«Работа с пластилином: методы арттерапии в логокоррекции».
статья по логопедии по теме

Кириллова Олеся Андреевна

 В статье описан один из методов арттерапии в логокоррекции». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kireeva_.rabota_s_plastilinom.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Работа с пластилином: методы арттерапии в логокоррекции».     Известно, что развитие детской речи напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук. Эксперименты, проведенные в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук доказали, что речь у малышей начинает формироваться тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной  координированности  и  точности.

      Научный подход к проблеме логопатологии позволил нам разработать коррекционную программу индивидуальных и групповых занятий по лепке из пластилина. Сюда входит  методика обучения традиционной объемной лепке и лепке на плоскости - так называемая "пластилинография" или "пластилиновая живопись". В этой технике пластилин пальцами обеих рук размазывается до контуров нанесенного рисунка. Особенность программы  – использование вместе с пластилином дополнительных материалов: круп, семян, цветного песка, других бросовых и природных материалов. Это положительно влияет на развитие тактильных ощущений детей. А качество и разнообразие выпускаемого сегодня пластилина позволяют детям буквально наслаждаться работой.

     На занятиях лепкой педагогом решается комплекс задач. Например, развивающие задачи – совершенствование специфических умений как в традиционном виде  лепки, так и в пластилинографии; развитие и закрепление навыков работы с  инструментами (стеками), умения трансформировать и  преобразовывать природный и бросовый материал. А также:

- развитие пространственного воображения

- развитие  сенсорного восприятия детей

- развитие мелкой моторики рук

- формирование и развитие представлений о цвете, форме, рельефе, плоскости, объёме, фактуре

- развития эстетических способностей

     Коррекционные задачи решаются в соответствии с индивидуальной  программой  логокоррекции  детей и включают в себя: корректировку самооценки у детей, снижение невротизации, эмоциональное раскрепощение, активизацию мыслительного процесса и познавательного интереса.

    По темам наши занятия перекликаются с занятиями логопедов-дефектологов, и это является основным принципом построения учебного плана в общей логокоррекционной работе с ребенком. Например, на групповом занятии лепкой по теме «Овощи» к практической деятельности дети приступают после предварительной беседы, в ходе которой педагог уточняет их представления об овощах. Далее дети отгадывают загадки по теме, добавляя им уже известные.

      Занятие проходит в непринужденной, творческой атмосфере, поэтому дети считают возможным комментировать вслух процесс и итог своей работы, что, безусловно, раскрепощает их, готовя к дальнейшему плодотворному общению с другими специалистами центра.

     Программа строится по концентрическому принципу: усвоенный ранее материал повторяется и постепенно усложняется. Так,  например, на занятии по теме «Дикие животные», которое может пройти через месяц после темы «Овощи», детям предложено «покормить»  зайца овощами, т. е. добавить в готовую работу нужные овощи. Тема «Зима» включает в себя  и повторение названий диких животных, которые зимуют в лесу и т.д.

       На логопедическом занятии поделка «Овощи» может служить наглядным пособием, например, по отработке лексико-грамматического строя и связности речи детей.

        Поскольку занятия логопеда строятся, в основном, в соответствии с индивидуальным планом коррекции – удобно использовать в работе собственное пособие ребенка, которое является продуктом его творчества. И это важно, т. к. ребенок готов работать с таким пособием, что положительно влияет на результат логокоррекционной работы в целом.

   Занятия логопеда с ребенком – это, как правило, напряженная дидактическая игра, практически, учеба. И подготовить ребенка к этой трудной деятельности, «раскрыть» его, можно лишь пройдя с ним путь от доверия, через игру,  к взаимно обогащаемой творческой деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация для родителей по использованию песочной терапии.....

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что такое песочная терапия? Песочная терапия - это......

Воспитание личности методом арттерапии

Арт-терапия – это развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ АРТТЕРАПИИ»

Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенност...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности ...

Интегрированные методы арттерапии в работе педагога-психолога ДОУ

Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека...