Подготовка к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии по теме
Консультация для воспитателей логопедических групп .Раскрывается содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_tema.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
подготовила Евстратова Н.В.
учитель-логопед ,высшая квалификационная категория
МБДОУ «ДСКВ №46» г.Череповец
Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Г.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной планируется в подготовительной группе. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:
- формировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
- научить детей чтению;
- подготовить к письму.
( навык письма мы не формируем, просто проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму). Определим объем знаний, который мы даем по данному разделу:
- Формируем понятие «слово». Слова, обозначающие предмет, действия, признак и слово - предлог.
- Формируем понятие о предложении и его составе.
- Формируем навык звуко-слогового анализа. Это наиболее объемное направление работы.
- Знакомство с буквами. Обучение чтению.
- Работа с текстом.
- Подготовка руки к письму.
1. Понятие «слово».
Формировать понятие «слово» начинаем со старшей группы. Рекомендую вам методику Л.Н.Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Так же дидактические игры и упражнения по данному направлению работы можно взять из книги В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми».
Мы должны сформировать с детьми понятие «слово». Что оно включает? Слово отличается от набора звуков тем, что всегда что-то называет, что-то обозначает. Что могут называть, обозначать слова?
- Слова, называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами: Кто это? Что это?
- Слова, называющие действия и отвечающие на вопрос: Что делает?
- Красивые слова, обозначающие признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как?
- Маленькое слово - предлог.
Эти знания готовят детей к усвоению понятия части речи (существительное, глагол и т.д.).
2. Формирование понятия о предложении и его составе.
Предложение состоит из слов, количество слов в предложении может быть разным, слова в предложении согласуются ( дружат между собой). Из предложения мы узнаем что-то новое. Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические обозначения:
слово – предмет (прямая линия),слово - действие (двойная прямая линия ),слово-признак ( волнистая линия ), точка в конце предложения.
Это конечно, очень сложно и требует большого количества времени и определенного уровня развития детей. Можно использовать просто прямоугольники, которые будут обозначать слово, как составную единицу предложения.
3. Наиболее объемный раздел по подготовке к обучению грамоте - это работа по формированию навыка звуко - слогового анализа. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Что бы подготовить детей к обучению грамоте аналитико - синтетическим звуковым методам необходимо научить их следующему:
1. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные
( гласные — согласные; согласные твердые - мягкие, согласные всегда твердые, согласные всегда мягкие; согласные глухие - звонкие).
- Если трудности в объяснении этих понятий? (если есть - остановиться поподробнее).
- Выделять любые звуки из состава слова, определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Членить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги, а слоги в слова.
Специальная система занятий, которая обеспечивает постепенную подготовку к звуко-слоговому анализу, разработана Г.А. Каше. Она представлена в ее книге «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Ее занятия спланированы с учетом работы по формированию произношения и развитию фонематического восприятия, в системе обучения предусматриваются упражнения направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи.
Вся работа проводится на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, поэтому и буквы в логопедических группах даются в другой последовательности, которая не соответствует алфавиту. Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности:
а) умение выделять начальный гласный звук из состава слова, например , у - утка
- в этом слове первый звук у ;
б) анализ ряда фонем, состоящего из двух трех гласных звуков, например , ау - уа
- аиу и т.д. Дети определяют количество звуков и их порядок.
в) анализ и синтез обратного слога типа ГС. Несколько позднее предлагаются
предложения на выделение гласного из положения после согласного. Потом дети
постепенно овладевают умением выделять первый и последний согласные звуки и
слов типа СГС и упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.
После овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты - гласные звуки, синие
- согласные твердые, зеленые - согласные мягкие). Также можно вводить букву , как обозначение звука и предлагать детям задание в составлении и чтении обратных и прямых слогов. Начинается работа по формированию навыка чтения.
Необходимо научить детей правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение», «гласный звук», « твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Следующая ступень обучения овладение звуко - слоговым анализом слов (сначала слова по типу СГСГ и СГС). Знания детей о звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме теперь мы обозначаем слово, слоги и звуки. Дети узнают, что в каждом слове есть один гласный звук и количество слогов в слове можно определить по количеству гласных звуков. (При необходимости предложить пример полного звуко - слогового анализа слова). Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко - слогового анализа. Выбирайте слова, в которых звучание звуков однозначно и четко, например: мак, лиса. Не стоит брать слова типа остановка, окно, слова с йтированными гласными буквами - я, ю, е,е так как они предполагают звучание двух звуков : йа, йу, йэ, йо.
При объяснении правила: жи, ши пишется с буквой и, а слышится звук [ы], обратите внимание на то, что при звуковом анализе мы анализируем в словах с сочетаниями жи ,ши звук [ы].
- На последующих этапах букварного периода обучения для звуко - слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами, формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами, рекомендуемыми общей методикой обучения. В то же время, учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий, которые служат как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: Катя -мишку. Что бы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несет, моет и т.д.) надо и правильно прочитать слова и понять отношения между ними.
- На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главное, конечно, остается понимание прочитанного. Какие понятия мы даем: название текста, текст (рассказ) состоит из предложений, можно посчитать количество предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов по коррекции звукопроизношения, так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей необходимо обратить на то, что бы ребенок читал, правильно произнося звуки.
- Подготовка руки к письму. Специальное занятие по подготовке руки к письму по программе предусмотрено в подготовительной группе 1 раз в неделю, проводит его воспитатель. Может проводиться как часть коррекционного занятия. Можно вести тетради по подготовке руки к письму с домашними заданиями. В целом, вся работа по развитию мелкой моторики готовит руку ребенка к письму.
Вопросы для обсуждения:
- Какие задания можно предложить ребенку, если после фронтального занятия. Он не усвоил мягкость и твердость согласных звуков.
- Какие игры и упражнения можно использовать в коррекционной работе для развития навыка звуко-слогового анализа.
- Как разграничить понятия звук - буква.
- Как можно посчитать количество слогов в слове.
- Если есть нарушения в написании букв, что можно предложить.
6. Какие упражнения можно предложить для развития навыка слитно-
слогового чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»
Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики ...