Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Петренко Наталья Степановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya-dlya-pedagogov.doc965.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы коррекции

агрессивного поведения дошкольников.

Консультация для родителей

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

 По форме агрессивные действия могут быть различными. У детей это  шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты. У взрослых агрессивные действия могут быть от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологи -  войны, убийства, оскорбления, насилие и терроризм.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта
  •  сниженная самооценка
  • низкий уровень самоконтроля
  • неразвитость коммуникативных навыков
  •  повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы можно уже увидеть в группе детского сада.

Вербальная агрессия.

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб
(“А Вова меня стукнул”, “А Тищенко постель не убрала” и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника (“Уходи, надоел”, “Не мешай”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму”; или“Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один”).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные детские формы прямой вербальной агрессии: дразнилки: (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”); оскорбления (“Урод”, “Дебил”).

Физическая агрессия.

1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому ребёнку через непосредственные физические действия. Это может быть разрушение продуктов деятельности д (ребенок ломает чужую постройку из кубиков , или мажет красками рисунок подруги). Уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего; или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на ребёнка и причинение ему физической боли, унижение. Прямая физическая агрессия может принимать две формы - символическую и реальную.

Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его).

 Реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (“Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут”) до прямых оскорблений (“Толстуха”, “Дурак”, “Ябеда и нытик”). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.

Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания . Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации.   Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность,  желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

Большинство негативных явлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время, у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому ребёнку. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Дети получают знания о моделях поведения из трех источников. Первый источник -  это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Второй – взаимодействие со сверстниками. Дети узнают о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный - и мне все можно”) во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Дж. А. Вилкинз в своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» считает, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению.

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

      Для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.

Особенности семей агрессивных детей.

1. В семье агрессивных детей разрешены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Исследования и наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, психологи предлагают  ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование понимания собственных эмоций, чувств других людей.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка  выражению своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также решению негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.

Упражнения, направленные  на обучение детей неагрессивным способам  разрядки гнева и агрессии.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6. Посчитать до десяти.

7. Спортивные игры, бег.

8. Хорошо снимают агрессию водные процедуры.

Музыкотерапия,

как средство коррекции агрессивного поведения детей.

Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия на человека является музыка. Это эффективное средство психорегуляции, это язык чувств и эмоций, понятный для всех, на котором изъясняется трепетная душа человеческая. Кроме того, музыка воздействует на физическое тело человека. По мнению И.П.Павлова, «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат - ритмичность химических процессов в организме человека».

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку

В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:

  1. Бах И.С. «Ария из сюиты №3», медленные части из Бранденбургских концертов.
  2. Шуберт Ф. «Аве Мария», 2 часть симфонии №8.
  3. Беллини В. «Каватина Нормы».
  4. Вивальди А. «Зима».
  5. Бетховен Л. Фортепианные сонаты №8, №14, №23 (вторые части).
  6. Чайковский П. «Анданте кантабиле» из 5 симфонии, «Июнь», «Октябрь» из цикла «Времена года».

К активизирующим музыкальным произведениям относятся:

  1. Моцарт В. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта», 1 и 3 части из фортепианных сонат и концертов.
  2. Чайковский П. Вальсы из балетов, «На тройке» из цикла «Времена года», отрывок из финала 4 симфонии.
  3. Глинка М. «Романсы».
  4. Вивальди А. «Весна».
  5. Боккерини Л. «Менуэт».
  6. Шуберт Ф. «Форелленквартет».

То, что создано гениальными композиторами, само по себе бальзам для души. Талантливые исполнители-музыканты вкладывают в эту музыку свою душу, теплоту своего биополя, что благотворно влияет на энергетическом уровне.

Рекомендуется оберегать детей от прослушивания тяжёлого рока, который стимулирует агрессию.

Воздействие музыки усиливает использование цвета.

При прослушивании музыки в целях коррекции агрессии ребёнка целесообразно предложить нарисовать свои образы прослушиваемой музыки, используя цвета, которые успокаивают, снимают напряжение мышц – синий, зелёный, голубой, жёлтый, розовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...

«Методы коррекции агрессивного поведения у детей»

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствуе...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой.  Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет ...