Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям
материал по логопедии на тему

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.

Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayceva_e.yu_._statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Очень важно сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.

Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.

Взрослый должен подробно объяснить ребенку правила игры и убедиться в том, что ребенок его понял.

Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены ниже.

Создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Учимся выделять звук

«Найди общий звук»

Взрослый  произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

«Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

«Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:

- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»

Вариант этой игры: «Истории про Звукоедика»

Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсик и т.п.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк…, сосн… .

Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

«Подарки лесным зверюшкам»

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

                   лисенку – леденец, лежак и лейку;

                   лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

«Цепочка»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета был стал первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась цепочка.

Учимся различать согласные твердые и мягкие

«В Зоопарке»

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

«Упрямые Звуковички»

Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

Варианты этой игры:

  1. «Твердые-мягкие»

Взрослый называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука – река; лось – лента; молоток – лента.

2. «Измени слово»

Взрослый бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал – даль; стал - сталь;

был – быль; ел – ель; кон -  конь; мел – мель.

«Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадает в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор – на мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука.

Игры на дифференциацию звуков

«Раскрась – не ошибись»

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине карандашами желтого и синего цветов. Если в словах есть звук Ж – желтым цветом, если звук З – синим: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.

«Собери букет»

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен звук Р (ромашка, роза, георгин …), а во вторую вазу – лишь те цветы, в названии которых есть звук Л (ландыш, фиалка, гладиолус …).

«Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Взрослый просит ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы толь со звуком РЬ – двери, козырек, (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Ребенку можно помочь вопросами:

Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

Какие кустарники нарисуем возле дома: смородина, сирень?

Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

« Кто быстрее соберет вещи»

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

«Расскажем о куклах»

Взрослый показывает ребенку двух кукол. Одна кукла одета в красное платье – это Катя, другая одета в голубое платье – это Галя. Произнося имена кукол, взрослый выделяет голосом звуки К и Г.

Ребенку предлагается составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю – Г.

Например:

Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Ее любимые игрушки – конь, Чебурашка и матрешка.

«Доктор Звуков»

Мишутка не умеет выговаривать какие-нибудь звуки: «По дороге едет мафына. У слона больфые уфы». Какой звук не выговаривает Мишутка?

Ребенок – доктор Звуков. Он прописывает Мишутке необходимую скороговорку в качестве лекарства: Паша под душем моет шею и уши.

Примеры скороговорок:

Три корабля лавировали да не вылавировали.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

У кошки лежат ложки в лукошке.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

Учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело и интересно.

Список литературы:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. М.: Знание, 1994. – 160 с.

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

3. Ткаченко Т.А. Специальные символы к подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с. (Практическая логопедия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...