Методическая разработка на тему: «коррекция агрессивного поведения дошкольника»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Исайко Анастасия Артемовна

Методическая разработка направленна на снижение агрессии детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_programmy_1.docx60.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «коррекция агрессивного поведения дошкольника»

        

Цель – снижение проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы).

Задачи:

  1. Обучение ребёнка умению адекватно оценивать и реагировать в сложившихся ситуациях.
  2. Работа с эмоционально-чувственной сферой через развитие эмпатии и умения воспринимать точку зрения другого человека.
  3. Обучение способам саморегуляции и грамотным средствам выражения отрицательных эмоций.

Все представленные задачи будут отражены в различных направлениях работы психолого-педагогического сопровождения, а именно:

1. Работа с ребёнком с помощью коррекционно-развивающей программы;

2. Работа с родителями через просвещение, а также индивидуальные консультации, привлечение родителей к участию в реализации программы посредством ведения дневника наблюдений;

3. Работа с педагогическим составом через просвещение и консультативную работу по проблемным ситуациям взаимодействия с отдельно взятым ребёнком.

Коррекционно-развивающая программа состоит из четырёх блоков:

1. Первый блок направлен на установление доверительных отношений с детьми и развитие коммуникативных навыков, это отводится 2-3 занятия от всей программы.

Критерий эффективности: дети активны, охотно взаимодействуют друг с другом и с психологом, задают вопросы, не стесняются выражать мысли.

2. Второй блок направлен на развитие навыков адекватной оценки и реагирования, данный блок программы будет реализован в течение 3-4-х занятий.

Критерий эффективности: ребенок способен спокойно реагировать на мнение другого, может предложить несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации.

3. Третий блок направлен на обучение адекватным способам выражения отрицательных эмоцийи развитие навыков саморегуляции, этому блоку будет посвящено 3-4 занятия программы.

Критерий эффективности: ребенок овладел техниками саморегуляции, может объяснить, что чувствует и как относится к различным ситуациям; говорит спокойно.

4. Четвертый блок направлен на закрепление полученных навыков, этому будет посвящено 2-3 занятия.

Критерий эффективности: ребенок применяет приобретенные навыки не только на занятиях, но так же в группе и дома.

Критерий отбора: для работы состаршими дошкольниками в нашей программе предполагается их разделение на две подгруппы. Подгруппа будет состоять из детей с высоким и низким уровнем агрессивного поведения.

Ожидаемый результат программы психолого-педагогического сопровождения будет состоять в следующем:

  1. заметное снижение агрессивного поведения у детей;
  2. повышение уровня развития коммуникативных навыков и навыков взаимодействия;
  3. повышение уровня развития эмпатии и  навыков саморегуляции.

Тематический план коррекционно-развивающей программы.

Возраст: 5 – 7 лет.

Кол-во детей в группе: 5 – 7 человек

Время проведения занятий: 25-30 минут

Частота проведения: 1 -2 раза в неделю

Кол-во занятий: 10

Содержание

Цель

Время занятия

Блок №1 Установление доверительных отношений в группе

Занятие 1

Приветствие «Имя - качество - движение»

Определение правил поведения в группе

Упражнение  «Пересядьте те, кто…»

«Спящий кот»

Рефлексия

Прощание «Аплодисменты по кругу»

Установление контакта между психологом и группой, а также между участниками группы

30 минут

Занятие 2

Приветствие

Беседа на тему «Что такое гнев, злость».

Детям задаются вопросы:

1. Что такое злость, гнев, раздражение?

2. Как проявляются эти чувства?

3. Что значит обижать других, кричать на других?

4. Какие чувства испытывает человек, который злиться и на которого злятся? 

Упражнение «Жужа»,

«Нарисуй свою эмоцию»

Рефлексия

Прощание

Развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия

30 минут

Блок №2 Развитие навыков адекватной оценки и адекватного реагирования

Занятие 3

Приветствие «Эхо».

Упражнение «Найди выход»,

«Маленькое привидение» 

Рефлексия

Прощание

Формирование навыков адекватного реагирования, развитие способности находить несколько способов реагирования на фрустрирующую ситуацию.

30 минут

Занятие 4

Приветствие

«Снежный бой»

«Лимон»

«Воздушный шар»

Рефлексия

Прощание

Развитие адекватных способов выражения отрицательных эмоций и навыков управления мышечным тонусом

30 минут

Занятие 5

Приветствие

Упражнение «Обзывалки», «Листок гнева»,

«Тух-тиби-дух»

Рефлексия

Прощание

Формирование навыков адекватного реагирования, развитие способности находить несколько способов реагирования на фрустрирующую ситуацию

30 минут

Блок №3 Работа с выражением эмоций и развитие навыков саморегуляции

Занятие 6

Приветствие «Покажи настроение»

Упражнение «Добрые приветствия»,

 «Тучка» ,

«Поссорились два петушка» Рефлексия

Прощание

 Обучение приемам саморегуляции, самообладания

30 минут

Занятие 7

Приветствие

Упражнение «Зеркало»

Релаксация «Апельсин».

Рефлексия

Прощание

Развитие эмпатии и саморегуляции

30 минут

Занятие 8

Приветствие

Упражнение «Я не знаю»,

«Попроси игрушку» ,

«Сороконожка»

Рефлексия

Прощание

Отработка навыков общения

30 минут

Блок №4 Закрепление полученных навыков

Занятие 9

Приветствие

Упражнение «Прогулка с компасом» ,

«Гномики»

Рефлексия

Прощание

Закрепление полученных навыков взаимодействия

30 минут

Занятие 10

Приветствие

Упражнение «Эмоции героев»,

«Стаканчик для криков»

Рефлексия

Прощание

Закрепление полученных навыков взаимодействия

30 минут

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Занятие 1

1. «Имя - качество - движение»[3]

Цель: знакомство участников группы

Ход упражнения: Дети стоят в кругу и каждый называя своё имя, говорит своё лучшее качество и показывает любимое движение. В качестве усложнения упражнения, каждый последующий участник может повторять за предыдущим.

2. «Пересядьте те, кто...»[3]

Цель: знакомство, установление доверительных отношений в группе.

Ход упражнения: Ведущий говорит «Пересядьте те, кто любит жёлтый цвет, у кого есть домашние животные, кто любит природу и т.д.»

3. «Спящий кот»[1]

Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат группы, сплотить детский коллектив.

Содержание. Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз.

4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников

нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 2

1. «Жужа» [1]

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Содержание:  «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят дотрагиваются до нее. « Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

2. «Нарисуй свою эмоцию» [1]

Цель: развитие эмоциональной сферы, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.

Материал: карточки с изображениями людей или сказочных героев, карандаши.

Ход упражнения: детям раздаются карточки и предлагается нарисовать на лицах эмоции: радость, грусть, удивление и т.д. Затем идет обсуждение нарисованных эмоций с детьми.

3. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу» (см. занятие 1)

Занятие 3

1. Ритуал приветствия «Эхо».[1]

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.

Инструкция. Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторим. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

2. Упражнение «Найди выход».[1]

Цель: формирование навыков конструктивного поведения.

Инструкция. Детям предлагается разобрать несколько ситуаций.

Ситуация

Варианты поведения

Последствия

Коля без

толкнуть и отнять

Коля толкнет меня в

спроса

карандаши;

ответ.

берет мои

•ударить и отнять

Я его ударю, он ударит

карандаши.

карандаши;

меня.

•отнять карандаши и взять его карандаши в отместку;

•сказать учительнице;

•попросить вернуть карандаши, и если он не вернет, то сказать учительнице и т.д.

Мы подеремся.

3. «Маленькое привидение»[1]

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

Занятие 4

1. «Снежный бой»[1]

Материалы: газеты или бумага, лента для разделения территории.

Ход игры: участники делятся на две команды, на пол приклеивается разграничительная лента. Ведущий говорит участникам: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь пусть каждая команда выстроится в линию так, чтобы расстояние между вами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.

2. «Лимон»[4]

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход упражнения: Ведущий: «Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и

запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».

3. «Воздушный шар»[4]

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход упражнения: Ведущий: «Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления».

Занятие 5

1. «Обзывалки»[1]

Цель: учить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев при помощи вербальных средств.

Оборудование: мяч.

Содержание. Педагог говорит детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

2. «Листок гнева»[1]

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

3. «Тух-тиби-дух»[1]

Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.

Содержание. Педагог говорит детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Занятие 6

1. «Покажи настроение»[5]

Ход упражнения: дети становятся в круг, ведущий в центре. Ведущий кидает мяч при этом показывает эмоцию, задача поймавшего назвать правильно эмоциональное состояние.

2. «Добрые приветствия»[1]

Цель: развивать самоконтроль, создать доброжелательную атмосферу.

Содержание. «Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делают вдох-выдох, вдох-выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Марсианам хочется поприветствовать всех представителей Земли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а животных ласково гладят».

Взрослый предлагает передавать движение по кругу, называя представителя Земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др.

3. «Тучка»[1]

Цель: учить расслаблять мышцы лица в «неприятной ситуации».

Содержание. Представьте себе теплый, чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

4. «Поссорились два петушка»[1]

Цель: развивать раскованность, самоконтроль.

Содержание. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

Предупреждение: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными.

Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

Занятие 7

1. «Покажи настроение» [5]

Ход упражнения: дети становятся в круг, ведущий в центре. Ведущий кидает мяч при этом показывает эмоцию, задача поймавшего назвать правильно эмоциональное состояние.

2. «Зеркало»[2]

Цель упражнения: развитие эмпатии, наблюдательности, способности владеть своими мимическими реакциями.

Ход упражнения: Все участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один участник просто молча сидит, не стараясь ничего изображать, а второй участник старается отразить все, что он видит. Принять такую же позу, повторить мимику. По мере выполнения задания мимика и поза первого участника будет меняться, задача второго максимально точно повторять происходящие изменения, быть зеркальным отражением первого

участника. Работать молча. Через 5 – 7 минут партнеры меняются ролями. Первый участник становится зеркалом второго.

Обсуждение: при обсуждении обращается внимание на то, насколько легко было быть «зеркалом», что было сложнее – быть «зеркалом» или смотреть на свое «отражение», какие чувства испытывал каждый из участников, находясь в каждой из ролей.

3. Релаксация «Апельсин»[1].

Цель: научить ребенка управлять своим гневом; снизить уровень личной тревожности.

Инструкция. Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросить детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они его возьмут в руку и начнут выжимать сок. Рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек. Разожмите кулачек, откатите апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает. Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза.

Занятие 8

1. «Я не знаю»[1]

Цель: развивать выразительность движений ребенка, его коммуникативные способности.

Содержание. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «Не знаю», «Ничего не видел».

Кроме того, незнайка должен показывать выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

В заключение дети выбирают самого выразительного, эмоционального «настоящего» незнайку.

2. «Попроси игрушку» (вербальный вариант) [1]

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

3. «Сороконожка»[1]

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Содержание. Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

Занятие 9

1. «Прогулка с компасом»[1]

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами. После окончания игры

дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

2. «Гномики»[1]

Цель: развивать чувство эмпатии, сочувствия и желания помочь.

Оборудование: колокольчики по числу участников (5 - 6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Содержание. Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (дети предлагают свои решения.) а может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?». Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

Занятие 10

1. «Эмоции героев»[1]

Цель: способствовать развитию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

Содержание. Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

2. «Стаканчик для криков» [1]

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: стаканчик.

Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

Литература:

  1. Коррекция агрессивного поведения у детей: опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков «Надежда»: методическое пособие /МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”,ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. З. В. Мельчикова; отв. за выпуск Л. Г. Сакиева. – Томск, 2012 – 36 с.; 21 – (В помощь реабилитологу).
  2. Лавровская С. М. Коррекционная работа с агрессивными детьми // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2014. - № 5. – С. 15-19.
  3. Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников/ сост. А.Н. Лихачева. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
  4. Упражнения для релаксации, снятия напряжения [Электронный ресурс].

– Режим доступа:

http://oaouspobpk.ru/activity/educational%20activity/phsihology/relax.pdf

  1. «Шпаргалка начинающего тренера»: методическое пособие для студентов – кураторов / Д.С. Лиханова, Е.Ф. Камалеева –

Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.

Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация. Самообразование педагога на тему "Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Презентация. Самообразование педагога на тему "Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников"...

Статья на тему: "Способы коррекции агрессивного поведения дошкольников"

Изменения, происходящие в нашем обществе, приводят не только к экогномическим и политическим изменениям, но  и к изменению моральных норм поведения людей, молодежи, детей. Дети дошкольного возрас...