Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Ребёнок у экрана.Телевизор: друг или враг???

    Рекомендации логопеда по вопросам влияния просмотра телевизора на речевое развитие детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rebyonok_u_ekrana.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕБЁНОК У ЭКРАНА

    ТЕЛЕВИЗОР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

    Регулярный просмотр телевизора может неблагоприятно отразиться на речевой активности ребёнка. И это факт!

    В последние годы родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашем саду,  но и в других садах нашего города.

    Специальные исследования показали, что  25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. Для сравнения, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4%детей того же возраста. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло, более чем в шесть раз!

    Однако, причем, здесь телевидение, спросите Вы? Ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

    Разница огромная. Ведь речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, тем самым он включён в диалог. Причём включён не только слухом, но и артикуляцией, всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Из чего делаю вывод, ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.

    Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками и жестами.

    Так как речь разговорная – это  вершина, за которой скрывается внутренняя речь.  Если углубиться, то можно сделать вывод: речь – это  не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом. 

    Если развитие речи задерживается, следовательно, тормозится весь процесс развития в целом организма ребёнка, а это могут быть:

    1. затруднения воспринимать информацию на слух – не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения;
    2. слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений;
    3. неспособность удерживать короткие предложения и отдельные слова, в результате непонимание текста в целом, становится не интересно, скучно слушать даже самые хорошие книги.
    4. резкое снижение фантазии и творческой активности детей, теряется способность и желание чем-то занять себя.

    Телевизор, как и компьютер, при злоупотреблении им, начинает заменять и вытеснять обычное общение между людьми, становится своего рода наркотиком.

    Вполне возможно, что сыну или дочке «не хочется» учиться разговаривать, напрягаться, думать – ведь по телевизору информация даётся в упрощённом, облегчённом виде.  

    Для прослушивания эталонов русской речи вполне можно пользоваться аудиозаписями, например, включать их на ночь перед сном: сказки, потешки, песенки. И, конечно, мамино общение с малышом не заменит никто и ничто.

    Если вы, например, очень устали,  и вам трудно читать книжки постоянно, рассказывать сказки и петь вашим детям, то поступите проще: запишите свой голос на кассету или диск и ставьте ему слушать, когда хочется отдохнуть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ребенок у экрана телевизора и компьютера».

    Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом ... экран становится гл...

    Ребенок у экрана телевизора

    Статья для родителей...

    Ребёнок у экрана телевизора

    Статья для родителей (законных представителей)....

    РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».

    В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...

    Ребёнок у экрана телевизора

         В настоящее время остро стоит проблема негативного влияния просмотра телепередач на детскую психику. Психологи бьют тревогу, так как основным источником общения для детей ст...

    Ребёнок у экрана телевизора

    Ребёнок у экрана телевизора...

    РЕБЁНОК У ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА

    Статья "Ребёнок у экрана телевизора"...