучающее, стимулирующее и регулирующее воздействие на детей. По мере нормализации звуковой стороны речи и активизации лексико-грамматических средств языка «удельный вес» речи детей на логопедических занятиях заметно увеличивается. Постепенно оно начинает доминировать, реализуясь в различных видах речевой деятельности (ребенок выступает в роли контролера, в роли ведущего занятие, организатора физминутки, речевой зарядки) и разнообразных формах вербализации учебной работы (подведения итогов занятия, словесный отчет).

         Помимо этого, коммуникативная направленность обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, включая слушание, говорение, чтение и письмо.

         Чтение и письмо вначале коррекционного обучения заменяется активной работой с различными схемами, представляющими собой модели анализируемых слов, а далее работой с разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.

          Но еще раньше логопедическая работа проводится с учетом последовательности звукового анализа, обязательно помня о том, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

         Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее когда они находятся в конце слова. Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки.

       В связи с этими особенностями работу начинаю на материале из ряда гласных (АУ, УА, ИА), затем ряда слогов(УМ, ОХ, ОП, АП, НО, КО, МУ), постепенно усложняя звуковой ряд.

       В кабинете есть для этого соответствующий материал (игра «Собери букет» на лепестках цветов картинки, обозначающие слова из двух-трех звуков.

            Итак, на первом обучающем этапе прослеживается последовательность работы над анализом и синтезом:

  1. Выделение гласных звуков в сильной позиции.
  2. Определение последовательности гласного в ряду гласных.
  3. Выделение гласного из положения после согласного (кот).
  4. выделение последнего согласного из обратных и закрытых слогов (ум, куст)
  5. Выделение первого согласного (мак).
  6. Выделение первого согласного (сани).
  7. Полный анализ и синтез обратного слога типа -АП, прямого –ПА.
  8. Выявление гласного звука в слабой позиции из начала слова (аптека), середины, конца слова.
  9. Выделение согласного из середины слова.

     Дальнейшую работа по развитию звукового анализа и синтеза провожу с опорой на вспомогательные средства: звуковые линейки, фишки, графические схемы. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками, зарисовывает схему, анализирует слова, подбирая к ним графические схемы. Дети любят играть роль «живых звуков», выстраиваясь в звуковой ряд и произнося звуки в слове по порядку. Какое получилось слово?

          Действия, которые выполняют дети в данных играх-заданиях представляют собой практические действия и навыки по моделированию последовательности звуков в слове.

         Оказывается, учиться - это интересно!

Так, от занятия к занятию дети учатся четко произносить звуки, различать их на слух и выполнять различные задания:

  1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
  3. подобрать цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
  4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложняется, реализуется через усложнение форм звукового анализа и речевого материала.

  1. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

                 ПА – (ПАР)

                 ПА – (ПАРК)

                 ПА - (ПАРОМ)

                 ПА  - (ПАРУС)

                 ПА -  (ПАРУСА)

  1. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
  2. Преобразовать слова, добавляя звук:

                      РОТ – КРОТ

                      ОСЫ – КОСЫ

                      МЕХ – СМЕХ

                      ЛУГ – ПЛУГ

  1. Преобразовывать слова, изменяя один звук в слове «цепочки слов»:

СОМ – СОК – СУК – СУП – СУХ – СОХ – СОР – СЫР – СЫН – СОН – СОМ

ДОМ – ДАМ – ДАР – ПАР – ПИР – МИР  и т.д.

  1. Составь слова из звуков одного слова:

СТВОЛ – СТОЛ – ВОЛ

  1. Еще «цепочка»: ДОМ – МАК – КОТ – ТОПОР – РУКА и т.д.
  2. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков, соответствующего количеству точек на верхней грани кубика.
  3. Назвать слово, в котором звуки рассоложены в обратном порядке:

НОС – СОН,   КОТ – ТОК,   СОР – РОС,  ТОП – ПОТ и т.д.

  1. Разгадать ребус.

Предлагается ряд картинок, например: «Курица», «Осы», «Шуба», «Карандаши», «Арбуз».

Выделяя первый звук в названиях картинок, называют полученное слово (КОШКА).

  1. Расставить цифры 3,4,5 под картинками (или наоборот) в зависимости  

     от количества звуков в названиях.

  1. Какой звук убежал:

(КРОТ – КОТ,  ЛАМПА – ЛАПА,  РАМКА – РАМА, СМЕХ-  МЕХ)

  1. Найди общий звук с ловах:

ЛУНА – СТОЛ, КИНО – ИГЛА,  ОКНА – ДОМ.

Формированию звукового анализа способствует и позвуковое проговаривание, опять же на обучающем этапе, с опорой на цифровой ряд.

Ребенок получает возможность в ходе неоднократных попыток уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе  такого «письма без тетради и ручки «.

Необходимо терпение т.к. каждое задание должно быть доведено до успешного завершения каждым ребенком. Сначала дети работают в медленном темпе по команде учителя-логопеда, ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем передвигают палец «пишут» - под цифрой 2 и называют 2-ой звук и т. д. Цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается вверх.

В этой кропотливой работе терпение всех окупится качеством письма.

            Позже это задание будет выполняться бегло. При этом громкое проговаривание постепенно сменяется шепотным и переходит во внутренний план: дети молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове либо место в нем  конкретного заданного звука. Ребенок, давший неправильный ответ, анализирует вслух, остальные находят ошибку, помогают товарищу исправить ее.

           От звука к букве, от звукового анализа к звуко-буквенному составу слова. Уникальным средством для формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза является работа с кассой букв. Манипулируя буквой, ребенок получает удовольствие и открывает новый мир.

         

  УПРАЖНЕНИЯ С КАССОЙ БУКВ:

Подстановочные:   (СТОЛ – СТУЛ)

                                 (ЛУК – ЖУК)

Обратноподстановочные :

                                (ШОРОХ – ХОРОШ)

Упражнения на добавление буквы или слова:

                                ( ТОЛ- СТОЛ)

                                ( РОТ – РОТА)

                                ( МЫШИ – КАМЫШИ)

                                (СОВА – СЛОВА)

Исключение буква из слова:

                                 (РОСА – ОСА)

Перестановка букв в слове:

                                 (МАРКА – РАМКА)

                                 (СТУК – КУСТ)

Комбинированные упражнения:

                             (ЛИСА -  ЛИСТ)

Наращивание слова:

                              (СТО – СТОЛ – СТОЛБ – СТОЛБИК – СТОЛБИКИ)

Да, работе с разрезной азбукой и карточками–слогами, которые в логопедическом кабинете имеются в достаточном количестве, должно отводиться большое место.

       Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования  навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья. Этому способствовала и работа по развитию слогового анализа и синтеза, которая начинается обычно с использования вспомогательных приемов, затем проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

         При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

          В процессе развития слогового анализа в речевом плане делаю акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных.

          В дальнейшем провожу работу по выделению гласного звука из слога.

          Детям нравится шифровать слова: поизносить слово по слогам, прислушаться к звучащему слогу, записать только гласные в слове, одновременно деля на слоги: о – а (окна), ы – и (мыши), о (дом) а-у-а (радуга). Далее они научатся слышать, выделяя голосом ударный гласный и обозначать его на схеме:   и-а. Попробуйте подобрать к этой схеме слово (картинку)! Особую гордость испытывают дети, если им позволит логопед загадать зашифрованное слово группе. Сравнивая схемы, можно сделать вывод: какое слово длиннее, какое слово не делиться на слоги, вспомнить правило переноса.  

         Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаю следующие задания:

  1. Определить количество слогов в данных словах, поднять соответствующую цифру.
  2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от качества слогов.
  3. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Особенно детям нравиться собирать свои имена, названия городов, рек, отгадок.

Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют видеть две буквы одновременно. Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Тренируемся в чтении слогов.

Слоги – это еще не особый речевой материал. Работе со слогами и слоговыми таблицами при  дифференциации звуков должно уделяться особое внимание. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме – в разнообразных позиционных условиях в следующей последовательности:

- восприятие слогов на слух

- отраженное воспроизведение

- чтение таблиц (последовательно и вразбивку)

- запись слогов под диктовку(к этому времени у детей устранены смешения и замены в устной речи на индивидуальных логопедических занятиях).

Итак, в результате проведенной работы, пр выполнении задания логопеда по дифференциации каких-либо звуков, в процессе анализа звукового состава слова, ребенок уже может ответить примерно так:  

«В слове «ШУМ» три звука, один слог. Первый звук Ш – согласный, шипящий, твердый, глухой. Второй звук У – гласный. Третий звук М – согласный, твердый, звонкий.

Только такая работа подготовит детей с ОНР к свободному учебному высказыванию в школе.

Активизации мыслительной деятельности детей на логопедических занятиях способствует не только интересный и разнообразный дидактический материал, но и вопросы и задания логопеда, не требующие однозначного ответа, а заставляющие наблюдать и сравнивать языковые явления:

  1. Чем похожи, чем отличаются?
  2. Посмотри, понаблюдай, расскажи, что изменилось?
  3. Догадайся, что надо сделать?
  4. Подумай,  что надо изменить, чтобы получилось слово?
  5. По какому принципу составлена эта таблица? (например: суп-каска-нос).
  6. Назови слова, с которыми нельзя составить данное задание?
  7. Может, вы догадаетесь, почему слова разделены на -2 (3) группы?
  8. Найди ошибку.
  9. Какую закономерность вы заметили?

Детям интересны шарады, анаграммы, ребусы, кроссворды. Так воспитывается у них и внимание к произнесенному и напечатанному слову, развивается языковое чутье. А атмосфера доброжелательности, которая царит в логопедическом кабинете, вызывает у детей положительные эмоции и способствует более полному и свободному самовыражению детей их открытости.

Следует стремиться к тому, чтобы учебный труд был радостен и нужен каждому ребенку, так как известно, что школе полезен только такой труд, который приносит радость.

     В данной работе изложены некоторые приемы коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с ОНР И НВ ОНР. Автор работы проводя коррекцию устной речи в условиях детского сада приходит к мнению, что обучение грамоте- чтению и письму еще в дошкольном возрасте помогает быстрее устранить дефекты устной речи, готовит дошкольника к полноценному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию, а также развивает такие важные черты, как вера в свои силы, желание учиться, удовлетворение.

Садовничая Тамара Григорьевна,

Учитель-логопед МАДОУ ДС КВ №4

ст. Северской, Краснодарского края

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...