"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Мальцева Вера Александровна

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

      К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев  не соответствует возрастной норме.  Многие дети первой младшей группы, имеют проблемы в развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС  встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и  на речевом, в частности.

При ежегодном логопедическом  обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70-80% обследованных, то есть  к 5 годам  речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая  помощь  в системе  образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и  профилактики нарушений  речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ)   и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений речи  у детей младшего дошкольного возраста.

1 Актуальность.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

      К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев  не соответствует возрастной норме.  Многие дети первой младшей группы, имеют проблемы в развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС  встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и  на речевом, в частности.

При ежегодном логопедическом  обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70-80% обследованных, то есть  к 5 годам  речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая  помощь  в системе  образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и  профилактики нарушений  речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ)   и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

2. Система работы по профилактике речевых нарушений.

Цель: оказание педагогической помощи воспитанникам в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.

Задачи:

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Качественная реализация задач по профилактике звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ.

Повышения профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста имеет огромное значение.

Организация деятельности воспитателя:

  1. Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием.

Воспитатели должны знать:

- о возрастных закономерностях речевого развития;

- типичных нарушениях речи детей и причинах, лежащих в их основе.

  1. Создание предметно-развивающей среды.

Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи.

(Центр развития мелкой моторики, книжный уголок, музыкально-театральный центр, центр «Веселый язычок»)

  1. Создание активной  речевой среды

Так как речь ребенка  развивается путем подражания  речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки.  С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны и систематизированы  игры и упражнения направленные на:

А) развитие мелкой моторики пальцев рук;

Б)  развитие слухового внимания, восприятия;

В) развитие просодической стороны речи.

Г) развитие артикуляционного аппарата;

Д)  уточнение звука или его вызывание по подражанию

А) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Кинезиологические упражнения.
  3. Игры с различными предметами

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

Репку мы сажали 

 «Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку.

Репку поливали 

Показать пальчиками, как льется вода из лейки

Вырастала репка 

Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики.

Хороша и крепка 

Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть  как крючочки

Тянем-потянем 

Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону

Вытянуть не можем 

Потрясти кистями рук

Кто же нам поможет 

Прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть.

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух! Вытянули репку.

расцепили руки, потрясли кистями

Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга  необходимо использовать кинезиологические упражнения. Упражнения  необходимо делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Например:

Фонарики:
2  Ладони -симметрично
2  Кулачки - симметрично
1 ладонь - 1 кулачок - менять положение поочередно
1 ладонь - 1 кулачок - реципрокно, одновременно менять положение.

Б)  Игры и упражнения на развитие слухового внимание, восприятия, фонематического слуха.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

  1. нахождение и узнавание источника звука;
  2. дифференциация  звуков

- по способу воспроизведения («Барабан - погремушка», «Хлопки- притопы»);

- по темпу («Дождик»);

-по силе звучания («Громко-тихо»);

-по длительности звучания («Дорожки»).

Виды игр:

  1. Игры на угадывание не речевых звуков.
  2. Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).

Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».

В) Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

Например.

Игра «Угадай-ка»

Упр. «Слоник».

Г) Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший  этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные пропедевтические комплексы артикуляционных упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

Например:

Язычок гулять собрался

открываем рот и показываем язык

Он умылся

проводим быстро язычком по губам

Причесался

несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его

На прохожих оглянулся

круговые движения язычком по губам

Вправо, влево повернулся

язычок высовываем вправо и влево

Вниз упал

язычок высовываем вниз

Наверх полез

высовываем наверх

Ам, и в ротике исчез

прячем язычок в ротик

Д) Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями,  которые знакомы ребенку. Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что в первой, второй младшей группе и в первой половине года в средней группе воспитатель, проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.

 Работа    должна  проводиться    систематически, во всех видах деятельности чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными.

Например: Игра «Злые волки» (фланелеграф или кукольный театр.)

На полянке

Возле елки

Ходят-бродят злые волки

Морды задирают

Страшно завывают: «У-у-у».

Т.О. в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

     Вовлечение родителей в работу профилактике звукопроизношения, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе необходимо для развития их собственного ребенка.

Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через следующие формы организации работы:

  1. информационно-аналитические формы  (индивидуальные беседы, анкетирование)

Цель: сбор, обработка данных о семье воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

  1. познавательные формы (собрания, групповые консультации, семейные клубы,  мастер-классы,  практикумы)

Цель: ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

  1.  информационно-просветительские формы (сайт ДОУ, информационные стенды, папки, памятки, буклеты, родительские уголки)

Например: Семейный клуб ДОУ «Содружество» (тема: «Влияние стиля общения с матерью на развитие речи ребенка», тема «Развивая пальчики, развиваем речь»),  консультации «Почему малыш не говорит?", "Пальчики помогают говорить", "Развитие речевого дыхания", "Развитие речи ребенка третьего года жизни", "А слова то говорит, словно реченька журчит. Но бывает и иначе», "Развитие слухового восприятия у детей 3 лет" и др.

   Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений  звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Перспективно-тематическое планирование по профилактике нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить на занятиях и в повседневной жизни детей (индивидуальные и групповые занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструкто...

Доклад «Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Василёк».Доклад«Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»(выступление на педа...

Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста

Как известно, своевременное и полноценное овладению речью является важным условием развития личности ребёнка. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (взрослых) - речи ...