Рекомендации по проведению речевых упражнений для детей
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Хворостьева Татьяна Павловна
Каждый ребенок старается подражать взрослым. Он быстро улавливает все слова, фразы и использует их механически для выражения собственных действий, мыслей и чувств. Так что нужно всегда следить за своей речью, так как ребенок как губка все впитывает. Очень важно ребенка научить, не только правильно произносить слово, а и осознавать мир через это слово. Этому способствуют различные речевые упражнения для развития речи.
Рекомендации. Во время упражнений для развития речи ребенка необходимо соблюдать определенные условия:
Занятия не должны быть длительными (5-10минут).  
Во время занятий надо обращаться к конкретному ребенку, если вы занимаетесь с несколькими детьми. 
Упражнения должны нравиться малышам. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое сопровождение действий. Используйте веселые детские стихи с движениями для этого упражнения. Такие как «Мишка косолапый», «Идет коза рогатая», «Комары и мошки», «Зайчик серенький» и другие. С их помощью ребенок сопровождает все свои движения развернутой речью.  Разыгрывание сценок, сказок. Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спросите у ребенка, что он видел и что ему понравилось. Дети постарше могут сами разыграть сценку или придумать конец вашей сказки.

Подбор рифмы.

Сначала объясните, что рифма – это два слова, которые оканчиваются одинаково. Например, «Пол-гол». Предложите подобрать рифму к простым словам: кучка, ток, мошка, сечка, стол, кружка, печка, ручка, сон.

Разучивание рифмоплетов, считалок.

 Всем детям очень нравятся разные рифмоплеты, считалки. Рифмоплеты очень полезны при конфликтах между детьми. Например: «Мирись, мирись …» А веселые считалки можно использовать во время игр. Они очень нравятся детям, поэтому быстро запоминаются.

Пальчиковые игры.

 Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.

Рекомендации. Во время упражнений для развития речи ребенка необходимо соблюдать определенные условия:

  • Занятия не должны быть длительными (5-10минут).  
  • Во время занятий надо обращаться к конкретному ребенку, если вы занимаетесь с несколькими детьми.
  • Упражнения должны нравиться малышам. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет.

Существует множество других упражнений, которые помогают развивать речь у детей. Все зависит от вашей фантазии и желания заниматься.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Белочка»

г. Нурлат Республики Татарстан»

Рекомендации

 по проведению

речевых упражнений

для детей  

Буклет подготовила:

 Хворостьева Т.П.,

воспитатель

Каждый ребенок старается подражать взрослым. Он быстро улавливает все слова, фразы и использует их механически для выражения собственных действий, мыслей и чувств. Так что нужно всегда следить за своей речью, так как ребенок как губка все впитывает. Очень важно ребенка научить, не только правильно произносить слово, а и осознавать мир через это слово. Этому способствуют различные речевые упражнения для развития речи.

Чтение сказок, стихов и потешек. Читайте веселые стишки, потешки и сказки по несколько раз. Когда ребенок хорошо ознакомится с текстом, делайте паузу в конце строки, побуждая малыша закончить фразу. Вскоре ребенок сам сможет читать наизусть.

Описывание действий.

Вместе с ребенком наблюдайте за каким-то действием, описывая все, что происходит. Например, «Посмотри на улицу! Там дети бегают очень быстро, шумно. А ты что видишь? Чтобы ты хотел сделать? …»

Разговоры по телефону.

Разговоры по телефону хорошо развивают активную устную речь, так как жестами малыш показать ничего не может. Чтобы разговоры приносили пользу, при разговоре нужно задавать ребенку такие вопросы, на которые он смог бы ответить. Постепенно вводите более сложные вопросы.

Продолжение начатого.

Вы начинаете, что-то говорить, а ребенок продолжает или наоборот. Например, вы начинаете: «Человек — читает, кушает… Собака гавкает, бежит…». Называйте два предмета или какие-то живые существа, а малыш подбирает общее для них описание. «Солнце и лампа – светят. Яблоко и груша – растут на дереве». Вы называете действие или предмет, а ребенок подбирает подходящие слова к нему. «Прыгает – лягушка, кенгуру… Апельсин – оранжевый, вкусный…».

Рассматривание и описывание картинок.

Рассматривайте с детьми картинки и задавайте наводящие вопросы. «Кто это такой? А что он делает?…» С возрастом усложняйте формулировку вопросов. Показывайте картинки и просите ребенка рассказать и описать, что он видит. Далее можно показать серию картинок известной ему сказки, с помощью которых он будет составлять рассказ целыми предложениями, а не отдельными словами.

Разгадывание загадок.

Дети очень любят загадки. Для начала нужно подобрать легкие загадки, которые они могли бы быстро разгадать, чтобы не угас к ним интерес. А затем подключать более сложные загадки, чтобы развивать мышление ребенка.

Звуковое сопровождение действий. Расскажите, что некоторые действия сопровождаются определенными звуками. Например, «Капает дождь – «кап-кап». Хлопаем в ладоши - «хлоп-хлоп». Стучим в дверь – «тук-тук»… Повторяйте все движения с ребенком, сопровождая их звуками.

Выполнение поручений с описанием действий.

Сначала попросите ребенка найти и принести вам что-то, что лежит на виду. Позже усложняем задание и просим найти или выбрать нужное среди других предметов. Спрашиваем, что он вам принес, и где оно лежало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...