Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии по теме

Столярова Анна Юрьевна

Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений  у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободной деятельности  .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_stayt_sistemy.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы

по развитию мелкой моторики

рук  в свободной деятельности детей.

                                               Младшая группа.

                                                                                                                                              Тема: Овощи, фрукты

1.  «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).

2.  «Сложи картинку» из 4-х частей.

3. «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний о цвете и размере.

4.  «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.

5. «Чудесный мешочек» —овощи и фрукты определить на ощупь.

6.  «Сушка овощей» —двойные трафареты развесить на веревке.

 Тема: Птицы

1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.

. «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.

3.  «Разрезные картинки» — собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).

4.  «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.

5.  «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.

6.  «Заготовка корма для зимующих птиц» — рассортировать фасоль и горох.

7. «Ворона или воробей?» — Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.

8.  «Угощение для птиц» — сортировка семян.

Тема: Одежда и обувь

1.  «Что это? » — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

2.  «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.

3.  «Помоги развесить одежду» — двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками).

4.  «Подбери пуговицы по цвету».

5.  «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.

6.  «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

 Тема: Транспорт

1.  «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.

2.  «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны по ковру.

3.  «Проехала машина» — рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.

Тема: Зима.

1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты,)

2.  «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

3.  «Снежная баба» — лепка из пластилина.

Тема: Животные и их детеныши

1.  «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые игрушки.

2.  «Выложи медведя из геометрических фигур».

3.  «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

4.  «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».

5.  «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

Тема: Семья

1.  «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.

2.  «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».

3.  «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

4.  «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».

5.  «Научим дочку шнуровать ботинки».

6.  «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек.

Тема: Игрушки

1.  «Собери пирамидку».

2.  «Мячи для котят» — лепка из пластилина.

3.  «Что спряталось в комочке? » — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.

4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

5.  «Определи на ощупь» — «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?

6.  «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

Тема: Одежда

1.  «Недошитое» платье. «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.

3.  «Сушка белья» — пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

 Тема: Растительный мир

1. .«Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

2.  «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилиновый комочек.

3.  Коллективная работа «Весенний луг» — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

           

                                  Средняя группа

Тема: Овощи и фрукты

1.  «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).

2. «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной на четыре части.

3.  «Дары осени» — лепка из пластилина помидоров и огурцов.

4.  «Большая и маленькая тарелочки» — выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.

5.«Что здесь спряталось?» —Разглаживание смятых комочков из бумаги.

  «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем.

6.Чудесный мешочек» — в мешочке муляжи овощей и фруктов.

7.«Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.

Тема: Птицы

1.  «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

2.  «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.

3.   «Разрезные картинки» — собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).

4.  «Это птичка» — обводка трафарета из толстого картона.

5.  «Вылепим птичку» — лепка птицы из пластилина.

6.  «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.

7.  «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение объема трафарета птицы геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник.

8.  «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечек и горошины.

Тема: Одежда и обувь

1.  «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2.  «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов.

3.  «Платье в горох» — подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.

4.  «Бабушкины помощники» — сматывание толстых ниток в клубок.

5'. «Ловкие ручки» — шнуровка, застегивание пуговиц.

6.  «Клубочки для носков» — рисование клубочков фломастерами, закрепление понятия цвета.

7.  «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.

8.  «Разрезные картинки» — одежда, обувь.

Тема: Мебель, посуда

1.  «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.

2.  «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.

3.  «Собери, как было» — сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).

4.  «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание .смятых комочков бумаги.

5.  «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.

6.  «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.

7.  «Склеим чашку» — собрать картинку чашки из 4-х частей.

8.  «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

Тема: Транспорт

1 на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.

2.  «Автомобиль» — обводка трафарета машины и раскраска.

3.  «Сборка автомобиля» —разрезная картинка из 4-х частей.

4.  «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геометрических фигур.

5.  «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.

Тема: Зима

1.  «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев разного размера.

2.  Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое дерево слева, низкое — справа».

3.  «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

4.  «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» —'■ изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

Тема: животные и их детеныши.

1.  «Чудесный мешочек» — определить на ощупь мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса).

2.  «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.

3.  «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричневый) и белый).

4.«Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, иголки — из семечек.

5.«Клубочки для котят» —рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.

6«Собери картинку» — собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.

7.«Кто это?» — Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).

 Тема: Семья. 

1.  «Это человек» — обводка трафарета человека.

2. «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.

3.  «Догадайся, кто потерял одежду?» — Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).

4.  «Мамины помощники» — навешивание прищепок на веревку.

5. «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.

6. «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов раскрасить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох.

7.«Угощение к чаю» — лепка угощений из теста: бабушке — бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.

Тема: Профессии

1.  «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.

2.  «Вот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.

3.  «Бланки для рецептов» — заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).

4. «Лечим дочку» — работа с водой и пипеткой (накапать по 2 капельки в стаканчики).

5«Чудесный мешочек» — определить на ощупь продукты питания.

6.«Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для магазина.

7.«Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.

8«Заготовка овощей для борща» — выгибание контура «овощей» из проволоки.

Тема: Начало весны.

1.  «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на песке.

2.  «Заплакали сосульки» — работа с водой и пипеткой.

3.  «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами из спичек.

 Тема: Игрушки

1. «Разрезные картинки» — собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

2.  «Что это?» — Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

3.  «Что спряталось в комочке» — разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4.  «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бумажных овалов разных размеров.

5.«Это машина» — выкладывание машины из готовых геометрических фигур.

6.«Неваляшка» — лепка из пластилина.

7.«Кукольный уголок» — вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.

8.«Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для педагогов ДОУ "Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста в ДОУ - важная часть работы логопеда на логопункте ДОУ. В ходе семинара педагоги получают практические навыки и совершенствуют совме...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...