Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему:
    Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

     

    Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммуникации.

    Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содей­ствуют совершенствованию основных психологических про­цессов: внимания, памяти, способности к переключению; вос­питывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mimicheskie_upr.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мимические упражнения при работе с детьми,

    имеющими фонетико-фонематическое

    недоразвитие речи

    Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь специфическим компонентом коммуникации.

    Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

    Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).

    На подготовительном этапе коррекции нарушений зву-копроизношения определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду.

    На первых занятиях педагог показывает, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ.

    Упражнения на развитие мимической мускулатуры лица

    Определите, какое у меня (или у клоуна) выражение лица.

    Педагог показывает различные эмоциональные состояния (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т. д.). Детям предлагается назвать это состояние.

    Мимическая гимнастика. Предварительный показ педагога: надуть щеки, втянуть щеки; закрыть глаза поочередно; поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Ребенку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление, страх и т. д.).

    Дед Мороз. Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам пришел Дед Мороз. Мы все очень удивились (брови подняли, глаза широко открыты). Покажи, как мы удивились!

    Котенок. Представьте себе, что у вас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а вы его гладите.

    Снегурочка. Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

    Аленушка. Покажите, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

    Отгадай мое настроение. Ребенок «показывает лицом», какое у него настроение, а педагог должен отгадать (или отгадывают другие дети). Если никто не дает правильного ответа, то водящий сам должен рассказать, что он задумал.

    Зеркало. Педагог показывает, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

    Кривые зеркала. Педагог изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

    Мы умеем... Педагог читает стихи и показывает детям карточки с изображением клоунов.

    Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться.

    Задача ребенка — постараться повторить вслед за клоуном мимическое упражнение.

    Упражнения для выражения двух эмоциональных состояний

    Изобрази и постарайся назвать каждое эмоциональное состояние.

    Фрукты. Откусили яблоко, оно очень сладкое. А теперь у вас во рту кислый лимон.

    Где игрушка? Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и... нашли!

    Больно — не больно. Тебе больно, но боль постепенно проходит.

    Собака. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо — ты успокоился.

    Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна плачет, а смешит ее Емеля. Покажите плачущую Несмеяну и веселых придворных.

    Упражнения для выражения нескольких эмоциональных состояний

    Лиса и заяц. Педагог напоминает детям сказку «Заячья избушка» и предлагает показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, как пугала всех зверей, а потом сама испугалась.

    Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика.

    Тетя Кошка. Педагог напоминает детям сказку С. Я. Маршака «Кошкин дом». Кошка весела, любезна с гостями, надменна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котятам.

    Требуется показать выражение мордочки кошки в каждом эпизоде.

    Маша и медведи. Педагог просит показать выражение лица Маши из сказки «Три медведя». Сначала она веселая — пошла в лес с подружками. Заблудилась — растерялась. Попала в избушку — стало любопытно. Пришли медведи — испугалась. Прибежала домой — счастлива.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

    Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

    Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.

    Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров....

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

    Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и  артикуляционной гимнастики...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Материал содержит рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Учитывается принцип от простого к сложному, частота и длительность, а также условия выполнения артикуляционных...

    Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

            Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает ...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут, не  более 2-3 упражнений за раз, по 5-7 раз каждое упражнение. Удержание артикуляционной позы в одном положении...