Главные вкладки

    Роль семьи в развитии речи детей.
    статья (логопедия, младшая группа) по теме

    Миловацкая Ольга Викторовна

     

    Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь.

    Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.

    Л.С. Выгодский

     

    Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой  аппарат достигнут определённого уровня развития.

    Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие.

     Нормы речевого развития.

     1 год 3 месяца.

    Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую

    инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

    1 год 6 месяцев

     Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

    1 год 9 месяцев

    . Показывает три части тела, использует фразу из двух слов "Мама, ди!"

    - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу". Словарный запас 20 слов.

    2 года.

    На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию "пойди в кухню и принеси чашку", верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

    2 года 6 месяцев

    Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две

    цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях "покажи, кто сидит, кто спит", значение предлогов в привычной конкретной ситуации "на чем ты сидишь?". Правильно произносит звуки: с, з, л.

    3 года.

     Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

    4 года

     В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и

    сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

             К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова "одежда", "овощи", "животные" и т.п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

    Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.

         Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

    Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

    Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

    Правила, которые следует помнить:

    1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.

    2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.

    3.  Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – то же самое, будет делать Ваш малыш.

    4.  Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».

    5.  Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.  

    6.Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

    7. Постоянно  используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».

    8.  Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.

    В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

    Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира.  Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.  Предоставьте ребенку широкие возможности пользоваться  каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на   вкус  и чувствовать   различные элементы окружающего мира.

    Помните,  хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл рекомендации для родителей17.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь.

    Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.

    Л.С. Выгодский

    Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой  аппарат достигнут определённого уровня развития.

    Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие.

     Нормы речевого развития.

     1 год 3 месяца.

    Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую

    инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

    1 год 6 месяцев

     Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

    1 год 9 месяцев

    . Показывает три части тела, использует фразу из двух слов "Мама, ди!"

    - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу". Словарный запас 20 слов.

    2 года.

    На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию "пойди в кухню и принеси чашку", верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

    2 года 6 месяцев

    Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две

    цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях "покажи, кто сидит, кто спит", значение предлогов в привычной конкретной ситуации "на чем ты сидишь?". Правильно произносит звуки: с, з, л.

    3 года.

     Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

    4 года

     В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и

    сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

             К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова "одежда", "овощи", "животные" и т.п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

    Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.

         Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

    Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

    Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

    Правила, которые следует помнить:

    1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.

    2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.

    3.  Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – то же самое, будет делать Ваш малыш.

    4.  Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».

    5.  Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.  

    6.Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

    7. Постоянно  используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».

    8.  Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.

    В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

    Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира.  Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.  Предоставьте ребенку широкие возможности пользоваться  каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на   вкус  и чувствовать   различные элементы окружающего мира.

    Помните,  хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в развитии речи детей

    Данный материал поможет родителям   выявлять неправильное звукопроизношение в определённом возрасте детей и своевремено обращаться за помощью к учителю-логопеду....

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Как правильно помочь ребёнку. Что зависит от родителей....

    Роль семьи в развитии речи детей

    Консультация  для воспитателей детского сада.  Даны знания воспитателям  по  формированию речи  дошкольников. Рекомендации для воспитателей по организации  работы с родит...

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

    Роль семьи в развитии речи детей

    статья консультация...

    Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

    Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...