Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
материал по теме

Голованова Наталья Юрьевна

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конструктивное решение конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_soc.ped_.metodov.docx63.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методов  социально-педагогической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

Агрессивное поведение - одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные его формы характерны для большинства дошкольников.  Это связано с ещё незрелой психикой, неумением совладать со своими эмоциями в конфликтной ситуации. Но у одних детей со временем формируется способность контролировать своё поведение, а другим детям нужна помощь взрослого.

Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

Поэтому нами был разработан комплекс методов направленный на социально-педагогическую коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Целью комплекса методов является - создание организационных и мотивационных условий для снижения частоты агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической коррекции.

Задачи:

  1. Развитие у детей способности распознавать свои эмоции и управлять ими, а также выработка  умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
  2. Формирование знаний у родителей о проблеме агрессивного поведения дошкольников, а также умений и навыков помощи своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом;
  3. Формирование адекватного поведения воспитателей в отношении агрессивных детей, развитие коммуникативных навыков, умений снимать эмоциональное напряжение.

В процессе проектирования комплекса методов социально-педагогической коррекции агрессивного поведения мы руководствовались следующими принципами:

  1. принцип системности коррекционных задач;
  2. принцип единства диагностики и коррекции;
  3. деятельностный принцип коррекции;
  4. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  5. принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционных мероприятиях.

В соответствии с целями и задачами социально-педагогическая коррекция выстраивается по трём направлениям, каждому соответствуют свои методы:

  1. методы работы с детьми;
  2. методы работы с родителями детей;
  3. методы работы с воспитателями.

Методы разной направленности составляют основу коррекционных мероприятий. Все три направления осуществляются во взаимосвязи, занятия проводятся 1 раз в неделю. Рассмотрим каждое направление подробно. В основе работы с детьми лежат разработки О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной,  О.В. Хухлаевой. Основываясь на базовых видах деятельности дошкольного возраста, на занятиях используются методы формирования сознания личности: беседа, анализ ситуаций; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: игровые упражнения, тренинговые упражнения, подвижные игры;         методы творческого самовыражения: рисование, лепка, конструирование; методы творческого воздействия: сказкотерапия, музыкотерапия.

Занятия выстраиваются по 3-м ступеням: эмоции, поведение, конструктивное решение конфликтов. Первые два занятия являются вводными. Они состоят из методов, игровых упражнений, подвижных игр, позволяющих ребёнку раскрепоститься, снять мышечные зажимы, что способствует более продуктивной работе в течение следующих занятий.  Двигательные  упражнения есть на каждом занятии первых двух ступеней.

На первой ступени - эмоции - ребёнок учится распознавать эмоции свои и окружающих. Это необходимо для того чтобы научить ребёнка адекватным формам поведения в ситуации конфликта. Недостаточно просто научить ребёнка видеть и различать эмоции, важно, чтобы ребёнок знал причину их появления.

Вторая ступень - поведение. Занятия этой ступени направлены на то, чтобы снять эмоциональное напряжение и научить ребёнка выражать свой гнев социально-приемлемыми способами.

Третья ступень - конструктивное решение конфликтов. Она позволяет объединить ранее полученные знания и умения, настроить ребёнка на позитивное отношение к миру с помощью метода сказкотерапии. Каждое занятие начинается с того, что педагог предлагает детям послушать очередную сказку. После этого детям предлагается ответить на вопросы взрослого, рассказать о случае из своей жизни, а можно даже проиграть с детьми какую-нибудь ситуацию. Очень хорошо, если дети сами начнут приводить примеры о том, что они видели или знают, как поступают их родители, братья и сестры, друзья. Чем активнее будут вступать в разговор дети, тем лучше. Главное - включить детей в живой диалог, беседовать с ними на равных, приходить к каким-либо выводам, вырабатывать навыки конструктивного поведения в ходе диалога.

Эффективность комплекса методов зависит от того, произойдет ли перенос позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. Работа с педагогами и родителями имеет целью обеспечить этот перенос.

Ступень 1. Эмоции

Цель: формирование у детей умения распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять ими.

Занятие № 1. Вводное

Цель: развитие групповой сплочённости и навыков сотрудничества, снятие эмоционального напряжения.

Тренинговое упражнение  «Подарим улыбку друг другу».

Тренинговое упражнение «Путешествие на корабле».

