Картотека игровых упражнений: "Дыхательная гимнастика"
методическая разработка по логопедии по теме

Никитина Оксана Анатольевна

"Дыхательная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр: «Дыхательная гимнастика»

Координация ротового и носового дыхания.

Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .

           Учить правильно регулировать воздушную струю.

1.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.

2. ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

3.ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

4.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

5 КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.

Упражнение «Вдох- выдох». 

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом........

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Упражнение «Снежинки».

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И окружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение «Одуванчик».

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

 

Упражнение « Надуй шарик».

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст  произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение « Ветер дует».

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).

 

Упражнение «Часики».

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение «Повороты».

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 

Упражнение «Хлопки».

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик

Не жалеет своих ножек.

Он играет целый день,

Он не знает слова- лень.

Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.

 

Игра «Колобок»

Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

 

Игра «Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.

 

Игра «Задуй свечи».

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает

 

Игра «Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

Игра «Акробат».

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

 

Игра «Лодочки».

Дуть на лодочку из пенапласта.

 

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

 

Игра «Горка».

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.

 

Игра «Черепашки».

Черепашки -малыши

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

 

Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как нада ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

 

Игра «Хорошая погода».

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь.

 

Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

Дыхательно- голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению: Вдох через рот – быстрый , пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шёпотом, затем громко.

Произношение гласного звука на выдохе  (2-4 раза):А, О,У,Ы,Э (шёпотом, голосом).

-Произношение двух гласных на одном выдохе.

-Произношение трёх гласных  на одном выдохе.

Мы все весело играем,

Вместе звуки пропеваем.

 Игра «Эхо».

Дети распределяются на две группы.

Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки или сочетания гласных. Вторая группа ( «эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

Игра «Вьюга»

Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков.

Инструкция  к выполнению: Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).

Произношение глухих согласных на выдохе. (Ф,С,Ш,Х).

- Произношение двух согласных на одном выдохе. (Ф-С, Ш-С, Х-Ф)

-Произношение трёх, четырёх согласных на одном выдохе.

 Игра «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держим в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох. Выдыхая произносить: ф-ф-ф-ф.

Игра «Гуси шипят»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох.

Игра «Регулировщик»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  слогов.

Инструкция к выполнению: Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном одном выдохе.

Повторение слогов:

- с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па, апа-апа-апа

-  с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па.

- с разными гласными и одинаковыми согласными: па-по-пу.

- с разными гласными и разными согласными: па-па-ба, та-по-бу.

Игра «Часики»

Стоя, ноги  слегка расставлены, руки опустить . Размахивая прямыми руками вперёд – назад, произносим: тик-так.

Упражнение «Петушок кричит».

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Упражнение « К нам приехал паравоз»

П: К нам приехал паровоз.

Д:  С чем?

П: С коровами.

Д: му-му-му

П: С собаками, гусями, утками. (Дети выполняют звукоподражания)

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению: Произнесение слов идёт на одном выдохе. Удлинённый выдох наращивается постепенно.

-Счёт до 5, до 10.

-Дни недели.

-Времена года.

-Названия месяцев.

Игра «Кто за кем или за чем следует?»

Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале  предложений, фраз.

Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.

Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Пословицы:

-Береги нос в большой мороз.

-Делу время, а потехе час.

-Любишь кататься – люби и саночки возить.

Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.

Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

-Меня зовут Оксана. И т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Игровые упражнения дыхательной гимнастики

Греем рукиИсходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.Вдох. Длительный выдох на руки. Повторить 4—5 раз.Рубим дроваИсходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки ...

Игровые упражнения дыхательной гимнастики в 1 младшей группе

Игровые упражнения дыхательной гимнастики в 1 младшей группе...

Картотека игровых упражнения и гимнастика для глаз.

Картотека поможет педагогам в использовании упражнений   для снятия эмоционального напряжения и сохранения здоровья органов зрения. Может использоваться в НОД, в режимных моментах, между зан...

Комплекс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально - речевых игр , музыкальных игр.

Подборка игр, используемых в работе музыкального руководителя на дыхательную ,артикуляционную, пальчиковую гимнастику, музыкально-речевых и музыкальных игр....

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений дыхательной гимнастики.

Дыха­ние является самым первым навыком, которым должны овладеть ребенок,  которого мы учим петь. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр.  Овладеть навыком певческог...