Коррекция речевых недостатков в условиях логопункта ДОУ
статья по логопедии по теме

Коррекция речевых недостатков на логопункте ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Лавриненко Татьяна Владимировна

учитель – логопед

МКДОУ Половинский детский сад №1

Краснозерского района  

Коррекция речевых недостатков в условиях логопункта ДОУ

        В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы индивидуального подхода к процессу воспитания, обучения и развития ребенка. Так, в последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической  ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. С одной стороны, ребенок  и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, а с другой - ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации – открытие и функционирование в детском саду логопункта. Система работы логопедического пункта строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники  и причины отклонения в развитии. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы широкий круг детей, использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его целостным и комплексным. Изучение и наблюдение за динамикой речевого развития  и недостатков неречевого характера осуществляется на всех этапах коррекционного процесса. Для этого используются методы наблюдения, опроса, тестирования и анализа, речевого обследования. На основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с каждым ребенком и подгруппами детей. Для этого  составляется рабочая программа коррекционной   логопедической деятельности логопункта и календарно – тематическое планирование. В соответствии с изучаемой темой моделируется и  образовательное пространство логопедического кабинета: для создания мотивации и заинтересованности детей в учебный процесс  включаются  игровые моменты, проблемные ситуации, использование ТСО – компьютерные презентации, слайды, аудиозаписи.

    Вся коррекционная логопедическая работа строится на тесном педагогическом сотрудничестве с воспитателями групп и специалистами детского сада. Воспитатели, ориентируясь на консультации логопеда и «Экраны звукопроизношения», имеющиеся в каждой группе, осуществляют контроль за соблюдением  единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики.   В тесном взаимодействии с музыкальным руководителем строится работа по логоритмическому сопровождению детей – регулярно проводятся логоритмические занятия в разные моменты, которых включены индивидуальные задания на формирование правильного речевого и фонационного дыхания, сочетания речи и движения, интонационной выразительности и т.д.

      Невзирая на то, что большую часть времени ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к этому вопросу:

- пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую с игнорированием рекомендуемых в детском саду занятий;

- завышенные требования к качеству речи ребенка (разучивание скороговорок для исправления нарушенного звука, когда он еще не автоматизирован в словах).

И то и другое не способствует автоматизации правильного звукопроизношения, но закрепляет его искаженный вариант. Для решения этой проблемы предпринимаются следующие меры:

- проведение консультаций для родителей по вопросам коррекции недостатков речи, ознакомлением со специфическими приемами постановки звука;

- индивидуальные консультации;

- введение индивидуальных логопедических тетрадей;

- составление «Экранов произношения». Они предназначены как для воспитателя, так и для родителей и наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними.

    По итогам коррекционной работы в конце каждого  учебного года составляются таблицы и диаграммы, позволяющие наглядно проследить ее эффективность. Такая  система работы по диагностике, коррекции речевых недостатков и оценке результатов позволяет учитывать не только компенсаторные возможности детей, но и особенности развития каждого ребенка на данном возрастном этапе. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам с нарушениями в развитии речи в детском саду.     Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели – достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"

Рабочая программа " Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"...

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте».Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание ...

статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ."

С распространением цифровых технологий воспитание/обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Закон об Образовании уделяет особое внимание ра...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников....

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта» на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта Детского сада №161 ОАО «РЖД» рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназна...

2. Информационный лист для родителей "Сроки устранения и коррекции речевых недостатков"

Информационный лист для родителей по теме  "Сроки устранения и коррекции речевых недостатков" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....