Ребёнок у экрана телевизора
консультация (старшая группа) на тему

Празян Шушаник Гарушевна

       В настоящее время остро стоит проблема негативного влияния просмотра телепередач на детскую психику. Психологи бьют тревогу, так как основным источником общения для детей становится телевизор. Телевидение является в настоящее время одним из серьезных факторов, воздействующих на сознание детей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет семейное общение, бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, игры, совместные занятия. Экран зачастую становится главным «воспитателем» ребёнка.

      При проведении диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, было выявлено несоответствие развития коммуникативных навыков возрастной норме у 62 %детей.  Из бесед с детьми выяснилось, что после прихода домой из детского сада и в выходные дни, свободное время детей, в основном, занято  просмотром телепередач.

         Для выявления актуальности данной проблемы педагогом-психологом было проведено анкетирование родителей старших дошкольников на тему «Ребенок у экрана телевизора».

        В исследовании принимали участие 42 родителя, которым было предложено ответить на следующие вопросы: «Как часто смотрит ребенок телевизор? Сколько времени проводит ребёнок у телевизора? Какие передачи предпочитает?»

       Анализ результатов анкетирования показал, что 64% детей смотрят мультфильмы, 36% детей –обучающие и познавательные программы, 70% опрошенных родителей, указали, что их дети проводят у  телевизора в будние дни от 30 минут до 1,5 часа, а в выходные дни  от 3 до 5 часов.

      Время, проведённое у экранов, намного превосходит время общения детей с родителями. Кажется, что ребенок, находясь у телевизора, занят достаточно интересным для него делом. Однако это, казалось бы, безопасное занятие, может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. У ребёнка не в полной мере формируются активное творческое мышление, способность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, предмете. Отсутствие заинтересованности делом, приводит к ситуативности в поведении, повышенной рассеянности.

      Дети с трудом воспринимают информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. Значительно возросло количество детей, имеющих задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками и жестами.

       Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира. Им скучно

рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Замечено, что общение со сверстниками становится  более поверхностным и формальным. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений в телевизоре. Кроме того,       В настоящее время остро стоит проблема негативного влияния просмотра телепередач на детскую психику. Психологи бьют тревогу, так как основным источником общения для детей становится телевизор. Телевидение является в настоящее время одним из серьезных факторов, воздействующих на сознание детей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет семейное общение, бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, игры, совместные занятия. Экран зачастую становится главным «воспитателем» ребёнка.

      При проведении диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, было выявлено несоответствие развития коммуникативных навыков возрастной норме у 62 %детей.  Из бесед с детьми выяснилось, что после прихода домой из детского сада и в выходные дни, свободное время детей, в основном, занято  просмотром телепередач.

         Для выявления актуальности данной проблемы педагогом-психологом было проведено анкетирование родителей старших дошкольников на тему «Ребенок у экрана телевизора».

        В исследовании принимали участие 42 родителя, которым было предложено ответить на следующие вопросы: «Как часто смотрит ребенок телевизор? Сколько времени проводит ребёнок у телевизора? Какие передачи предпочитает?»

       Анализ результатов анкетирования показал, что 64% детей смотрят мультфильмы, 36% детей –обучающие и познавательные программы, 70% опрошенных родителей, указали, что их дети проводят у  телевизора в будние дни от 30 минут до 1,5 часа, а в выходные дни  от 3 до 5 часов.

      Время, проведённое у экранов, намного превосходит время общения детей с родителями. Кажется, что ребенок, находясь у телевизора, занят достаточно интересным для него делом. Однако это, казалось бы, безопасное занятие, может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. У ребёнка не в полной мере формируются активное творческое мышление, способность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, предмете. Отсутствие заинтересованности делом, приводит к ситуативности в поведении, повышенной рассеянности.

      Дети с трудом воспринимают информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. Значительно возросло количество детей, имеющих задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками и жестами.

       Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира. Им скучно

рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Замечено, что общение со сверстниками становится  более поверхностным и формальным. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений в телевизоре. Кроме того, неподвижное, долгое нахождение перед телевизором компенсируется позже состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора, не могут заниматься ничем определённым, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе.

       Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана.

 Упомянутое выше вовсе не означает необходимость исключить из жизни детей телевизор. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач познавательного и развлекательного характера, предназначенных для детей. Взрослым необходимо соблюдать следующие рекомендации при организации просмотра телепередач:

·         внимательно относитесь к тому, что смотрит Ваш ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором, чётко регулируйте просмотр ребенком телепрограмм - от 15 минут до 1 часа в день;

·         старайтесь не позволять ребенку просматривать рекламу, а также художественные фильмы и передачи, ориентированные на взрослых; старайтесь исключить передачи, в которых герои проявляют агрессию, ведут себя неуважительно, насмехаются над другими, а их плохое поведение не осуждается;

·         обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных телепередач, при этом важно понять, что ребенок думает, чувствует, как он поступил бы в той или иной ситуации;

·         после обсуждения можно предложить нарисовать героев мультфильма  или слепить их из пластилина, при этом важно обратить внимание на изображение эмоций героев;

·         для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру «Режиссеры-мультипликаторы», придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма или продолжить любимый фильм или игру.

     

 Таким образом, организация детского досуга зависит от взрослых. Выполняя данные рекомендации, можно сделать полезным для ребенка совместные с ним действия: занятия, игры, обсуждения сюжетов просмотренных телепередач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок у экрана.Телевизор: друг или враг???

Рекомендации логопеда по вопросам влияния просмотра телевизора на речевое развитие детей....

Ребёнок у экрана телевизора

Статья для родителей (законных представителей)....

РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».

В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...

Ребёнок у экрана телевизора

Ребёнок у экрана телевизора...

РЕБЁНОК У ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА

Статья "Ребёнок у экрана телевизора"...

Консультация для родителей на тему «Ребёнок у экрана телевизора»

В консультации размещён материал для родителей по теме....

Статья "Ребёнок у экрана телевизора"

Статья "Ребёнок у экрана телевизора"...