Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков. 

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. В нашем детском саду используются следующие формы работы с семьей:                                       Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении

Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.

Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Данные формы работы позволяют родителям  активно учавствовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

Содержание работы родителей с детьми дома. 

1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а)чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а)игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.
д.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные "логопедические уголки";
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Желаем удачи! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошколь...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Виды деятельности, формы работы

Описание видов и форм работы с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты...