Занятие для подготовительной группы "Звук и буква "И" в гостях у птиц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Головина Наталья Юрьевна

Цель: уточнение знаний детей о птицах; расширение  словаря по данной теме; развитие познавательных и речевых способностей,  воспитание интереса к живой природе, подготовка детей к обучению в школе

 

Задачи:

1.    Образовательные: Формирование навыков произвольного поведения на занятии, закрепление знаний о птицах водоёмов и их птенцах, группировка предметов по общему признаку, сравнение птиц по внешнему виду, условиям обитания, питанию, поведению в природе, совершенствование умения правильно строить предложения,  отвечать полным ответом,  образовывать   и   использовать   в   речи сложные слова, закреплять понимание слов «признак» и «действие» предметов, употреблять  предлоги, существительные множественного числа, закрепление навыка интонирования, различение на слух и в произношении звука «И» с другими гласными, написание буквы «И», обучение составлению схемы слова и предложения, формирование ориентировки по клеткам, понимания значения слов «напротив, диагональ»

2.    Развивающие: развитие умения слушать речь взрослых, умения ориентироваться в пространстве;  развитие и закрепление умения координировать слово с движением;   развитие мелкой моторики пальцев рук;   развитие  зрительного,  слухового внимания;  логического  мышления, творческого воображения, развитие внимания, зрительного восприятия.  

3.    Воспитательные:  формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания;  воспитание бережного отношения к природе, формирование мотивации к познавательной деятельности.

Оборудование: набор карандашей,  листы с заданиями, маленький утёнок из счётного материала для каждого ребёнка, проектор, экран, демонстрационный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_i_bukva_i_v_gostyah_u_ptic.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «РОМАШКА»

Мастер-класс для начинающих педагогов

Конспект открытого логопедического занятия

с применением ИКТ

для детей подготовительной группы

по теме

ЗВУК и БУКВА «И» В ГОСТЯХ У ПТИЦ

Из опыта работы учителя – логопеда

 высшей квалификационной категории

Головиной Н.Ю.

2012 год

г.о. Химки

Цель: уточнение знаний детей о птицах; расширение  словаря по данной теме; развитие познавательных и речевых способностей,  воспитание интереса к живой природе, подготовка детей к обучению в школе

Задачи:

1.    Образовательные: Формирование навыков произвольного поведения на занятии, закрепление знаний о птицах водоёмов и их птенцах, группировка предметов по общему признаку, сравнение птиц по внешнему виду, условиям обитания, питанию, поведению в природе, совершенствование умения правильно строить предложения,  отвечать полным ответом,  образовывать   и   использовать   в   речи сложные слова, закреплять понимание слов «признак» и «действие» предметов, употреблять  предлоги, существительные множественного числа, закрепление навыка интонирования, различение на слух и в произношении звука «И» с другими гласными, написание буквы «И», обучение составлению схемы слова и предложения, формирование ориентировки по клеткам, понимания значения слов «напротив, диагональ»

2.    Развивающие: развитие умения слушать речь взрослых, умения ориентироваться в пространстве;  развитие и закрепление умения координировать слово с движением;   развитие мелкой моторики пальцев рук;   развитие  зрительного,  слухового внимания;  логического  мышления, творческого воображения, развитие внимания, зрительного восприятия.  

3.    Воспитательные:  формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания;  воспитание бережного отношения к природе, формирование мотивации к познавательной деятельности.

Оборудование: набор карандашей,  листы с заданиями, маленький утёнок из счётного материала для каждого ребёнка, проектор, экран, демонстрационный материал.

Ход занятия:

Организационный момент.

Упражнение «Назови птенцов»

«У вороны в гнезде воронята, у галки-галчата. У сорок—сорочата. У сов—совята. У голубей—голубята.У снегирей—снегирята. У воробьев—воробьята.у аистов- аистята,у клеста-клестята, у дрозда-дроздята, у соловья- соловьята, у дятла-дятлята, у кукушки-кукушата

1. Педагог: Посмотрите на ваши листы (КАРТОЧКА 1). На них изображены слоны. Это так.? Докажите, что это птицы.

Педагог: Чем отличается птица от других животных?

-У птицы есть перья, клюв. Из-за того, что у птиц есть перья, птиц называют «ПЕРНАТЫМИ»

Педагог: Почему у птиц разные клювы?

Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная.

Педагог: У птиц, которые питаются насекомыми, КЛЮВЫ  КАКИЕ?

   -тонкие и острые. 

Педагог: У тех, кто клюёт зёрна. КЛЮВЫ  КАКИЕ?

 - толстые и тупые

Педагог:  ЧТО ДЕЛАЮТ ПТИЦЫ КЛЮВОМ?

-Клювом птицы щиплют, щёлкают, хватают, копают, долбят, защищаются, добывают и переносят корм.

Педагог: ЧТО ДЕЛАЮТ  ПТИЦЫ НОГАМИ?

-Ногами птицы ходят, хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят, двигаются по стволу деревьев.

2. Педагог: Назовите птицу в правом нижнем углу листа. Расскажите о ней. Чем оляпка похожа на уток. – По способу добывания пищи. Какие особенности птицы помогают им  охотиться в воде? Особенности перьев 

О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!
    – И плавать и нырять!
    – А замёрзнешь?
    – У меня перо тёплое!

А намокнешь?
    – У меня перо водоотталкивающее!
    – А утонешь?
    – Я плавать умею!
    – А… а… а проголодаешься после купания?
    – А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!   (В. Бианки)

          3. Ориентировка на листе в клетку  Упражнение « Утка идёт в гости»

Педагог: Обведите в кружок тех птиц, к кому пришла в гости утка. Назовите их. В какую группу птиц их можно объединить? Водоплавающие птицы. Почему? Потому, что они хорошо держаться на воде. Перья у них неи намокают- они  не намокающие

Педагог:  Давайте назовём водоплавающих птиц. Дети называют : водоплавающая чайка, водоплавающий пеликан и т.п. Педагог поясняет особенности водоплавающего пингвина (нелетающий, нет мягких пуховых перьев)

Педагог : Где можно встреть оляпку? Для уток быстрая река не подойдёт, ей нужен спокойный водоём. Назовите водоёмы.

       4. Модель озера. (дети)

       5. Упражнение «Назови слово гласными» (Филин, аист, иволга, кулик)  (КАРТОЧКА 2). Постановка ударения.

 Педагог: Давайте сравним филина и аиста. Чем они похожи? Пищей. Основной пищей аиста служат мелкие позвоночные, и различные беспозвоночные животные. Излюбленной пищей живущих в Европе аистов являются лягушки, жабы, ужи и гадюки а также крупные кузнечики и саранча Питаются аисты также дождевыми червями, майскими жуками, медведками, больной или дохлой мелкой рыбой, ящерицами, мелкими млекопитающими (в основном, мышами, крысами, кротами, зайчатами и сусликами), и очень редко мелкими птицами. Филины питаются  млекопитающими (от мышей до зайцев и молодых косуль), птицами, лягушками, крупными насекомыми.  Можно ли сказать, что  филин и аист хищные птицы?

Составление схемы предложения. «Кулик ищет пищу» (лист)

Дети: Кулик насекомоядный.

 6. Физминутка

Сшила цапля башмаки,
Не малы, не велики.
- Полюбуйтесь, кулики,
На подметки, каблуки!

А пока она хвалилась,
Обувь с ног ее свалилась.
Утонул один башмак,
А другой в воде размяк. (С. Маршак)

 7. Педагог знакомит детей с птицей с названием ВЫПЬ.

Звуковой анализ слова.

Информация: В Россию выпь прилетает с зимовки ранней весной. Выпи обитают в водоёмах со стоячей водой или со слабым течением, заросших тростником и камышом. Выпь активна в сумерках. Как и многие цапли, выпь подолгу стоит неподвижно, подкарауливая добычу и резким молниеносным движением хватая её. Она активна в сумерках и ночью, а днем прячется среди тростника, при опасности вытягивается вертикально столбиком и замирает, становясь совершенно незаметной.  Днём она неподвижно стоит в зарослях, обычно на одной ноге, втянув голову и нахохлившись. Заметить её в этот момент очень сложно: она больше напоминает пучок сухих стеблей тростника. При опасности она замирает с вытянутой вертикально шеей и поднятой головой. В этом случае её заметить ещё сложнее, так как она становится похожей на тростник, клюв, вытянутый вверх, напоминает головку тростника.

Упражнение «Замри» (психогимнастика)

Педагог: Сравните выпь и филина. Похожи

крупным размером, громким голосом (У выпи и филина) очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округ.,  

ночной охотой (Выпь ночная птица ночью она ходит по болотам ловит рыбу лягушат водяных жуков, а днем стоит в камышах нахохлившись ждет ночи),

способами защиты (распушить перья, пригнуться к земле) (психогимнастика),  сильными ногами(Нельзя не обратить внимание на исключительную силу и развитие ног филина. Не говоря об охоте, для которой это не может быть бесполезным, сильные и сравнительно увеличенные задние конечности позволяют этим птицам быстро и уверенно передвигаться по земле. И это заметно уже по птенцам, которые в возрасте около месяца в обычных жизненных ситуациях могут отойти от гнезда на 100—200 м. При этом сильные ноги являются для них и надежным средством защиты, которое они решительно пускают в дело. Лапы филина снабжены длинными, острыми, круто изогнутыми когтями).

Педагог: Сравните выпь и аиста. Они похожи по строению. Поясните.  Аист и выпь родственники.

Итог занятия

Педагог: Как называют птиц, живущих на болоте?. Болотные

Педагог: Как называют птиц, живущих или питающихся на водоёмах? Водоплавающие, птицы водоёмов.

Педагог: Всвязи с питанием, болотные и водоплавающие птицы перелётные или зимующие?

Аисты, журавли, гуси и утки летят на юг клином. А мы собирёмся в стайку и помашем на прощанье крылышками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. "Что делают птицы зимой?"

Расширять и обогащать  знания детей о зимующих и перелетных птицах, развивать конструкторские способности, развивать тактильные ощущения,  формировать качества творческой личности, воспитыва...

Образовательная деятельность по ФГОС Конспект занятия для детей старшей группы «В гостях у птиц».

закрепление знаний детей о перелётных и зимующих птицах.                                        ...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе с детьми ОВЗ "Почему птицы улетают на юг?"

Итоговое занятие «Почему птицы улетают на юг»Итоговое занятие «Почему птицы улетают на юг»Каракулина Екатерина Владимировнавоспитатель МАДОУ «Детский сад №96»...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему "Перелётные птицы"".

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия ткрытого занятие  на тему "Пререлётные птицы ". Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА " В ГОСТЯХ У ПТИЦ" ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Цель:развитие познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные: расширять знания детей о птицах,Развивающие: развивать мышление, мелкую и общую моторику, упражнять в умении согласов...