Перспективно-тематическое планирование по профилактике нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) по теме

Варвянская Татьяна Ильинична

Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить на занятиях и в повседневной жизни детей (индивидуальные и групповые занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, режимные моменты, самостоятельная деятельность, игра). Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя требует совместного планирования воспитательно-образовательного процесса. После проведения обследования речи детей, их умений и навыков, воспитатель и логопед обсуждают полученные результаты и намечают перспективный план коррекционной работы воспитателя с детьми. Планирование процесса воспитания и обучения представлено в виде перспективно-тематического плана. Он позволяет обеспечить системность в работе и прогнозировать результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

Период работы

Лексическая тема

Содержание работы логопеда

Работа воспитателя

Рекомендации родителям

1

Сентябрь

Фрукты и овощи

Упр. «Давайте отгадаем» обучение отгадыванию загадок. Дифференциация овощей и фруктов, расширение словарного запаса: д/и «В огороде у козы Лизы».

Развитие слухового внимания: упр. «Наш сад».

Развитие зрительного внимания: «Четвертый лишний».

Пальчиковая гимнастика: « У Лариски - две редиски».

Познакомить с овощами и фруктами, уточнить названия, цвет, форму, вкус; ввести понятия большой-маленький, знакомить с уменьшительно-ласкательной формой. Воспитывать у детей бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду взрослых, работающих на земле. Темы занятий: ИЗО- рисование: «Дары осени», лепка-«Собираем урожай».

Дид. игры: «Угадай овощи»(фрукты), разрезные картинки по теме.

С/Р игра: «Магазин»

Акцентировать внимание детей на цвет, вкус, форму фруктов и овощей.

2

Октябрь

Одежда

Дифференциация зимней и летней одежды: «Будь внимательным»

Различение одежды для мальчика и девочки: «Для кого одежда?»

Развитие зрительного внимания; усвоение основных цветов: «Покажи кружок».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «У меня и у куклы»

Пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки».

Познакомить с одеждой для девочки, мальчика;

Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова; активизировать словарь. Темы занятий: ИЗО- рисование: «Подарим кукле Кате шарфик», аппликация: «Сарафан».

Дид. игры: «Чьи вещи?», «Найди пару». С/Р игра: «Оденем куклу на прогулку».

При одевании ребенка проговаривать названия одежды и для чего нужна одежда

3

Ноябрь

Игрушки

Зрительное и слуховое внимание: «Что изменилось?». Дифференциация понятий «большой-маленький»: «Цепочка машин».Работа над звуковой стороной речи: «Похлопаем в ладоши». Развитие плавного длительного выдоха: «Пароходы». Развитие лексики: Обучение отгадыванию загадок.

 Расширять словарь, обобщающее понятие игрушки, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны. ИЗО –рисование «Мячики большие и маленькие». Дид. игра: «Посылка», лото «Большой – маленький», «Собери мишку», П/И «Лошадка», строительство «Строим дом из кубиков»

Чтение произведений        А. Барто «Игрушки». Побуждать ребенка проговаривать вместе стихотворения.

4

Декабрь

Посуда

Развитие слухового внимания, речевого слуха: «Чего не хватает?».

Закрепление знаний основных цветов: «Подбери чашки к блюдцам».

Формирование воображения, внимания, ориентировки в окружающем пространстве: «Найди шкафчик».

Пал. гимн.: «Мы посуду перемыли»

Знакомство с названием посуды, её формой, цветом, назначением; совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве, понимание названий предметов, действий с ними. Дид. игра: «Что для чего?», «Что изменилось?», разрезные картинки по теме. С/Р игра: « Куклы принимают гостей». Аппликация: «Чашка с блюдцем»

Проговаривать названия посуды, цвет, форму в быту; давать ребенку простые инструкции

5

Январь

Дикие животные

Развитие зрительного внимания: «Кто лишний?», развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши», Сравнение по величине «Где, чья  мама?». Лексико-грамматические игры: «Дружит  или не дружит?»

Знакомство с внешним видом, повадками животных и расширять представления о частях тела, их названиях. Развитие связной речи: чтение сказок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.  Дид. игры: «Чем угостишь?», «Найди картинку», разрезные картинки по теме, золото.

Заучивание потешек, стихотворений. Рассматривание иллюстраций с изображением животных.

6

Февраль

Домашние животные

Развитие зрительного внимания: «Кто лишний?», развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши», Сравнение по величине «Где, чья  мама?». Лексико-грамматические игры: «Дружит или не дружит?»

Знакомство с внешним видом, повадками, с новыми словосочетаниями, активизировать речь. ИЗО –рисование «Клубочки для нашей Мурки»,лото «Незнайка и животные»,

 П/И «Лошадка», строительство «Строим конуру из кубиков»

Рассматривание иллюстраций с изображением животных имитируя речью. Чтение сказок.

7

Март

Транспорт

Пространственное положение: «Пальчиком показываем, про самолет рассказываем», развитие фонематического слуха «Поднимем флажок», развитие зрительного восприятия «Что перепутал художник?»

Усвоение названий нескольких видов транспорта, элементарные части машины назначение транспортных средств. Аппликация: Автобус», дидакт. игры: «Похож – не похож», лото, мозаика, С/Р игра: «Мы пожарники», «Шофер».

Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта , заучивание стихотворений.

8

Апрель

 Растения

Лексико-грамматические упражнения: « На картинку посмотри», «Что где растет?», сенсорное развитие: «Рисуем картинку», звуковая сторона речи: «Повтори со мной».

Элементарные представления о строении растений:  (корень, стебель, лист, цветок), виды растений (куст, дерево). Дид. игры «Что где растет?», разрезные картинки по теме, мозаика.

Рассматривание иллюстраций с изображением растений заучивание стихотворений.

9

Май

Итоговое занятие

Обобщение знаний

Обобщение знаний

Чтение художественной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктив...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...

Доклад «Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Василёк».Доклад«Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»(выступление на педа...