Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_levorukih_detey.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.        

Выполнила: учитель-логопед МБОУ

«Начальная школа - детский сад №21» г.Кунгура

Шампорова Светлана Александровна

При осуществлении любой психической деятельности принимают участия оба полушария мозга, но каждое выполняет свои функции. Левое полушарие в основном координирует правую сторону тела, а правое координирует левую сторону. Ведущая рука – рука, предпочтительно используемая человеком для всех видов деятельности.

Левшество обусловлено доминированием правого полушария.

Леворукость - врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.

Амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками.

Исследования доказывают связь между предпочтением руки у детей и своеобразием протекания познавательных процессов.
Функциональные особенности леворуких детей вызывают ряд трудностей при обучении:

  1. Связи между полушариями головного мозга у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Что, с одной стороны,  обуславливает более высокие творческие способности, а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
  2. У леворуких часто встречается нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и лево-правой ориентировки, которые являются основой для формирования навыка чтения и письма. Это ведет к возникновению следующих трудностей:

- Зеркальное письмо и рисование

- Выраженные нарушения подчерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); тремор руки

- Оптические ошибки (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает их);

- Медленный темп

Характерно асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание  в развитии психомоторных функций.

Леворукие дети больше ориентируются  на чувственные ощущения (зрительные, осязательные), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на какое-то наглядное пособие. Для левшей трудна работа в больших группах при регламентированных условиях и строгом подчинении. Предпочтительнее индивидуальная работа без жесткого регламента, а также важна инициатива и интуиция.

Само по себе левшество не обуславливает возникновение трудностей. Причиной возникновения трудностей обучения у леворуких детей может быть нарушение  не какой-то отдельной функции, а взаимодействия правого и левого полушария.

Праворукие левополушарные люди характеризуются индуктивным, рационально-логическим, аналитическим складом ума некоторой заформализованностью. В отличие от них, правополушарные леворукие люди склонны к  дедуктивному, образному, мышлению, обрабатывают информацию, используя «синтез», могут охватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей.  

Если взрослый сам выбирает свою стратегию решения задач, то ребенок еще не способен таким образом регулировать свою психическую деятельность. И любой недостаток развития какой-либо функции может создать определенные трудности даже на начальных этапах обучения, при условии, что методика подразумевает опору именно на эту функцию.

При возможности варьирования, дополнения методик в соответствии с особенностями развития психических функций леворуких детей, таких трудностей можно избежать и оптимизировать процесс их обучения.

В данное время не существует научно разработанной методической системы работы при обучении  и подготовке к школе леворуких детей  с учетом их специфики. Мало кто из педагогов учитывает это в своей деятельности.

Цель: подготовка к школе леворуких детей и детей-амбидекстров с учетом их психофизиологических особенностей.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить ведущую руку детей путем экспериментального тестирования в деятельности при выполнении детьми бытовых и графических действий.
  2. Выявить специфические проблемы, возникающие у детей с левосторонними показателями в процессе обучения, путем «среза знаний», методом наблюдения.
  3. Включить в процесс обучения систему упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе у детей амбидекстров и леворуких.
  4. Проводить разъяснительную, консультационную, практическую работу с родителями леворуких детей

При организации своей деятельности я основывалась на таких принципах,  как принцип системности профилактических и развивающих задач, принцип активного привлечения к участию в работе социального окружения, личностно-ориентированного подхода.

Для определения ведущей руки было проведено экспериментальное тестирование в деятельности, в ходе которого дети выполняли бытовые и графические действия. От общего числа детей в группе леворукие составляют 6%, дети с амбидекстрией 6%.

Выделятся основные нарушения, характерные для леворуких детей и амбидекстров.

  1. Трудности в выделении и дифференцировке звуков, трудности, звукобуквенного анализа и синтеза.
  2. Нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприятия.
  3.  Нарушения моторного развития, координации движений руки.

Для реализации поставленной цели подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе у детей амбидекстров и леворуких. При составлении были использованы методики М.М Безруких, О.Б. Иншаковой, И. Макарьева, И.Н. Садовниковой  и др. Упражнения  включаются в общие занятия по обучению грамоте,  математике, а также проводится индивидуальная работа.

Выделяются основные направления работы:
         1) развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза слова;

 2) формирование зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций;

3) формирование графического навыка.

  1. Развитие звукового анализа, синтеза и фонематического слуха.
    Леворукие дети испытывают трудности при выполнении заданий, которые требуют аналитического мышления. Основываясь на синтетический, образный характер психической деятельности леворуких детей, можно предложить следующую последовательность работы по формированию звукового анализа и синтеза.

- Дифференциация фонем. Начинается не с различения отдельных звуков, а со сравнения пар слов, близких по звучанию, содержащих сходные звуки. Последовательность работы звукового анализа:

- Звуковой анализ обратного слога, затем прямого слога.

- Синтезирование слов из отдельно предъявленных звуков.

- Определяется последовательность звуков в слове.

- Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

При звуковом анализе необходимо подключать речеслуховой, речедвигательный, зрительный  анализаторы (проговаривание, зрительная опора на положение губ).

2. Формирование зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

С нарушениями зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций в большинстве случаев связаны трудности обучения чтению и письму, которые отмечаются у большинства леворуких детей.
Поэтому необходимо проводить специальную профилактическую работу по компенсации этих особенностей функционального развития леворуких детей и амбидекстров.

Последовательность работы по формированию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

  1. Узнавание изображений реальных предметов и их контуров.

«Сложи фигуру из деталей», «Найди букву, сочетание букв», «Найди цифру, сочетание цифр», «Покажи высокий/низкий…, большой/маленький/средний…, длинный/короткий…, толстый/тонкий…, широкий/узкий…», «Найди такую же фигуру, сочетание фигур», «Найди спрятанные треугольники, круги, обведи их разным цветом».

  1. Узнавание букв, цифр, фигур в усложненных условиях.

«Назови буквы схожие по начертанию», «Назови заштрихованные буквы», «Назови недописанные буквы», «Назови буквы, наложенные друг на друга», «Назови буквы, изображенные пунктиром», «Назови стилизованные буквы», «Определи, какие буквы расположены неправильно».

  1.         Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.

а) Ориентировка в правой и левой сторонах своего тела.

             б) Ориентировка в окружающем пространстве по отношению к самому себе.

«Перечисли предметы, находящиеся справа/слева», «Наклони голову к правому/левому  плечу», «Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся его с соответствующей своей рукой; свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа», «Комментирование частей тела другого человека, стоящего напротив»

в) Уточнение пространственных отношений между предметами.

        «Определить линейную последовательность предметного ряда», «Последовательность цифрового ряда»

  1. Работа над пространственными предлогами.

«Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов»,  «Знакомство со схемой предлогов»

  1. Формирование зрительного слежения.

«Маршрут для автомобиля»;  «Схема движения»

  1. Формирование зрительно-моторной координации.

«Соедини цифры от 0 до 10», «Соедини звездочки», «Рисование волн,  спирали».

  1. Развитие зрительно-моторной координации.

«Срисуй фигуры»,  «Дорисуй рисунки»,  «Дорисуй недостающие детали», «Сравни фигуры с моделью и дорисуй».

  1.         Формирование зрительного анализа и синтеза.«Найди отличия»,  «Сложи картинку из частей». 

3.Формирование графического навыка. 

Сложнокоординированные движения руки — это, прежде всего, произвольные движения. Выполнение таких движений обеспечивается совместной деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования. Леворуких детей, имеющих нарушения в развитии тонкокоординированных движений рук, нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.
При развитии тонкокоординированных движений руки необходима систематическая тренировка, но это должно быть не механическое повторение движений, а осознаваемое.  

Используются следующие приемы, при выполнении которых развиваются не только координированные движения руки, а также зрительное внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания, переключения зрительного внимания с одного объекта на другой и функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности.

  1. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Успешное освоение графического навыка невозможно без развитой моторики пальцев рук.
  2. Графическое воспроизведение направлений.
  3. Обведение предмета по сплошному контуру или по пунктиру, закрашивание рисунка сплошными вертикальными, горизонтальными или наклонными линиями, «Заштрихуй фигуры»,  «Узнай кто я»
  4. Воспроизведение прямых вертикальных, горизонтальных линий, параллельных линий, наклонных линий; кругов, овалов, полуовалов

«Проведи прямые линии от точки до крестика, не отрывая руки», «Проведи путь по лабиринту, не отрывая руки», «Срисуй узор», «Мишень», «Заштрихуй фигуры».

  1.   Знакомство с рабочей строкой и клеткой.
  2. Знакомство с печатными буквами.
  3. Формирование зрительного образа буквы.

Знакомство с образом буквы может опираться на психофизиологические особенности разных типов функциональной организации мозга. Основными каналами  восприятия левшей и смешанного типа являются кинестетический и визуальный. Основываясь на этом, при знакомстве с образом буквы можно использовать следующие приемы:

                        «Образное изображение букв», «Создание образа буквы из шнурка, палочек», «Восприятие формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения»

  1. Закрепление зрительного образа буквы.

«Лото», «Найди неправильную букву». 

Данная система упражнений может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений, путем включения в образовательный процесс, учителями начальных классов, для восполнения пробелов в знаниях учащихся, а также родителями.

При подготовке к школе леворуких детей необходимы сотрудничество и единая тактика поведения воспитателя дошкольного учреждения для предупреждения специфических нарушений, родителей и учителя начальных классов для создания оптимальных условий обучения и развития ребенка. Это поможет  облегчить их адаптацию к школе.

С родителями леворукого ребенка проводится работа, включающая в себя общие тематические родительские собрания, индивидуальные консультации родителей, практические групповые занятия с родителями. В ходе данной работы родителям объясняются причины и следствия особенностей их ребенка, даются практические рекомендации по преодолению тех трудностей, которые уже имеются, и профилактике возможных.

        Итак, даже рассматривая развитие психики ребенка только под одним углом зрения: неравнозначности в работе правой и левой руки, мы еще раз убеждаемся в том, что процесс обучения ребенка-дошкольника, а тем более школьника, должен учитывать его индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Отчет презентация о проведенной летне-оздоровительной работе с детьми в подготовительной к школе группе в 2017 году

Презентация о летне-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста в 2017 году...

Подготовка леворукого ребёнка к школе

Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.Очень полезны будут заня...

Подготовка леворуких детей к школе

Целью данной  работы является выявление леворукости у старших дошкольников при формировании двигательных навыков на начальном этапе обучения для успешного психо-социального адаптирования их в &qu...

Подготовка леворукого ребенка к школе

Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук, предлагаем упражнения для подготовки леворукого ребенка к школе....