"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка.Иначе эффект о коррекционной работы будет не стойким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no3.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Цель.' знакомство с эмоцией «радости», формирование осознания собственных эмоций; снятие психоэмоционального напряжения.

 

  1. Знакомство с пиктограммами.
  2. Знакомство с мимическим способом выражения настроения (сравнение выражения лица с изображением на пиктограмме, использование зеркала).
  3. Работа с эмоцией радости - методика « Я радуюсь, когда...».
  4. Разбор ситуаций в которых ребенок испытывал чувство радости.
  5. Рисование на тему « У меня хорошее настроение».
  6. Мышечная релаксация, расслабление под музыку.

Занятие №2

Цель: знакомство с эмоцией «грусти», формирование осознания собственных эмоций; расширение репертуара поведенческих реакций; снятие психоэмоционального напряжения.

 

  1. Работа с пиктограммами.
  2. Продолжение знакомства с мимическим способом выражения чувств и настроений (работа с зеркалом).
  3. Работа с эмоцией грусти - методика « Я грущу, когда ...»
  4. Выбор по желанию ребенка ситуации, когда он грустит и разбор ее.
  5. Придумывание способов поднятия настроения себе и близким людям.
  6. Рисование на тему « Я больше не грущу».
  7. Расслабление под музыку.

Занятие №3

Цель: знакомство с эмоцией «страх», формирование осознания собственных эмоций; работа со страхами; снятие психоэмоционального напряжения.

 

  1. Продолжение работы с пиктограммами.
  2. Работа с эмоцией страха — методика «Я боюсь, когда...»
  3. Диагностика количества страхов (методика А.И. Захарова «Страхи в домиках»).
  4. Выбор наиболее актуальной для ребенка ситуации боязни и страха и разбор ее.
  5. Рисование или лепка своего страха.
  6. Придумывание способов победить свой страх.
  7. Релаксация под музыку, глубокое дыхание.

            Занятие №4

Целы знакомство с эмоцией «злости», формирование осознания собственных эмоций; осознание гнева через сенсорные каналы; снятие мышечных зажимов, напряжения.

 

  1. Продолжение работы с пиктограммами.
  2. . Продолжение знакомства с мимическим способом выражения чувств и настроений (работа с зеркалом).
  3. Работа с эмоцией злости — методика « Я злюсь, когда ...»
  4. Разбор ситуации, в которой ребенок испытывал чувство гнева (восстановление в памяти эмоций, которые ребенок испытывал в тот момент и тех чувств, которые предшествовали появлению гнева).
  5. Канализация гнева («сердитая подушка», топанье ногами, «труба для криков»).
  6. Мышечная релаксация. Расслабление под музыку.
  7. Визуализация образов, возникших в процессе прослушивания музыки и рисование его (по желанию ребенка).

Занятие №5

Цель: формирование осознания собственных эмоций, а также чувств и эмоций других людей;

развитие способности к сочувствию, сопереживанию;

развитие способности

выражать чувства и эмоции

пластически; снятие мышечных

зажимов, напряжения.

 

  1. Работа с картинками из методики «Азбука настроений».
  2. Выбор понравившегося персонажа и сочинение истории, раскрывающей причину эмоционального состояния персонажа (желательно обговорить несколько причин).
  3. Лепка персонажа истории из пластилина. Обыгрывание сочиненной истории с фигурками из пластилина.
  4. Игра «Добрая - злая - грустная кошка»
  5. Мини-этюд «Росинка».

Занятие №6

Цель: знакомство с эмоцией

«обиды»; формирование

осознания собственных эмоций, а

также чувств и эмоций других

людей; развитие способности к

сочувствию, сопереживанию;

развитие способности

выражать чувства и эмоции

пластически; снятие мышечных

             

        Занятие №7

Целы знакомство с эмоцией страха, как предшественника гнева; формирование осознания собственных эмоций, а также чувств и эмоций других людей;

развитие способности к сочувствию, сопереживанию;

развитие способности

выражать чувства и эмоции

пластически; снятие мышечных

зажимов, напряжения зажимов, напряжения

  1. Работа с фотографиями детей в разных эмоциональных состояниях.
  2. Знакомство с чувством обиды (как мимически, пластически и эмоционально выражается).
  3. Работа с фотографией ребенка испытывающего чувство обиды. Сочинение истории, раскрывающей причину эмоционального состояния (желательно обговорить несколько причин).

4. Беседа о том, в каких ситуациях возникает чувство обиды и каким образом чаще всегоребенок выражает эту эмоцию (конфликты со сверстниками, драки, разрушение построек и т.д.).

5.Вывод о том, что обида - предшественник гнева.

Мини-этюд «Росинка»

  1. Продолжение работы с фотографиями детей в разных эмоциональных состояниях
  2. Беседа о чувстве страха (как мимически, пластически и эмоционально выражается).
  3. Работа с фотографией ребенка испытывающего чувство страха. Сочинение истории, раскрывающей причину эмоционального состояния (желательно обговорить несколько причин - испугала собака, мама испугалась за ребенка и т.п.).

. Беседа о том, в каких ситуациях возникает чувство страха и каким образом чаще всего ребенок выражает эту эмоцию (крики, протест, слезы т.д.).

  1. Вывод о том, что страх может быть предшественником гнева.
  2. Мини-этюд «Березка».

               


                 Занятие №8

Цель: знакомство с ощущением

боли, как предшественника

гнева; формирование осознания

собственных эмоций, а также

чувств и эмоций других людей;

развитие способности к

сочувствию, сопереживанию;

развитие способности

выражать чувства и эмоции

пластически; снятие мышечных

зажимов, напряжения.

             Занятие №9

Цель: осознание гнева черезразличные органы чувств

(сенсорные каналы, телесное

ощущение) ; знакомство с

приемами отреагирования своего

гнева; снятие мышечных

зажимов, напряжения

1. Продолжение работы с фотографиями детей в разных эмоциональных состояниях.

  1. Беседа о том, что такое чувство боли. Какая бывает боль (физическая, эмоциональная) и как мимически, пластически и эмоционально выражается.
  2. Работа с фотографией ребенка испытывающего чувство боли. Сочинение истории, раскрывающей причину эмоционального состояния (желательно обговорить несколько причин -ребенка больно ударили, сделали укол, обманул лучший друг и т.п.).

4.Беседа о том, в каких ситуациях возникает чувство боли и каким образом чаще всего ребенок выражает эту эмоцию (крики, протест, слезы т.д.).

 5. Вывод о том, что боль может быть проедшественником гнева.

6.Мини-этюд «Солнце».

1.Работа с фотографиями (злость, ярость).

2.Придумывание истории, раскрывающей причину эмоционального состояния ребенка.

3.Беседа о ситуации, когда ребенок испытывал чувство гнева. «Возвращение» в ситуацию и осознание своего гнева через сенсорные каналы

  1. какой на ощупь;
  2. на цвет;
  3. на запах;
  4. на вкус.

  1. Рисование своего гнева.
  2. Пластическое отображение гнева:

  1. ощущение его в частях тела;
  2. отображение его через движение (использование музыкального сопровождения).

6.        Канализация гнева-«упрямая подушка»;

Занятие №10

Цель: развитие понимания происхождения своих чувств и чувств других людей; обучение приемам безопасного

отреагирования своего гнева;

снятие мышечных зажимов,

напряжения

 1Работа с картинками, отражающими конфликтные ситуации (тест «Розенцвейга»). Придумывание различных вариантов рассказов по картинкам.

2.Выбор ситуации по желанию ребенка. Рзбор ситуации, выяснение позиции конфликтующих сторон, их чувства, желания.

3.Знакомство со способами безопасного отреагирования своего гнева:

  1. разрывание, растирание пластилина;
  2. сминание, рвание, разрывание бумаги;
  3. бои воздушными шарами, поролоновыми мячами;
  4. дартц.

4..Мышечная релаксация «Снежная баба».

Занятие №11

Цель: обучение управлению

1. Рассматривание картинок с изображением

своим гневом; продолжение

ситуаций агрессии.

развития осознания

2. Беседа о том, что может привести к тому,

происхождения своего гнева;

чтобы ребенок стал агрессивным, какие

развитие способности

чувства.

выражать чувства и эмоции

3. игра-обсуждение «Как сделать ребенка

пластически; снятие мышечных

агрессивным (рецепт)» К. Фопель

зажимов, напряжения.

4. Визуализация агрессивного человека:

- с закрытыми глазами представить себе

агрессивного человека( как он себя ведет, что

говорит, как говорит);

- показать, как разговаривает, смотрит,

ходит

5. Обсуждение - приятно ли было

превращаться в агрессивного человека, какие

испытывал ощущения?

б. Рисование агрессивного человека.

Занятие №12

Целы обучение ребенка

1. Рассматривание рисунка сделанного на

способам управления своим

предыдущем занятии.

гневом; работа с сознанием

2. Повторение визуализации агрессивного

своего поведения; развитие

человека см. занятие №11.

эмпатии; снятие мышечных

3. Обсуждение:

зажимов, напряжения.

- что нравиться в агрессивном человеке;

- что не нравиться в агрессивном человеке;

- что хотелось бы изменить?

4. Беседа о том, в каких ситуациях сам

ребенок начинает проявлять агрессию:

- как ведешь себя по отношению к

окружающим, что и как говоришь;

- что чувствует «жертва».

5. Проигрывание ситуации «агрессор» и

«жертва» с помощью кукол «бибабо».

6. Беседа о чувствах, которые возникли у

ребенка находившегося в роли «жертвы».

7. Свободное движение под музыку с закр.глаз.

За               Занятие №13

                Цель  : развитие способности

1. Рассматривание рисунка «Агрессивный

По            пони мать причины поведения                      

человек».

Друг           людей ; снятие мышечных

2. Беседа о том, знает ли ребенок таких

зажимов, напряжения.

детей, которые бывают агрессивными:

- в какой ситуации человек становится

агрессивным;

- почему люди бывают агрессивными;

- всегда ли стоит прибегать к агрессии в

сложной ситуации?

- можно ли решить проблему по- другому?

Как?

- как ведет себя «жертва» агрессии?

- что можно сделать, чтобы не стать

жертвой?

3. Мышечная релаксация «Медвежонок в

берлоге».

Занятие №14

         Це лы способствовать

1. Ролевая игра, в которой «агрессор»

Осоз        пониманию ребенком последствий

своих поступков; закрепление навыков пози        конструктивного поведения.

проигрывает роль «жертвы»: - составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых он выбирает агрессивный стиль поведения;

- выбрать наиболее типичную для данного

ребенка;

- проиграть вместе с ребенком при помощи

ролевой игры или кукол.

первый вариант -ребенок проигрывает

сам себя;

второй вариант -ребенок проигрывает

роль «жертвы».

Правило: «Не делай больно!»

2. Беседа:

- как ребенок чувствовал себя в роли

«жертвы»?

- какие чувства испытывал по отношению к

«нападающему» ?

-что думал про него?

- изменилось ли его отношение (как


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.

Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Содержание работы воспитателя по коррекции агрессивного поведения дошкольника.

Прежде чем приступить к раскрытию темы дадим определения основным понятиям.В переводе с латинского языка слово "коррекция" (лат. — correctio) означает поправку, частичное исправление и...