Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

 

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи, ее выразительности, речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режиссерская  игра как средство развития

навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Цель работы: повышение уровня речевого общения у дошкольников с ОНР.

Направления работы:

Развитие адекватно-позитивной мотивации общения;

Формирование навыков речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Развитие и обогащение словарного запаса, грамматического строя и звуковой стороны речи.

Для достижения поставленной цели в качестве основного средства была выбрана игровая деятельность, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи, ее выразительности, речевой активности.

        Выделяют две основные группы театрализованных игр – игры-драматизации и режиссерские игры. К режиссерским играм относятся - настольный и теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам не является действующим лицом, он ведет роль игрушечного персонажа, действует за него. Отличительной особенностью режиссерских игр является то, что здесь ребенок сам выступает в качестве режиссера разыгрываемого спектакля. Количество участников может не соответствовать числу персонажей – весь сюжет может развиваться под руководством одного или нескольких детей. Данный фактор значительно увеличивает речевую активность ребенка, объем задействованных для подражания различным героям выразительных средств.

        Для достижения поставленной цели мы выбрали режиссерскую игру.

        При проведении коррекционной работы мы опирались на следующие условия:

Содержательность и разнообразие тематических игр;

Постоянное, систематическое включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

Воспитание интереса к драматизации, театрализованной деятельности, с этой целью создание ситуаций, в которых персонажи вступают с детьми в диалог;

Участие детей в подготовке к игре (изготовление персонажей, декораций);

Совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

I этап – подготовительный. Игры данного этапа направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалось потребность в речевой коммуникации. Для воспитания умения общаться с людьми в различный ситуациях подключались этюды-ситуации на вежливое поведение («Знакомство», «Благодарность», «Разговор по телефону» и т.п.). Исполняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы. Развитие речевого общения также проводилось в продуктивный видах деятельности. Тематика предложенных игр была связана с программой по ИЗОдеятельности и лепке. В процессе работы мы разговаривали с детьми, обучая их вести беседу. По окончании работы, дети обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах.

II этап – основной. Занятия этого этапа направлены на формирование навыков речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности дошкольников на основе режиссерских игр. Дети не только разыгрывали сюжет знакомой сказки, а также импровизировали его. Основная работа проводилась на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности.

Сначала для занятия брались произведения хорошо знакомые детям. Постепенно вводились готовые тексты, запоминание и воспроизведение которых значительно труднее. Детей знакомили с литературными произведениями («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросенка» и другие, рассказы К.Д.Ушинского «Гуси», «Уточки» и другие), обучали отвечать на вопросы по их содержанию, различать состояния действующих лиц, определяемых словами.

        В ходе работы над сказкой использовалась подготовительная беседа. Основное ее значение – помочь детям осмыслить содержание произведения. Большое место в беседе занимала подготовка детей к выразительному пересказу: определялся общий тон пересказа, интонационная выразительность. Широко применялся план пересказа. Это мог быть готовый план или лан, составленный вместе с детьми. Сначала детям предлагались вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формировался в виде указаний: Сначала расскажите..Затем расскажите…Не забудьте рассказать и т.д. В качестве плана пересказа мы использовали и картинный план.

Для запоминания детьми текста использовался прием прочтения отдельных отрывков, обращалось внимание на отдельные слова и выражения. К оценке пересказов привлекались дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, которые давали взрослые, дети учились тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Таким образом, предложенная коррекционно-воспитательная работа по использованию театрализованных игр создает дополнительные возможности обучения дошкольников с ОНР речевому общению, формирует у детей необходимые коммуникативные навыки, активизирует речевую продукцию, является фактором коррекции и развития высших, психических функций, способствует установлению межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"

Данный методический материал поможет педагогам разнообразить повседневную детскую двигательную деятельность детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольни...

Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"  

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...

«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».

Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал посвящен развитию общения старших дошкольников на музыкальных занятиях....

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника

Презентация для показа на консультации для родителей...

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника.​

В данной презернтации представлены картинки с заданиями для  успешного обучения пересказу по заданной теме....