"Учимся рассказывать"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Дахова Зара Азаматовна

Представлена консультация для педагогов о некоторых приемах рассказывания с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_rasskazyvat.doc137 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка          пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он        пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты      народных сказок, усваивает последовательность действий.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый                отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища -     кукольный театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее      другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть          игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности       внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям    (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее     характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались                     законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к             составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка,       корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло  произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла  домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок   сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в                рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте    придумать самостоятельный    рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ        взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к       самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому            начинается уже после 5 лет.

Как показал опыт работы, первый вид плана приемлем уже в 5-6 лет.  Дети оказываются в состоянии, опираясь на план, составлять микротекст из трех—пяти предложений после предварительной коллективной отработки фразы по каждому пункту.

Для устранения однообразия в работе по составлению текста               используют различные виды планов, модифицируя их. Так, картинный план можно представить в виде отдельных предметных картинок. Например, по теме «Кошка»  дается такой рассказ: «У кошки были котята. Котята спали на коврике у окна. Однажды на окно влетел петух. Котята испугались и       спрятались под коврик. Кошка набросилась на петуха и выгнала его».

Рассказывая, педагог прикрепляет к доске картинки, обеспечивающие предметную основу для каждого предложения:

Картинный план помогает дошкольникам точно передать содержание рассказа, употребив необходимые глаголы, обозначенные на плане          стрелочками.

По картинному плану можно сочинять сказку. Так, при ознакомлении с новыми овощами и повторении ранее усвоенной информации дошкольники вместе с педагогом придумывают сказку. Ее начало дает педагог,                одновременно выкладывая на доске картинный план:

На кусте висел большой помидор.

Он был важный и хвастливый.

Рядом, на грядке, рос огурец.

Помидор смеялся над огурцом, а тог горько плакал.

Однажды подул сильный ветер, и помидор оказался почти на земле.

Педагог спрашивает: «Что могло случиться дальше?» Дети                  высказывают свои версии. Как бы примитивны они ни были, педагог           одобряет их.

Затем педагог продолжает выкладывать рисунки и уже вместе с детьми заканчивает сказку.

После окончания сказки дети пересказывают ее, ориентируясь на       картинный план.

В качестве плана могут также быть предложены: сюжетная картинка, разрезанная вдоль на части («Признаки зимы»), картинка, изображающая   определенное место, куда последовательно, как на аппликации,                  прикрепляются фигурки предметов, людей («Квартира», «Семья», «Улица»), собственные рисунки детей («Птицы», «Звери»), а также могут                    использоваться мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих    эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично               графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, чем с развивающими, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е.     информацию, как правило, еще не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определенном направлении.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей       работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  1. обогащения словарного запаса,
  2. при обучении составлению рассказов,
  3. при пересказах художественной литературы,
  4. при отгадывании и загадывании загадок,
  5. при заучивании стихов.

Ниже мною будут представлены варианты заданий  по лексической теме «Семья» и сказке «Лягушки – подружки». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Вариант 1. Связный рассказ по серии опорных

картинок (пиктограмм) (приложение 1)

  1. Семья

как зовут тебя, твоих родителей и других членов семьи.

  1. Дом

где ты живешь (в доме, квартире), твой домашний адрес

  1. Сердце

ты любишь своих родителей?

  1. Мама

какая твоя мама, кем она работает

  1. Папа

какой твой папа, кем он работает

  1. Книга, игрушки

что вы делаете, когда собираетесь все вместе

Моя семья (примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Леша. У меня есть мама Наталья Александровна и папа Сергей Павлович. Мы все вместе дружно живем в большой квартире на     пятом этаже. Я очень люблю своих родителей. Они у меня самые лучшие.  Мама моя красивая, добрая, ласковая. Она у меня работает логопедом. А папа мой сильный, строгий, но хороший. Он катает меня на машине. Он работает водителем. Мы любим семьей гулять в парке, смотреть кино и читать книжки. А еще мы здорово вместе играем!

Мнемотехника

Составление графического плана рассказа «Моя семья»

Связь с воспитателем

Рисование: портрет «моей семьи».

Вариант 2. Работа с иллюстрацией

СКАЗКА: «ЛЯГУШКИ-ПОДРУЖКИ» (приложение 2)

Однажды солнечным летним днем две лягушки – подружки нашли  воздушный шарик и стали с ним играть. Они подпрыгивали и перелетали с помощью шара с кочки на кочку. Вдруг на одну кочку упала бабочка. Она очень устала и не могла лететь дальше.

