Главные вкладки

    Методическая разработка по теме"Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР"
    методическая разработка по логопедии по теме

    Малько Лариса Викторовна

    В данном материале раскрывается актуальность данного вида работы с детьми, имеющими диагноз ОНР.  Приведены основные направления и этапы работы над звуко-слоговой структурой, практический материал по возрастам, который будет полезен молодым специалистам и воспитателям логопедических групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrekciya_narusheniy.docx49.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    по теме:

    «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры

    у детей с ОНР».

    2012 г.


    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

    Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

    Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    1. Нарушение количества слогов:

    – сокращение слога;

    – опускание слогообразующей гласной;

    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

    1. Нарушение последовательности слогов в слове:

    – перестановка слогов;

    – перестановка звуков соседних слогов.

    1. Искажение структуры отдельного слога:

    – сокращение стечений согласных;

    – вставки согласных в слог.

    1. Уподобление слогов.
    2. Персеверации (циклическое повторение).
    3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
      7. Контаминации (смешение элементов слова).

    Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

              Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

             Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

              Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова:

    1. работа по восприятию различных типов интонаций;
    2. развитие тактильных ощущений;
    3. развитие ритмических способностей;
    4. работа над звуковым составом слова;
    5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
    6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

                   В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

    Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

    Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

           

    Игровой материал

                Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Предпочтительно строить свою работу в два этапа:

    – подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

    – коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

    На подготовительном этапе проводят упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

          В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается  произнесения  слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

    Гласный +гласный /ау, уа, иа/
    Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
    Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
    Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
    Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
    Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
    Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

         Когда данные упражнения ребенку  становятся доступными, можно  проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми  словами.

    Упражнение «Повтори так же» (ср. возраст)

    Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

    Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

    Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

    Двусложные слова из открытых слогов:

    дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима,  лиса, коза, пена, тина.

    Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

    хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

    Предложения.

    Мою руки.
    Веду Галю.
    Машу Коле.
    Несу мыло.
    Даю маме.

    Упражнение «Сосчитай правильно» (старший возраст)

    Цель: учить считать звуки.

    Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

    Ход упражнения:

    Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

    Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Трехсложные слова из открытых слогов:

    лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

    Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

    ОНА  ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

    Упражнение «Выбери схему» (подготовительный)

    Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

    Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

    Ход упражнения:

    Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

    Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

    Упражнение «Длинное – короткое»

    Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

    Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

    Ход упражнения:

    Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

    Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

    На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

    Упражнения на уровне слогов (можно использовать для всех возрастных групп)

    – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
    – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
    – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
    – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
    – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

    Упражнения на уровне слова:

    Игра с мячом (ср. возр.)

    Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
    Материал: мяч.
    Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

    Игра «Телеграф» (ст. возр.)

    Цель: развивать умение делить слова на слоги.
    Материал: палочки.
    Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

    Игра «Сосчитай, не ошибись»(подготовит.)

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: пирамидка, кубики, камешки.
    Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

    Игра с мячом «Передай дальше» (ст. и подгот.возр.)

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: мяч.
    Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

    Игра «Назови правильное слово» (ст. и подгот возр)

    Цель: учить различать правильно звучащие слова.
    Материал: картинки.
    Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

    Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

    Упражнение 1.(ср. возр.)

     Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

    Упражнение 2.(стар. возр.)

    Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

    (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

    Упражнение 3. (подготов.)

    Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

    Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

    Имитация акцентной структуры слова может выполняться путем воспроизведения ритмического рисунка с помощью отхлопывания с выделением ударного слога более громким хлопком или произнесением ритмического рисунка с помощью слогов: дома — тата; машина — татата;

     дерево — татата и т. п.

    Предлагая упражнения по имитации акцентной структуры слова, логопед должен учитывать программные требования к речевому материалу:

    1. на первой ступени обучения (младший дошкольный возраст) ребенку предлагаются односложные и двусложные слова из открытых, а затем из открытых и закрытых слогов, трехсложные слова (за исключением трехсложных слов с одновременным стечением согласных и закрытым слогом);
    2. на второй ступени обучения (средний дошкольный возраст) детям                предъявляются односложные, двусложные и трехсложные слова;
    1. на третьей ступени (старший дошкольный возраст) к
      этим словам добавляются слова, состоящие из четырех слогов.

    Имитация акцентной структуры предложения

    На начальном этапе работы по имитации акцентной структуры предложений детям предлагаются конструкции, включающие в себя уже отработанные слова с ударением на первом слоге. Затем в предложения постепенно добавляются новые слова.

     Речевой материал:

    Это дом. Это мяч. У дома дуб. Дима у дуба. Тут один дуб. И там один дуб.

    У Димы дом. У Маши шуба. У Даши шаль. У мамы ваза. У тети тазы. У Дуни домик. У папы машина.

    У Вари мяч. Варя катит мяч. У Тани мячик. Таня ловит мячик.

    Этот мальчик маленький. Этот мальчик большой.

    Собака лает. Коза бодает собаку. Собака упала. Ну и коза!

    Мама купила сома. Тетя купила мясо. У мамы сом. У тети мясо.

    Суп из мяса. Суп из сома. Все ели вкусный суп.

    В чайнике чай. На тарелочке печенье. Печенье вкусное.

    Прилетели грачи. Грачи кричат. Грачи вьют гнезда.

    У кошки котеночек. У коровы теленочек. У лошади жеребеночек. У козы козленочек.
    Этой щеткой чищу зубы. Этой щеткой — башмаки. Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны.

                  Организуя работу с детьми на первой ступени обучения, логопед использует только простые двусоставные предложения, состоящие из подлежащего в форме единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже и сказуемого в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот сидит.). На данном этапе предложения могут включать указательные местоимения и существительные в единственном (множественном) числе (Это кот.). Возможно использовать трехсоставные предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого в тех же формах и дополнения (Катя ест кашу.).

    Формирование слухового внимания к звучащей речи — неотъемлемая часть логопедической работы, начиная с первой ступени обучения. Однако как более частная задача логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова она реализуется на второй и третьей ступенях обучения. Мы рекомендуем формировать слуховое внимание детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений, примеры которых представлены ниже.

    Дифференциация слов, контрастных по длине

    Лишнее слово


           Ребенку предлагают прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные. Речевой материал: Мак, бак, так, банан Сом, ком, индюк, дом Лимон, вагон, кот, бутон Мак, бак, веник, рак Совок, венок, каток, зуб Пятка, ватка, лимон, кадка, сук Ветка, диван, клетка, сетка, сок Каток, моток, дом, поток
    Распознавание дефектного произношения звукослогового состава слова в чужой речи

     Правильно — неправильно

    Ребенок должен на слух (с опорой на предметные картинки) определить, правильно или неправильно произносятся слова. Внимание ребенка обращают на то, что если звук или слог «заблудился», то слово становится непонятным.

    Ребенок, услышав дефектное произношение звукослогового состава слова, поднимает флажок, сигнализируя об этом, или исправляет логопеда, отвечая на вопрос: «Как правильно сказать?».

     Речевой материал:

    Моноток — молоток Мутюг — утюг

    Тул — стул Ломоко — молоко

    Зуйка — зайка Шинама — машина

    Распознавание слов, различающихся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове

     Послушай — покажи

     Ребенку предлагается прослушать слова и показать их на картинках. При этом особое внимание ребенка следует обратить на то, как изменяется смысл слова при опускании некоторых слогов или их перестановке (работа с детьми на третьей ступени обучения). В данном случае используются слова, различающиеся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове.

     Речевой материал:

    Резина — Зина Кулак — лак

    Шина — машина Насос — сосна

    Камыш —мышь Гора — рога

    Рыбаки — рыба Лопата — палата

    Различение близких по звуковому составу слов

    На основании наблюдений в ходе работы логопедом, можно сделать вывод о том, что развитие слоговой структуры слова необходимо для нормального развития речи ребёнка. Если нарушение слоговой структуры слова не исправить вовремя, оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка.

    Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.

    Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребёнку различные типы слов: простые - из открытых слогов, без стечения согласных, и более сложные - из 4-5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

    Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова - это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

    В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

    Методические разработки по использованию ИКТ при формировании связной речи у детей с ОНР.

    Использование ИКТ при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи....

    Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

    На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

    Методическая разработка на тему «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР»

    В данном материале раскрывается актуальность данного вида работы с детьми, имеющими диагноз ОНР.  Приведены основные направления и этапы работы над звуко-слоговой структурой, практический материа...

    Методическая разработка "Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР"

    Методическая разработка "Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР"...

    Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР"

    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...

    Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР на летний период"

    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...