 «Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажем о себе».

Подвижная игра  «Два барана».

На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные – болельщики.

Подвижная игра  «Прорвись в круг». 

Участники встают в круг, держась за руки. Отвергаемый участник стоит вне круга и его задача – оказаться в центре круга.

 Тренинговое упражнение «Рисование корабля»

 «Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Педагог расстилает перед детьми большой лист бумаги, на котором он рисует корабль. Затем каждый ребенок рисует себя.

 После рисования дети обсуждают рисунок, кто, где находится и чем занимается.

  Прощание.

Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания».    

     

Занятие № 2. Вводное 2.

Цель: развитие групповой сплочённости и навыков сотрудничества, снятие эмоционального напряжения.

Приветствие  «Подарим улыбку друг другу».

Упражнение «Ласковое имя»

Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.

 Упражнение «Морщинки»

 Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.

 Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите  и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»

Упражнение «Я  умею»

  « Давайте поиграем в игру « Я  умею». Каждый по очереди будет называть, а если  захочет, то и показывать какое-нибудь свое умение (быстро бегать). Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает, кто останется в кругу до конца».

Игра «Курица, цыплята и ястреб»

Один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети - цыплят. «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.

Упражнение «Обезьянки»

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок,  которые любят «кривляться» и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок.         Кто-то один (сначала это педагог, а затем дети по – очереди) становятся водящими - начинает кривляться , а  все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется «кривлянье» телом, голосом.

Прощание

Занятие №3

Приветствие «Подари улыбку»

Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»

Чтение стихотворения Александрова З.    «Катя в яслях».

…Девочки и мальчики,

    Прыгают, как мячики,                                    

    Ножками топочут,

    Весело хохочут.

-О каком чувстве идет речь?

Дети распознают чувство радости.

             

     Показ пиктограммы радости.

Дети показывают на своем лице радость.

      Упражнение «Закончи предложение».

Радость-это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

Упражнение «Веретено»

 Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д. пока не дойдут до последнего в ряду.

Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение.

Данная игра проводится несколько раз. Необходимо, что бы каждая из подгрупп была победителем.

Рисунок на тему: «Радость»

Беседа по рисункам.

Прощание

Занятие №4

Приветствие

Упражнение «Браво».

«Вы когда-нибудь были в театре или в цирке. Видели, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

 В центре круга ставится стул.

 « Кто из вас первый хочет встать на это  пьедестал и насладиться громом  наших аплодисментов».

Показ пиктограммы радости

Беседа

Игра «Лохматый пес»

Выбирают «пса», который сидит в стороне. Дети медленно идут к нему. Педагог  читает:

«Вот сидит лохматый пес,

В лапки свои, уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?!»

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»

Прощание

Занятие №5

Приветствие

Упражнение «Найди друга»

Выбирается водящий с помощью считалочки. Ему завязывают глаза, он с помощью рук ощупывает ребенка и узнает друга!

Чтение стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев.

Я не боюсь, хоть и темно                                    

 Становится в саду. 

 Я не боюсь. Но все равно

 Из дома не пойду.

 Что в сказках выдумки, о том

 Слыхал я двести раз,

 Но вдруг там леший под кустом,

 Кощей и Карабас?                                                        

 Вдруг лев идет из-за угла

 И серый волк при нем?

 Вдруг ведьма слезла с помела

 И притворилась пнем?

 Нет, нет!

 Пока никак в саду

 Кто где не разобрать,

 Я не боюсь,

 Но не пойду.

 Я лучше лягу спать!

  «О каком чувстве идет речь?»

Показ пиктограммы страха

Упражнение « Закончи предложение…»

Взрослые обычно боятся….;

дети обычно боятся….;

мамы обычно боятся….;

папы обычно боятся….

Упражнение « Одень страшилку»

Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т. п. Каждый ребенок полу­чает экземпляр рисунка. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура стра­шилки. Когда дети «оденут» свои страшилки, они рассказывают о них группе. Ведущий стимулирует рассказы своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его? И т. п.

Упражнение “ Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Упражнение «Будь внимателен!»

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, стимулирование готовности к работе на занятии.

Дети шагают под «Марш». Затем на слово «зайчики», произнесенное психологом, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться назад, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

 Прощание

Занятие №6

Приветствие

Упражнение «Паровозик с именем».

