Памятка для родителей по организации занятий по заданию учителя - логопеда, подзабывших теорию русского языка
материал (логопедия) по теме

Столярова Анна Юрьевна

 

Памятка родителям по организации занятий по заданию  учителя-логопеда. Памятка  для родителей, "подзабывших теорию русского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc106.93 КБ

Предварительный просмотр:

Составлено для родителей, подзабывших теорию русского языка

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы — это Ь и Ъ. Теперь разберемся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема.

ЗВУКИ РЕЧИ

гласные

 согласные

 [а] [о] [э] [и] [ы] [у]

 

 Их так много, 

что все они не помещаются

в этом прямоугольнике

Согласные звуки, в свою очередь, делятся на твердые и мягкие, например: трон — тронь. Мяг кость согласного звука обозначается значком: '. Стало быть, в слове трон [н] — твердый согласный звук, а в слове тронь [н'] — мягкий. Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] — всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б]— [б'], [р]—[р']> [ф]—[ф'] и т. д. В нашем пособии мы учим детей различать согласные звуки только по принципу их твердости/мягкости, оставляя пока за рамками различие этих звуков по принципу звонкости/глухости.

Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук (я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у] после согласных (белка — [б'элка]) и два звука (я — [йа], е — [йэ], ё — [йо], ю — [йу] в начале слова (ёлка — [йолка]), после гласной (баян — [байан]), а также после ЬиЪ (вьюнок — [в'йунок], съел — [сйэл]).

В заключение еще раз напомним вам условные обозначения звуков и схему их разбора (исполь зуйте цвет при самостоятельной работе). Итак:

— гласный звук (красный кружок);

  твердый согласный звук (синий кружок);

 — мягкий согласный звук (зеленый кружок

Соответственно, слова лес, пёс, схематически будут выглядеть так:

Определяющая роль родителей.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, поэтому комплексный подход к коррекции речевого и психического развития является особенно актуальным.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

По моему мнению, в системе коррекции речи,  именно родителям следует отвести определяющую роль.

Представим такую картину. Педагоги группы ежедневно с большим старанием и терпением занимаются с ребенком, пытаясь исправить все имеющиеся  него нарушения. В то же время родители не интересуются успехами и трудностями малыша, на спрашивают ни у него, ни у педагогов о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками, домашних заданиях и пр. Они отказываются закреплять дома полученные в детском саду знания и навыки. При таком положении все старания педагогов оказываются равноценны «ношению воды решетом». Главное – ребенок сразу почувствует, что маму с папой его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться! В подобных случаях родители не только становятся пассивными наблюдателями за титаническими усилиями работников группы по обучению и воспитанию ребенка, но и значительно тормозят познавательную активность собственного сына и дочери. Необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

      Поэтому я призываю Вас  к сотрудничеству!

Успех коррекционной работы определяется заинтересованными, активными, и действенными родителями!

Успехов Вам!

                                            СОВЕТЫ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

     ПОГОВОРИ СО МНОЙ…. О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту  речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то  рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не  остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора

Какими упражнениями можно развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит, то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее слово.
  3. Играйте  в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход « по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

- каким словами, красками можно описать время года;

- назови слово-предмет, слово-действие, слова- ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;

- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

- играйте в игру «Если бы, да кабы…».ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что…. .

Если бы я был Музыкой, тоя бы…, потому что….

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что.. ;

- играйте в игру «Хорошо-плохо».Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

- играйте слова с противоположным значением (антонимы): веселый- грустный, сильный – слабый и т.д.

- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка- дочка –кочка- точка..

4.    Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.     Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут … елке.)

6.     Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день), и конца (короткого, как вечер).

7.   разыграйте знакомую сказку «в лицах»  с разной интонацией.

ПОМНИТЕ!

Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».

Памятка родителям для организации

занятий по заданию  учителя-логопеда.

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы, проводиться в виде игры.
  2. занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, отсутствия отвлекающих факторов.
  3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  4. занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  5. необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Заповеди для родителей

- Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо: что посеешь, то и взойдет.

- Не унижайте ребенка.

- Не мучайте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете, но не делайте.

- Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все!

- Умейте любить чужого ребенка и никогда не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали твоему.

- Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который всегда с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

В консультации для родителей описаны правила выполнения домашних заданий для более эффективной коррекции речи....

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Даются рекомендации по выполнению заданий логопеда в домашних условиях, примерная схема занятий, сновной комплекс артикуляционной гимнастики, использованная литература....

Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя - логопеда

Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя - логопеда...

Консультация «Организация занятий по заданию учителя-логопеда в домашних условиях»

«Организация занятий по заданию учителя-логопеда в домашних условиях»Для закрепления результатов логопедической работы необходимо ежедневно заниматься с ребенком дома. Время занятий (10-15 мин) ...

Памятка для родителей,подзабывших теорию русского языка

Коротко о звуковом составе русского языка...

Организация занятий по заданию учителя-логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Стоит помнить о том, что занятия не должны носить принудительный характер.Занятия могут проводитьс...