Подготовка к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии по теме

Евстратова Наталия Владимировна

Консультация для воспитателей логопедических групп .Раскрывается содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_tema.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

подготовила Евстратова Н.В.

учитель-логопед ,высшая квалификационная категория

МБДОУ «ДСКВ №46» г.Череповец

Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Г.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной планируется в подготовительной группе. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

  1. формировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
  2. научить детей чтению;
  3. подготовить к письму.

( навык письма мы не формируем, просто проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму). Определим объем знаний, который мы даем по данному разделу:

  1. Формируем понятие «слово». Слова, обозначающие предмет, действия, признак и слово - предлог.
  2. Формируем понятие о предложении и его составе.
  3. Формируем навык звуко-слогового анализа.  Это наиболее объемное направление работы.
  4. Знакомство с буквами. Обучение чтению.
  5. Работа с текстом.
  6. Подготовка руки к письму.

1.        Понятие «слово».

Формировать понятие «слово» начинаем со старшей группы. Рекомендую вам методику Л.Н.Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Так же дидактические игры и упражнения по данному направлению работы можно взять из книги В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми».

Мы должны сформировать с детьми понятие «слово». Что оно включает? Слово отличается от набора звуков тем, что всегда что-то называет, что-то обозначает. Что могут называть, обозначать слова?

  1. Слова, называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами: Кто это? Что это?
  2. Слова, называющие действия и отвечающие на вопрос: Что делает?

  1. Красивые слова, обозначающие признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как?
  2. Маленькое слово - предлог.

Эти знания готовят детей к усвоению понятия части речи (существительное, глагол и т.д.).

2.        Формирование понятия о предложении и его составе.

Предложение состоит из слов, количество слов в предложении может быть разным, слова в предложении согласуются ( дружат между собой). Из предложения мы узнаем что-то новое. Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические обозначения:

слово – предмет (прямая линия),слово - действие (двойная прямая линия ),слово-признак ( волнистая линия ), точка в конце предложения.

Это конечно, очень сложно и требует большого количества времени и определенного уровня развития детей. Можно использовать просто прямоугольники, которые будут обозначать слово, как составную единицу предложения.

3. Наиболее объемный раздел по подготовке к обучению грамоте - это работа по формированию навыка звуко - слогового анализа. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Что бы подготовить детей к обучению грамоте аналитико - синтетическим звуковым методам необходимо научить их следующему:

1.        Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные

( гласные — согласные; согласные твердые - мягкие, согласные всегда твердые, согласные всегда мягкие; согласные глухие - звонкие).

-        Если трудности в объяснении этих понятий? (если есть - остановиться поподробнее).

  1. Выделять любые звуки из состава слова, определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
  2. Членить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги, а слоги в слова.

Специальная система занятий, которая обеспечивает постепенную подготовку к звуко-слоговому анализу, разработана Г.А. Каше. Она представлена в ее книге «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Ее занятия спланированы с учетом работы по формированию произношения и развитию фонематического восприятия, в системе обучения предусматриваются упражнения направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи.

Вся работа проводится на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, поэтому и буквы в логопедических группах даются в другой последовательности, которая не соответствует алфавиту. Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности:

а)        умение выделять начальный гласный звук из состава слова, например , у - утка

-        в этом слове первый звук у ;

б)        анализ ряда фонем, состоящего из двух трех гласных звуков, например , ау - уа

-        аиу и т.д. Дети определяют количество звуков и их порядок.

в)        анализ и синтез обратного слога типа ГС. Несколько позднее предлагаются
предложения на выделение гласного из положения после согласного. Потом дети
постепенно овладевают умением выделять первый и последний согласные звуки и
слов типа СГС и упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.

После овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты - гласные звуки, синие

-        согласные твердые, зеленые - согласные мягкие). Также можно вводить букву , как обозначение звука и предлагать детям задание в составлении и чтении обратных и прямых слогов. Начинается работа по формированию навыка чтения.

Необходимо научить детей правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение», «гласный звук», « твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Следующая ступень обучения овладение звуко - слоговым анализом слов (сначала слова по типу СГСГ и СГС). Знания детей о звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме теперь мы обозначаем слово, слоги и звуки. Дети узнают, что в каждом слове есть один гласный звук и количество слогов в слове можно определить по количеству гласных звуков. (При необходимости предложить пример полного звуко - слогового анализа слова). Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко - слогового анализа. Выбирайте слова, в которых звучание звуков однозначно и четко, например: мак, лиса. Не стоит брать слова типа остановка, окно, слова с йтированными гласными буквами - я, ю, е,е так как они предполагают звучание двух звуков : йа, йу, йэ, йо.

При объяснении правила: жи, ши пишется с буквой и, а слышится звук [ы], обратите внимание на то, что при звуковом анализе мы анализируем в словах с сочетаниями жи ,ши звук [ы].

  1. На последующих этапах букварного периода обучения для звуко - слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами, формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами, рекомендуемыми общей методикой обучения. В то же время, учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий, которые служат как для проверки понимания детьми читаемого, так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: Катя -мишку. Что бы правильно подобрать пропущенное слово (катает, несет, моет и т.д.) надо и правильно прочитать слова и понять отношения между ними.
  2. На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главное, конечно, остается понимание прочитанного. Какие понятия мы даем: название текста, текст (рассказ) состоит из предложений, можно посчитать количество предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов по коррекции звукопроизношения, так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей необходимо обратить на то, что бы ребенок читал, правильно произнося звуки.
  3. Подготовка руки к письму. Специальное занятие по подготовке руки к письму по программе предусмотрено в подготовительной группе 1 раз в неделю, проводит его воспитатель. Может проводиться как часть коррекционного занятия. Можно вести тетради по подготовке руки к письму с домашними заданиями. В целом, вся работа по развитию мелкой моторики готовит руку ребенка к письму.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие задания можно предложить ребенку, если после фронтального занятия. Он не усвоил мягкость и твердость согласных звуков.
  2. Какие игры и упражнения можно использовать в коррекционной работе для развития навыка звуко-слогового анализа.
  3. Как разграничить понятия звук - буква.
  4. Как можно посчитать количество слогов в слове.
  5. Если есть нарушения в написании букв, что можно предложить.

6.        Какие упражнения можно предложить для развития навыка слитно-
слогового чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...