«Сейчас каждый будет превращаться  паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: «Катя, Катя и т.д.» Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозом вместо меня. Я выбираю Полю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагоном, положу руку ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя… Поехали!»

 «И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!»

Упражнение «Толкалки».

Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу  назад, вы получите великолепную опору.

Будьте внимательны, никто никому не должен причинять боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоело или вы устанете, крикните: «Стоп!». Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.

Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!

Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда- либо сердились.

Рисование на тему « Чего я боялся, когда был маленьким».

Упражнение «Мусорное ведро»

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Прощание

Занятие №7

Приветствие

Игра «Гнездышко». Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездышко рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского “Мойдодыр”, где автор описывает гнев умывальника и крокодила. Вопросы к детям:

- Почему рассердились умывальник и крокодил?

- Как автор описал гнев умывальника и крокодила?

Показ пиктограммы злости

Упражнение «Рычи лев»

 Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали. ( дети принимают позу львов и по команде психолога начинают рычать друг на друга кто громче.)

Игра «Коврик злости»

 А ещё у меня есть коврик, когда вы чувствуете что у вас плохое настроение при входе в садик, домой нужно вытирать ноги о коврик пока настроение не улучшится.

Упражнение «Возьми себя в руки»

Педагог: - Как только ты чувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то обидеть, есть хороший способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

Прощание

Занятие №8

Приветствие

Игра «Море волнуется».

Педагог: «Море волнуется раз, 2-3: фигура радости, страха, злости, удивления на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

Этюд «Король боровик не в духе».

Педагог читает стихотворение В.Приходько, а дети действую согласно тексту.

                                Шел король Боровик

                                Через лес напрямик.

                                Он грозил кулаком.

                                И стучал каблуком.

                                Был король Боровик не в духе:

                              Короля покусали мухи

Игра “Волшебный мешочек”

Психолог: - У меня есть волшебный мешочек (демонстрация), если хочешь сказать плохое слово, отойди в уголок и оставь все “плохие” слова в волшебном мешочке. Завяжи мешочек и спрячь. (давайте попробуем)

Игра «Где мы были, мы  не скажем, а что делали, покажем»

Дети делятся на подгруппы. Договорившись с помощью психолога, какое действие каждая группа будет представлять, дети самостоятельно придумывают сюжет и представляют его. Каждая группа прежде, чем разыграть действо, предваряет его фразой: «Где мы были не скажем, а что делали покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача выполняется, на сцену выходит следующая группа.

 Прощание

Занятие №9

Приветствие.

Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

Сначала водит педагог. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит педагог, должен поймать взгляд и быстро встать. Затем водящим становятся все дети по очереди –они пытаются взглядом «поймать» своих товарищей.

 «Спящий кот»

Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат для работы группы, сплотить детей.

Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение «Пружина».

«Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого – то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в один прекрасный день она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке».

«Сейчас, мы с вами будем учиться справляться со своей злостью. Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать?» (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; Пнуть напольную подушку – если хотите кого–нибудь пнуть ногой; Крикнуть в «Мешочек злости» - если кто–то любит обзываться и злословить).

Упражнение «Круг совершенства».

 Дети встают в круг. Ведущий предлагает мысленно положить на правую ладонь все самой доброе и хорошее и передать через прикосновение соседу справа. На левую ладонь положить хорошее настроение и передать соседу слева. Обратить внимание детей на то, что все хорошее возвращается по кругу в несколько раз больше.

 Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие №10 (С элементами сказкотерапии)

Приветствие

Зайка Петя и Бельчонок Федя были очень хорошими друзьями. Они очень любили играть, гулять, купаться в реке, собирать грибы, ягоды. Все звери про них говорили «Не разлей вода». А еще любили они представлять себя морскими жителями.

 

Упражнение «Водный карнавал». Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морские звезды, русалок, крабов и т.д. Звучит плавная музыка – начинают свой карнавал.

 И вот, пока они танцевали, Петька нечаянно наступил Федьке на лапу:

- Ой! – закричал Бельчонок, - осторожно, ты мне на лапу наступил.

Заяц вместо того, чтобы извиниться, сказал:

- А зачем ты у меня под ногами путался, сам и виноват.

- Я не путался у тебя под ногами. А ты должен передо мной извиниться.

- Ну, вот еще. Я это сделал нечаянно, поэтому извиняться не стану.

Друзья долго спорили друг с другом, и даже чуть не подрались. Обиделись друг на друга, губу надули, сели на разные пеночки, слова не говорят.

 Упражнение  «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

 

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться?

- Автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

 

За ссорой друзей внимательно следила лисичка Таня. Подошла она к ним и сказала:

- Вы напоминаете мне двух упрямых коз, которые из-за своего упрямства в воду упали.

- Что еще за козы? – удивился Федя.

Упражнение «Упрямые козы».

Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивает первая. Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и бум! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

 

- Понравилось вам, как вели себя козы?

- Почему они оказались в воде?

- Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на узкой доске?

- Перестаньте дуться друг на друга, ведь вы друзья. Кто-то должен первым мириться, - попросила лисичка.

- Не буду я первым мириться. Я нечаянно наступил Феде на лапу.

Вздохнул Федя, подошел к зайчонку, протянул ему лапу и сказал:

- Прости меня, зайчонок, если я был не прав. Ты мой самый лучший друг. Я очень дорожу нашей дружбой.

Пожали они друг другу лапы.

 Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». 

Дети садятся друг напротив друга с закрытыми глазами и вытягивают руки. Дается задание: познакомиться одними руками. Теперь руки ссорятся. Руки опять ищут друг друга, они хотят помириться. Они просят прощения друг у друга.

 И тут понял зайчонок… (как вы думаете, ребята, что понял Петька?). Виновник ссоры должен уметь принять свою вину.

- Прости меня, Федя, за то, что на лапу тебе наступил, да еще и виноватым считал. Я был не прав. И чуть за это сам себя не наказал.

 Упражнение «Кто наказал его?»

Я обидел товарища. Я толкнул прохожую. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.  (Детям предлагается ответить на этот вопрос).

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

 - Ну вот, - обрадовалась лисичка, - как хорошо, что вы помирились. Теперь можно и дальше играть.

 

 Упражнение «Башня любви». 

Ведущий говорит, что он любит больше всего и протягивает руку ладонью вверх. Далее дети по-очереди называют свои любимые вещи и кладут руки на руку ведущего. Таким образом, выстраивается «башня любви».

 Прощание

Занятие №11.

Приветствие

Упражнение «Хорошо или плохо»

Детям задаются вопросы, на которые они должны ответить, показывая большой палец вверх (если хорошо) или вниз (если плохо).

-      есть яблоко

-          есть мороженное

-          играть с друзьями

-          слушать маму

-          отнимать игрушки

-          брать чужую вещь без спроса

-          ругаться

-          любить маму

-          обижать слабых

-          рисовать

-          танцевать

-          бегать во время занятия

-          обманывать

-          сочинять истории

-          громко слушать музыку

-          громко разговаривать в троллейбусе

-          уступать место пожилым людям

-          бросать мусор на тротуар

-          переходить дорогу на зеленый свет светофора.

Упражнение «Таинственный незнакомец»

Ведущий описывает кого-нибудь из детей. Тот, кто догадается, о ком идет речь, начинает улыбаться.

 - После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

- Трудно ли было тебе долго держать ответ в тайне?

- Хотел ли бы ты сам быть таинственным незнакомцем?

Веселый танец

Ведущий каждые 2—3 минуты называет какого-либо животного, а играющие должны сразу же перевоплотиться в него. Например, ведущий говорит: «Гуси», и ребята сразу же начинают танец гусей (сидя на корточках); объявляет: «Обезьяна», и все перевоплощаются в обезьян. Далее в репертуаре – исполнение танцев лебедей (танец умирающего лебедя или лебединое озеро), пляски дельфинов в воде, медвежья походка в тайге – и прочее, что на ум придет.

Во время игры ведущему надо записывать, кто из играющих лучше изобразил танец того или иного животного. По окончании игры подсчитываются результаты: кто лучше и больше исполнил танцев.

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Другой в точности копирует все движения.

Упражнение «Ток»

Дети берутся за руки. Ведущий пожимает руку одному ребенку, тот передает другому, и так по кругу, пока не дойдет до ведущего.

 Прощание

Занятие №12

Приветствие

Сказка Р. Ткач «Могучий дуб и маленький кабанчик»

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

  Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди.

И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына:

«Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созре ют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!»

Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

— Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал:

«Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик.

— Какие слова?

— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы. В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать:

«Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Прощание

Занятие №13

Приветствие

Чтение и обсуждение сказки Р. Ткач «Заяц с рюкзаком»

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один - с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.

Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

- Ну все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, - сказал он зайчику.

- Моя? Почему?

- Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано- сделано.

- Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне - бант.

- Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

- Какая же это справедливость? - обиделся зайчик. - Ты в два раза больше и сильнее меня.

- А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

- Не ссорьтесь, - вступил в разговор тролль в синих штанишках.

- Ты - не прав, - обратился он к зайцу с рюкзаком.

- Кто ты такой, чтоб мне указывать?!

- Я - игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.

- Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, - засмеялся заяц. - Я таких страшненьких игрушек никогда и не видел.

- Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, - заступился за друга тролль.

- Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные тролли.

- Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь.

- Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями бороться.

- Друзья мои, успокойтесь, - вмешался динозаврик. - Не стоит портить себе настроение из-за какого-то рюкзака.

- А это, что еще за чучело? - усмехнулся заяц. - Без тебя разберемся.

- Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, - вздохнул котик. Заяц пнул его в бок:

- Не лезь, куда не просят, - и, бросив в троллей рюкзак, добавил, - всех касается! Динозаврик спустился с полки.

- Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому. Куклы закрыли глаза:

- Ой, что сейчас будет.

- Не надо, динозаврик, - закричал зайчик с бантиком. - Я надену рюкзак, только не деритесь.

- Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.

- Остановись, - попросил тролль динозаврика. - Неужели мы будем уподобляться этому задире и все решать, пуская в ход кулаки?

- Он ударил моего друга.

- Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда,заяц?

- Какая трогательная речь, - усмехнулся заяц.- Делать мне больше нечего.

- Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться.

- Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись и уважали.

- Уважали? - удивился динозаврик, - интересно, за что?

- За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше. Динозаврик рассмеялся:

- И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: "Сила есть, ума не надо". Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой.

- Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий?

Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозаврику встать, в отчаянии закричала:

- Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы:

- Еще бы! Обижать всех - это мое право.

- Ни у кого нет права делать другим больно.

- У меня есть, потому что я - самый сильный.

- Но обижать тех, кто слабее - жестоко.

- За волосы тебя оттаскать, что ли, - задумчиво произнес заяц.

- Я тебе не сделала ничего плохого.

- Ну и что. Мне просто скучно, - сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил ему дорогу.

- Опять ты? - протянул заяц. - Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил котика так, что из него полетели клочья ваты.

- Ну ты! Бандит! - крикнул зайчик с бантом. - Попробуй лучше сразиться со мной.

- С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за волосы.

- Не трогай ее, - попросил поднявшийся тролль, - она же кукла.

- И что с того? - спросил заяц, но куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку и стала зашивать котенка.

- Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? - продолжал тролль.

- Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное.

- Нет, главного у тебя никогда не будет.

- Чего же?

- Друзей.

- Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже - дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили котика, мальчику - динозаврика. И еще,- за день раскупили всех кукол.

Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью:

- Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми и мне открылась одна тайна.

- Тайна? Какая? Расскажи, - оживились игрушки.

- Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек. Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем:

"Вот сегодня-то я обязательно кому-нибудь понравлюсь и у меня появится друг". Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему?

- Почему?

- Причина в зайце. Это он делает нас непривлекательными. Посмотрите, какими злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь играть? Я вчера разговаривал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как можно отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он одинок. И сегодня их купили.

- Я понял, - сказал тролль в желтых штанишках, - до тех пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас. Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся:

- В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами.

- Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться?

Розовая пантера, молчавшая все то время, что шли споры и драки с зайцем, и незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула:

- Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро?

- А это еще кто там мяукает? - поинтересовался заяц.

Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать:

- Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно.

- Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, - зевая сказала пантера и снова уснула.

- Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу!

Без зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, зайчик погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь ом надел рюкзак и больше никого не обижал.

Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

Прощание

Занятие №14

Приветствие

 Чтение и обсуждение сказки «Крокодильчик» Р.Ткач

(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.

Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.

Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.

Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.

С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Занятие №15

Приветствие

Чтение и обсуждение сказки «Львенок в школе» Р. Ткач

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

 С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекции агрессивного поведения у детей»

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствуе...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой.  Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет ...

Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания познавательных, творческих, и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте...