кружок "Звукознайка" для детей с ФНР, подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Аносова Марина Александровна

Дифференциация звуков  (Ш) -(Щ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhka_-_pedagogicheskiy_marafon.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

в области «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей -   «Познание» и «Социализация».

кружка «Звукознайка» для детей с ФНР, подготовительная группа

Тема: Дифференциация (Ш) – (Щ).

Буратино в школу собирается.

Цель:  Коррекция и развитие фонематического восприятия на основе упражнений в различении и сопоставлении.

Задачи:

  1. Упражнять в умении  различать звуки (Ш), (Щ) в слогах, словах, предложении.
  2. Развивать слуховое восприятие на основе упражнений в анализе и синтезе.
  3. Формировать мотивацию к учению, развивать уверенность в себе и своих возможностях, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки героев сказки «Приключения Буратино»,змея, ящерица, конверты с заданиями, Звуковички, 5-ти этажный дом с символами звуков (Ш, Щ), символы звуков, прищепки, мяч

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Дети сидят на ковре.  Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино»

- Из какой сказки звучит музыка?

- Каких героев помните из сказки? (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, папа Карло, Дуремар, Джузеппе, лиса Алиса, кот Базилио, черепаха Тортила)

  1. отхлопывание слова по слогам (с выделением гласных из слова):

Че-ре-па-ха

Тор-ти-ла

Ли-са

А-ли-са

Кот

Ба-зи-ли-о

Ка-ра-бас                                                                  

Ду-ре-мар

   прошагать  имена:

Показ картинки героя: Бу-ра-ти-но

Маль-ви-на

Пье-ро

Ар-те-мон

Па-па

Кар-ло

  1. Поймай мяч, выдели 1-й звук в слове и последний (называются герои сказки).
  2. Выдели заданный звук из слова (к картинке героя прикреплена цифра)

Проверяем на пальцах.

Пьеро (1)

Буратино (3)

Мальвина (4)

Артемон (5)

  1. Введение в тему сидя на ковре:

-  Скажите, куда Буратино собирался пойти с Азбукой? (в школу)

- Дошел ли Буратино до школы? Почему?

- А вы в школу хотите?

- Давайте покажем Буратино, как мы умеем играть со звуками и готовимся к школе, научим этому Буратино.

  1. Узнай слово по звукам:

                Шар, мышь, каша, кошка

Дети сидят на ковре, сложа ладони лодочкой (изображая гнезда), туда складываются звуки). Называют получившиеся слова.

- Какие слова запомнили? Какой общий звук?

  1. Узнай слово по звукам:

                Вещь, пища,  щеки, плащ

- Какие слова запомнили? Какой общий звук?

- Какие 2 звука будем сравнивать? (Уточнение темы занятия: «Различение звуков Ш-Щ»

  1. Изучение нового (переход за столы).
  1. Уточнение артикуляции и характеристики звука, подбор звуковичка.

(Ш) – шипит змея, показывается змея.

(Щ) – убегает ящерица, показывается ящерица.

Сравнение 2х звуков: общее (согласные звуки, глухие)

                                 Различия в произношении, твердый – мягкий звук.

  1. Задание от Мальвины: в конверте синий, зеленый звук.  

Различение на слух и в произношении (выбери звук Ш, Щ и составить телеграмму)

-дети по одному вызываются к доске, берут нужный звук и прикрепляют его к доске);

- чтение этой телеграммы (называют звуки);

- чтение слогов, добавляя гласный к телеграмме;

- Узнай, с какого этажа читаю слоги (выставляется заготовленный

5-ти этажный дом);

- повтори «Эхо»: ша-ща-ща;    ща-ша-ща;  ще-ше-ше;  шу-шу-щу.

  1. Задание от Пьеро: в конверте схема места звука в слове.

- Что обозначает эта схема?

- называние слов на  эти звуки (живые и неживые предметы). Живые выставляются шимпанзе и щука.

(Ш): шапка, шайба, штаны, шуба, шахматы, шарманка,…

(Щ): Щека, щенок, щит, щелка, щавель, щупальца,…

- изобрази слово со звуком (Ш) – пальцы в кулак перед собой

                                               (Щ) – пальцы висят как кисточки

+ покажи место звука в слове: в начале – показывают голову;

                                                    в середине – руки скрещены на груди;

                                                    в конце – руки к ногам;

                                      а если в слове нет звуков – стоять солдатиками

Кощей, шуруп, лицо, каштан, клещ, ножик, щетина, пышка

  1. Замени 1-й звук на Ш или Щ

тапки -                        детина -

тетка -                         венок -

майка -                        мель -

споры –                       река -

жаль –                         рука -

Физпауза (меняя имена героя)

                Буратино шагает дружно раз, два, три,

                Свою спинку держит ровно - посмотри.

                Ручкими похлопал он,

                Ножками потопал он.

                Он присел, потом привстал,

                Слова волшебные сказал:

                «Рекс, пекс, фекс»,

                А теперь закрыли глазки

                Все мы с вами в нашей сказке.

                                                (поворот через плечо на одной ноге)

  1. Задание от Артемона: в конверте схема предложения.

- Что обозначает эта схема?

- Мое предложение рассыпалось на слова, отремонтируйте его (работа с деформированным предложением).

Щенок, Гриша, ищет;

Пищит, крошечный, ящик, в, щенок;

Ищет, вещи, сыщик, наши;

                - скажите правильное предложение;

                - определите, сколько слов в предложении;

                - игра «Живое предложение» с уточнением всех правил о предложении;

                -изобразить каждому ребенку наличие звука в слове (кисти в кулак или висят свободно);

                - изобразить каждому ребенку место звука в слове.

  1. Задание от папы Карло: в конверте символы звуков.

- Что обозначают эти символы?

- Давайте из звуков составим живое слово.

Игра  «живое слово» (перед детьми большие символы звуков и прищепки для звонких согласных)

- Сколько звуков в слове: ВЕЩИ, (ГРИША, ЩЕНОК)

 - Давайте проверим на пальцах количество звуков в слове

- Назовите 1-й звук (ребенок, ответивший правильно, берет нужный символ и встает первым), 2-й звук, …(так выстраивается слово)

Проверяем с оставшимися детьми получившееся слово. Дотрагиваюсь до плеча ребенка, как бы нажимаю на кнопочку, ребенок называет свой звук.

            - Делим слово на слоги (отхлопывая) с проверяющими детьми, слово расходится по слогам (звуки в слоге стоят под ручки)

             - Выделяем ударный слог

                                 

  1. Итог занятия с оценкой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Зима» в логопедической группе для детей с ОНР (подготовительная группа I год обучения)

Непосредственно образовательная деятельность  по теме «Зима»в логопедической группе  для детей с ОНР  (подготовительная группа I год обучения)...

Подвижная игра "Кощей и дети" для детей старшей и подготовительной группы.

Здравствуйте дорогие коллеги ! Забота о здоровье ,эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка- одна из первостепенных забот педагогов....

"Авторская программа по хореографии для детей детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждений"

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развитие личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовател...

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...

Кроссворды по обучению детей грамоте для детей старшей и подготовительной группы.

Даые кроссворды предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, для самостоятельной деятельности, а также для использования во время образовательной деятельности....

Спортивное развлечение ко Дню Смеха "Ванюша и Петруша в гостях у детей" для детей старшей и подготовительной группы.

День Смеха мы  отмечаем в детском саду каждый год. Вот и в этот год в гости к ребятам пришли два клоуна....