«Давай подарим бабочке наш воздушный шар, ведь ей надо выбраться на берег» - сказала первая лягушка.

«А как же я буду перелетать с кочки на кочку?» - спросила вторая.

В ходе обсуждения:

  1. формировать умение понимать чувства и желания других;
  2. откровенно делиться своими мыслями о решении сложных ситуаций;
  3. учить детей обмениваться эмоциями и мыслями;
  4. учить испытывать положительные чувства друг к другу;

Мнемотехника

Мнемотаблица по сказке «Лягушки-подружки».

Вариант 2. Работа с мнемотаблицей (приложение 3)

Содержание мнемотаблицы:

  1. Солнце                                               солнечным днем
  2. Лягушка                                             две лягушки - подружки
  3. Воздушный шар                                нашли воздушный шар
  4. Девочка, прыгающая на скакалке   подпрыгивали и летали при помощи шара
  5. Болото                                                с кочки на кочку в болоте
  6. Бабочка                                              упала бабочка
  7. Грустное лицо                                   она смертельно устала
  8. Подарки                                             «давай подарим шар»
  9. Знак вопроса                                      придумай конец сказки

В ходе обсуждения:

  1. формировать понимание множества условий и причин возникновения конфликта, а также способов выхода из него;
  2. учить распознавать чувства другого, чтобы идентифицировать себя с другой личностью (персонажем);
  3. учить детей обмениваться эмоциями и мыслями;
  4. развивать способность отстаивать свои интересы.

Вариант 3. Драматизация

Цели и задачи: 

  1. знакомство с героями сказки и содержанием сказки;
  2. набор деталей костюмов героев и оформление сцены для сказки;
  3. развитие воображения путем поисков продолжения сказки;
  4. формирование умения предложить выход или способ поведения в      потенциально конфликтной ситуации;
  5. развитие умения представлять себя в образе героев сказки;
  6. развитие умения использовать невербальные средства экспрессии  (мимика, пантомимика, жесты).

СЦЕНКА

Роли: Автор, лягушка Зеленушка, лягушка Белобрюшка, Бабочка

Маски: две маски лягушек и бабочки

Действие

Автор: Однажды одним солнечным летним днем две лягушки, прогуливаясь по болоту, нашли воздушный шарик.

   Лягушки держаться за руки, идут вприпрыжку, смеются.  Вдруг одна увидела, что на земле лежит воздушный шар. Обрадовалась.

Автор: И стали подружки подпрыгивать и перелетать с кочки на кочку.

    Лягушки, держась за воздушный шар, высоко прыгают через подушки (кочки) и хохочут.

Автор: Вдруг на одну кочку упала бабочка, она была очень уставшей и не могла летать.

   На сцену вылетает бабочка, медленно маша своими крыльями, она ложится на одну из подушек. И вздыхает. Лягушки ее окружают.

Зеленушка: Давай подарим бабочке наш воздушный шар, ведь ей надо выбраться на берег!

Белобрюшка: А как же я буду перелетать с кочки на кочку?!

В ходе обсуждения:

  1. формировать умение понимать чувства и желания других;
  2. учить детей точно осознавать свое настроение;
  3. определять настроение каждого из героев сказки по мимике и жестам актера (с использованием стимульного материала «Настроение»);
  4. анализировать пропущенные и привнесенные детьми в костюм героя элементы и детали;
  5. обсуждать предложенные детьми вербальные реакции и способы      поведения героев в данной ситуации;
  6. обсуждать варианты поведения в случае негативного ответа и            позитивной реакции;
  7. проигрывать возможные варианты развития ситуации при                   использовании позитивного и негативного паттернов поведения;
  8. обязательно привлекать к участию в инсценировке детей,                 предлагающих деструктивные модели поведения, в качестве             персонажа, чьи потребности блокируются ситуацией.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

Развитие связной монологической речи...

Учимся рассказывать

консультация для родителей...

Учимся рассказывать.

Консультация для родителей...

Учимся рассказывать

Обучение рассказыванию влияетна все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе....

Заседание клуба с родителями "Учимся рассказывать играя"

Заседание клуба с родителями "Учимся рассказывать играя"...

Консультация для родителей "Учимся рассказывать"

Консультация для родителей, как дома развивать речь...