Формирование артикуляционной базы с помощью игровых приемов
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Проведение артикуляционной гимнастики в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_artikulyacionnoy_bazy.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение фонетической системы родного языка  у детей заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дети могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка.

Чаще вызывают затруднения у детей свистящие (с, сь, з, зь, ц ), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (л, ль, р, рь).

Ребёнку нужно умело и вовремя помочь. Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других – достаточно индивидуальных занятий с воспитателем, родителями. Участие родителей в этой работе обязательно.

Основная цель – включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении  мы сможем развить внимание, память, мыслительные действия, умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль над собственным произношением, учить узнавать и различать звуки, формировать  речедвигательные  навыки.

Для формирования  артикуляционной базы разработан комплекс упражнений. Его рекомендуется проводить систематически, ежедневно по 3-5 минут  несколько раз в день, например, перед утренней зарядкой или перед завтраком. Артикуляционная гимнастика  выполняется перед зеркалом под счёт или под музыку медленно, но по мере овладения упражнениями темп увеличивается. Необходимо добиться четкого, точного, плавного  выполнения движений. Упражнения неуклонно усложняются и расширяются за счёт вновь отобранных. Количество повторений возрастает по мере совершенствования моторики  параллельно  с увеличением темпа движений.

Нужно  добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда. Чтобы занятия приносили ему радость. Длительное пребывание ребёнка в детском саду создаёт благоприятные условия  для проведения систематической работы над звуковой стороной речи.

Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные  упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому используя свой эмпирический опыт и опираясь на ведущую деятельность  детей дошкольного возраста,  я пришла к необходимости поводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. После  обследования я учитывая результаты разрабатываю  индивидуальный план работы и индивидуальный маршрут формирования правильного звукопроизношения. Для того чтобы получали от занятий ещё и положительный  эмоциональный окрас я разработала  игровые приёмы, атрибуты, сказочный сюжет, который в процессе работы может изменяться. На начальном этапе работы  дети внимательно слушают  и выполняют игровые задания (упражнения артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнения для речевого дыхания) . В последствии я стремлюсь сделать ребёнка своим соавтором, чтобы у него развивалась фантазия, творчество. Дети очень активно включаются в работу, ведь игровой сюжет и возможность самому стать участником действия гораздо интереснее простого выполнения упражнений перед зеркалом.

Приведу пример проведения такого занятия.

На столе коврик имитирующий траву, деревянная «железная дорога», из кубиков построенный вокзал, пирон, лес, сказочные  персонажи (крокодил Гена, чебурашка, лошадка, дятел, заяц, гусь, индюк), индивидуальные круглые зеркала.    

- Ребята, давайте сегодня поедем в лес на поиски нужных нам звуков. Смотрите дождь пошёл (упражнение сопряжённой гимнастики «дождик капнул на дорожку» дети вместе с движениями рук произносят т-д, т-д, т-д). Не расстраивайтесь, дождь покапал и прошел, но зато на асфальте появились лужи и мы сейчас их превратим в волшебные зеркала, они нам очень пригодятся. Посмотрите в них, улыбнитесь, а теперь сделайте трубочку (упражнение  «улыбка-трубочка»). Замечательно, но нам нужно спешить, на чём мы сможем добраться на вокзал? (ответы детей). Удобнее и быстрее мы сможем доехать на машине, садитесь подобнее, берите руль и в путь (дети имитируют работу мотора). Но вот неприятность, мы попали в яму, надо выталкивать из неё нашу машину (дети имитируют мышечное усилие, и произносят «дж-ж-ж-ж, дз-з-з-з-з…»). Вытолкнули, молодцы, но что-то случилось у неё странный звук мотора (дети дуют на распластанный язык). Вот и приехали, скорее бегите, садитесь в поезд (пальчиковое упражнение «бег»). Паровоз готов к отправлению  «Ч-Ч-Ч-Ч», поехали (дети работают согнутыми в локтях руками и произносят « т-д, т-д, т-д….». И вот первая остановка «деревня», мы выходить не будем, понаблюдаем в окошко, как вы думаете кого мы сможем здесь увидеть? (ответы детей) . Вот важный индюк (произносим  бл-блл-бл-блл-бл; руками изображаем распушившего перья индюка); вот идёт стая гусей (рукой изображаем гуся, произносим га-га-га, потом ш-ш-ш-ш…). Смотрите, идет корова, а рядом с ней маленький, желтый, пушистый цыплёнок. Они о чём-то беседуют: корова мычит, а цыплёнок …? (дети проговаривают   му-пи-му-пи-меу-пи  (получается  упражнение  «улыбка-трубочка»). Но вот наш поезд готов двигаться дальше;  паровоз  выпускает пар «Ч-Ч-Ч-Ч-Ч»; колеса стучат: «Т-Д-Т-Д-Т-Д» (с изменением  темпа). Мы приближаемся к станции «Лес», поезд остановился, мы выходим на пирон, смотрите кто нас встречает…… (крокодил Гена и чебурашка), пропеваем  мелодию « песенки крокодила Гены» на слоги да (ды , до, ду), а вот и заяц с барабаном, поможем ему играть на барабане: «ада-да-да---ада-да-да-да». А вот приехала лошадка, кто поедет в лес? Садитесь,  поехали (дети цокают язычками). Остановите лошадок « пру-у-у». Прислушайтесь, дятел стучит (из руки согнутой в предплечье дети изображают дерево, другая рука со сложенными четырьмя пальцами, и согнутым указательным изображают дятла).  Артикуляционное упражнение «Дятел». Нашей лошадке очень понравилось, как дятел стучит клювом, ей тоже захотелось поиграть  «Лошадка вторит дятлу». Поехали дальше, смотрите какой красивый грибок, у него есть шляпка и ножка, кто сможет сделать такой грибок (упражнение «грибок»). А вот и весёлая полянка, побегайте по ней, каких только насекомых тут не летает, дети руками изображают насекомых, подражают их гулу.

Весело играть но нужно ехать дальше (дети цокают язычками) ,остановите лошадку смотрите какой замечательный домик, как вы думаете кто в нём живёт? (ответы детей). А в домике жили три медведя, Михайло Потапович  и Мишутка ушли в лес за малиной, Настасья Петровна блины печет и медведей поджидает. Увидела детей очень обрадовалась (упражнение «блинчик на сковородке»). Блинами деток угостила, чай предложила с очень вкусным вареньем из лесных ягод (упражнения «вкусное варенье»; «чашечка»).

Хорошо в гостях, но домой возвращаться пора. Медведица указала самую короткую дорогу на станцию. По дороге нам встретился малинник, мы решили собрать немного малины (упражнение с колючим  ковриком: «Мы малину собираем, очень колется она»).

Ребята, слышите паровоз подаёт нам сигналы, напоминает, что скоро о отправление, нам надо торопиться, побежали (пальчиковое упражнение «человечки»). Прибежали, сели в поезд, поехали (т-д, т-д, т-д, т-д), приехали, выходите на пирон.

- Вам понравилось наше путешествие? Давайте возьмёмся за руки и поблагодарим друг друга за теплую компанию. Подумайте куда мы свами поедем следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

В помощь логопеду. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка....

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?  Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмо...

" Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

ÒРечь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию пра­вильного произношения зву­ков. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­ного общения р...

Закрепление математических знаний на интегрированных физкультурных занятиях при помощи игровых приемов математического содержания.

Данный материал представляет собой описание и значение игровых приемов, которые можно использовать на физкультурных занятиях для закрепления математических знаний у детей подготовительной группы....

в помощь логопеду "Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...