Исследовательский проект «Бабушкино лукошко»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Юрасова Ольга Николаевна

Представлена ситема  работы воспитатея по теме "Фрукты" через организацию проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushkino_lukoshko.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Бабушкино лукошко»

Вид проекта: Исследовательский

Продолжительность:  две недели

Участники: логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы с тяжелыми речевыми нарушениями

Цель проекта:  Обеспечить преемственность работы ДОУ и родительского коллектива через создание разноплановых условий, способствующих развитию у дошкольников коммуникативных способностей.

Задачи:

Уточнять и расширять представления детей о фруктах, произрастающих в нашем регионе.

Формировать исследовательские действия: учить устанавливать сходства и различия фруктов на основе сравнения, используя разные анализаторы (вкус, обоняние, тактильный анализатор)  

Познакомить детей с заготовкой фруктов, рассказать об их пользе для человека.

Формировать навыки коллективного труда, организаторские способности.

Поощрять попытки детей делиться с педагогами и сверстниками разнообразными впечатлениями; формировать  умения убеждать, доказывать, объяснять.

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формировать лексико-грамматические категории;

Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас за счет образования однокоренных слов, слов-действий и слов –признаков.

Развивать связную речь, через составление описательных и сюжетных рассказов.

Способствовать развитию  мышления, памяти, внимания;

1Этап Подготовительный

Цель: помочь детям с помощью игровой ситуации придти к формулировке исследовательской задачи. (Что такое фрукты?)

Мероприятия:

 Постановка вопроса пред детьми и родителями.

Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями

Подбор иллюстраций, познавательной литературы по теме.

Экскурсия к магазину «Овощи-фрукты»

анкетирование родителей;

оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;  папки – передвижки «Вкусные загадки»

подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий,

Чтение стихов, рассказов и сказок В..Сутеев «Мешок яблок», «Мы делили апельсин», «Гуси-лебеди», Л.Толстой «Косточка»

Определение заданий для презентации

-изготовление поделки из природно-бросового материала «Фруктовое-чудо»

- приготовление блюда из фруктов для дегустации

Этап Практическая деятельность

Направления в работе:

Работа по развитию речи

Обогащать и активизировать словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины,..), образования однокоренных слов.

Формировать обобщающее понятие «Фрукты»

Учить образовывать прилагательные от существительных, формировать образовывать формы родительного падежа множественного числа.

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Развивать связную речь через составление описательных рассказов о фруктах.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Поощрять стремления детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать умения высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Оказывать детям помощь в освоении речевого этикета.

Развивать умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Поощрять самостоятельность суждений.

Творческая деятельность детей.

Воспитание самостоятельности; развитие умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации, используя выразительные средства.

Способствовать развитию коллективного творчества. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том кто какую часть работы будет выполнять.

Содержание работы:

Исследовательская деятельность:

Узнать вместе с родителями, где растут фрукты? Кто их выращивает, ухаживает? Как их можно заготовить на зиму? (подготовить рассказ об одном из фруктов)

Экскурсия к яблоне- показать детям как растут яблоки

Рассматривание фруктов. –развивать умение выделять разнообразные свойства (цвет, форма, величина), сравнивать фрукты среди вида (яблоко:  большое, среднее, маленькое; желтое, зеленое, красное, желто-зеленое…; круглое, овальное, продолговатое),

Д/и «Узнай на вкус» познакомить детей с разнообразием вкусов фруктов. Учить оформлять качества в речевом плане.

Д\и «Чудесный мешочек» -развивать у детей тактильные ощущения. Учить сравнивать фрукты на ощупь. Формировать умение строить предложение с союзом –а-.

«Что чем пахнет?» развивать орган чувства –обоняние.

«Что есть у фруктов?»- учить детей в процессе исследования выделять структурные части фруктов, сравнивать одни с другими (плодоножка, кожура, мякоть, косточка или много семечек, дольки). Учить отвечать на вопросы:

- Что можно сказать о кожуре? (толстая, тонкая, гладкая, пушистая (персик, нектарин), шероховатая (киви),  можно есть, нельзя есть, надо чистить; )

- Что можно сказать о косточке? (есть одна большая косточка (персик, слива, нектарин,), есть похожие косточки- семечки ( у яблока, груши; лимона, апельсина, мандарина), маленькие  еле заметные семена (киви), много одинаковых (гранат), косточек нет (банан)

-Что можно сказать о мякоти? (жесткая хрустящая, мягкая и сочная, мякоти нет совсем (гранат), с волокнами (слива, персик), мякоть состоит из маленьких «мешочков» с соком (цитрусовые)

Интересные  дольки. Учить детей сравнивать некоторые представители цитрусовых (строение, вкус, запах, есть похожие дольки, отличаются по размеру, цвету, и вкусу)

Опыт «Что будет, если?»- показать детям как портятся фрукты от ушибов, повреждений, долгого хранения в тепле.

НОД «Поможем Незнайке и Лунтику вылечиться»- рассказать детям  с помощью игровой ситуации о пользе фруктов для человека,- фрукты- это источник витаминов и жизненной силы для человека. Показать, что фрукты можно есть только свежими и вымытыми. Объяснить, что испорченные фрукты теряют полезные свойства, становятся опасны для здоровья.

Продуктивная деятельность:

Изготовление фруктов для игры в магазин. Цель:  используя игровую ситуацию, побуждать детей изготавливать атрибуты для игры, используя разнообразный материал(пластилин, соленое тесто , сминание бумаги, вырезание форм из паралона и раскрашивание,..)  и ранее усвоенные навыки работы с разным материалом. Перед детьми ставится проблемная задача (Из чего и как можно сделать фрукты?_

Ручной труд «Фруктовый салат»  Цель: используя игровую ситуацию побуждать детей придумывать рецепты фруктовых салатов. Учить мелко и аккуратно нарезать фрукты. Формировать навыки коллективного труда, организаторские способности. Воспитывать ответственность за результат работы. Детям, объединенным в группы, по несколько человек, предлагаются  разнообразные фрукты, разрезанные на небольшие части. Они должны приготовить салат и назвать его.

«Картина в подарок» Цель: формировать у детей умение создавать панно из «фруктов», используя разную технику  аппликации , лепки, и рисования (обрывание, мозаика, аппликация манкой, заполнение объема способом размазывания пластилина и скатывание горошков, …)

Работа логопеда и воспитателя по развитию речи

Лексико-грамматические дидактические игры и упражнения «Назови ласково», «Что приготовим?», «Какого фрукта на стало», «Один – много», «Что ты любишь?», «Скажи наоборот», «Чего в корзинке больше?», «Объясни словечко», «Какой, какое, какая?», «Из чего- какой?», «Помоги Незнайке исправить предложение», «Сосчитай до 5», «Выйди на крылечко» доскажи словечко»

Игры с заданием на развитие связной речи: «Придумай загадку», «Расскажи про фрукт, чтобы его купили», «Расскажи, что ты любишь?», «Расскажи- ка!», «Что здесь нарисовано?»

Игры на развитие ЗКР: «Какой звук спрятался?», «Назови фрукты со звуком …», «Составь слово из первых звуков», «Что не так?», «Где находится звук?»…

Игры на развитие психических процессов: «Что изменилось?», «Какие фрукты съели?», «Какие фрукты спрятались на картинке?», «Что лишнее?», «Послушай, запомни и назови», «Четвертый лишний», «Найди одинаковые фрукты», «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови, что запомнил»

Заучивание загадок, считалок, стихов, проговаривание чистоговорок.

Работа с семьей.

Просветительский блок

Индивидуальные беседы с анализом фонетических и грамматических ошибок, типичных для того или иного ребёнка, рекомендациями по их исправлению

Консультации («Учимся говорить грамотно», «Как развивать коммуникативные способности детей», «Как стать для ребёнка собеседником», «Как правильно исправить ошибку в речи»)

Информация в родительском уголке 

Постоянные рубрики:

- «Это нужно запомнить» (памятки - «Трудные слова», «Фразы для общения», «Как правильно ставить ударение»)

 «Наши рекомендации» («Игры и упражнения с речевым содержанием», «Общаемся, играя»)

Обновляемые рубрики:

  «Говорят дети» ( примеры речи детей, их рассказы (без называния автора) с анализом ошибок; интересные речевые высказывания с правильным применением грамматических форм)

 «Веселые стихи» (стихотворения, считалки, загадки, чистоговорки для закрепления дома звукопроизношения, )

- «Книжки-помощники» (методическая литература по речевому развитию детей)

- «Хочу все знать» совет, какую литературу читать детям

Практический блок

Совместные мероприятия для детей и родителей: развлечения, литературные викторины

Выставки книжек-самоделок по теме, выполненные совместно с детьми

Приобщение к изготовлению пособий, дидактических игр, материала по развитию речи

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с участием родителей

«Семейные часы» - совместная деятельность родителей и детей в вечернее время с целью организации общения взрослых и детей (совместные дидактические игры с  речевым содержанием (обогащение словаря, грамматический строй, связная речь),  решение кроссвордов, придумывание загадок, сказок, рассказов)

Выставки поделок из разного материала по темам проектов

3.Этап  Анализ соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

                        Представлена         Динамика результатов развития детей

   Сравнительные результаты развития детей показали: что уровень коммуникативных способностей значительно улучшился, 33% детей стали имеют высокий уровень, 40%- средний.

Уровень речевого развития показал, что 13% детей имеют высокий уровень, 60%-средний

На низком уровне остается 27 % детей (это дети 2 уровня), но и у них при целенаправленном обучении наблюдается положительная динамика.

Рассмотрим реализацию проекта в разных образовательных областях:

Образовательная область

Содержание работы

1.Познание

НОД «Путешествие по саду», наблюдение за яблоней, «Поможем Аленке собрать урожай», экскурсия к магазину «Овощи и фрукты», «Интересные дольки», опыт «Что будет, если?»

Рассматривание иллюстраций по темам занятий, к рассказам и беседа по ним,

Конструктивная деятельность «Корзинка для фруктов»,

Работа с информационным альбомом «Фрукты», «Экзотические фрукты»

Д/и «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Парочки», «Что лишнее», «Что пропало из корзинки?», «Назови, что запомнил», «Найди одинаковые», «Какие фрукты спрятались на картинке?»

2.Социализация

Сюжетно ролевая игра «Магазин», «День рождения у Лунтика», «Кафе»

Д\И «Кто скорее соберет яблоки?», «Пазлы», «Не ошибись», «Отгадай-ка»

Цикл бесед  и рассматривание иллюстраций «Люди, работающие в саду», «Сбор урожая», «Садовники»

3.Физическая культура

НОД  «В саду у Кролика», П/и «Эстафеты», «Поможем Чебурашке собрать апельсины», «Кто быстрее соберет фрукты»

Пальчиковая гимнастика «мы делили апельсин», «На базар ходили мы..», «В сад за сливами»

Выкладывание из счетных палочек «Яблоня»

4.Здоровье

Беседа  о здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Вкусные витамины»,  НОД «Поможем Незнайке и Лунтику вылечиться»

Дыхательная гимнастика «По саду мы гуляли»

5.Коммуникация

Составление описательных рассказов и рассказов по сюжетной картине,

Д\И «Подбери словечко», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Один – много», «Чудо дерево!», «Фруктовый поезд», «Вкусные половинки», «Что не так?»,

Упражнение «Что ты любишь?», «Какой звук спрятался?», «Назови фрукты со звуком …», «Составь слово из первых звуков», «Что не так?», «Где находится звук?»…

Комплексное занятие «Вкусные загадки» Цель. Обучение детей составлению описательных рассказов .

Речевая гимнастика:  «Доскажи словечко», проговаривание чистоговорок, скороговорок

Рассказ об экзотических фруктах на презентации

6.Чтение худ. литературы

Отгадывание загадок, стихи о фруктах. Заучивание стихов о фруктах.

Чтение В..Сутеев «Мешок яблок», р.н.с. «Гуси-лебеди», Л.Толстой «Косточка»

7.Художественное творчество

Аппликация и рисование «Картина в подарок». Лепка «Фрукты для игры в магазин»

Иллюстрирование книги «Экзотические фрукты»

8.Труд

Ручной труд-изготовление  салата «Салаты из фруктов»

Изготовление поделок с родителями «Фруктовое чудо»

9.Музыка

Слушание сказки «Гуси лебеди» .Игра-хоровод «Подарки осени», песня «Яблонька», Инсценировка «Фруктовые гости»

Речь с движением: «Фруктовый хоровод» - Пение: «Во саду ли …» р.н.п.,.,

Этап презентация проекта.

Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Я предлагаем следующие мероприятия для презентации:

Выставка познавательной литературы

Игра-путешествие с экскурсоводом «Экзотические фрукты», (ребенок рассказывает о каком- либо фрукте)

Выставка поделок из природно-бросового материала «Фруктовое Чудо»

Дегустация блюд из фруктов (салаты, десерты, выпечка, коктейли и напитки) с рассказом о нем.

Результаты реализации проекта:

В ходе реализации проекта «Бабушкино лукошко» мы добились ожидаемых результатов :

В речевом развитии детей наблюдается положительная динамика:

значительно пополнился их словарный запас; сформировались обобщающие понятия;

дети научились изменять слова по падежам, родам, стоить фразы без лексико –грамматических ошибок; активно стали использоваться фразовые высказывания различной степени сложности;

связная речь в различных её видах, стала более совершенна,

Все это способствовало решению задач по развитию коммуникативных качеств.

Большинство детей активно общаются со сверстниками и с взрослыми, вступают в контакт даже с малознакомыми сотрудниками д\с.

В общении доброжелательны, внимательно слушают собеседника, стараются не перебивать, знают и соблюдают элементарные правила культуры общения.

 Во время игр  наблюдается умение договариваться, уступать друг другу.

Приходя в группу, дети с радостью делятся новыми впечатлениями, личными переживаниями, интересуются жизнью сверстников.

В свободной деятельности, на фоне агрессивных детей , конфликтные ситуации все-таки случаются. Но с разрешением конфликтов чаще дети справляются сами.

Коллективная работа в подгруппах дала малоактивным детям возможность проявить себя в различных видах деятельности в главных ролях.

     Таким образом, в результате использования проектной деятельности многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОНР значительно уменьшились. В дальнейшем это  поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения.

По окончании проекта предметная среда группы стала богаче. В ней появились все необходимые условия по ознакомлению  с фруктами.

Пополнили библиотеку произведениями разных авторов.

Оформили методическую подборку лексического материала (стихи, чистоговорки, загадки, считалки).

 Подобрали и создали серию дидактических игр (изготовили свои новые игры), сделали подборку иллюстрированного и наглядного материала.

Оформили альбомы «Фрукты нашего сада», «Энциклопедия экзотических фруктов»,

Изготовили книжки  рецептов «Вкусные коктейли», «Десерты из фруктов», «Бабушкины рецепты»

Разнообразие форм взаимодействия МБДОУ и семьи позволило заинтересовать родителей и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс.

Благодаря слаженной работе педагогического персонала и родителей, они стали проявлять интерес к последующим проектам.

  На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные и познавательные способности и, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Бабушкин сундучок"

Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности.  Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....

Проект "Бабушкин сундучок"

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Мы практически не посещаем музеи, предметы старины сохранились в едини...

проект "Бабушкин сундук"

Проект «Бабушкин сундук»Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.Вид проекта: групповой.Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институ...

Мини проект "Бабушкин чуланчик"

Уже в самом раннем детстве дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем чувственных накоплений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматри...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БАБУШКИН СУНДУЧОК»

В свете современных требований к нравственному патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольных учреждениях возникла необходимость передачи опыта, достижений национальной культуры башки...

Научно-исследовательский проект "Бабушкин сундук"

Содержание Бабушкиного сундука ...