Закрепление математических знаний на интегрированных физкультурных занятиях при помощи игровых приемов математического содержания.
статья по математике (подготовительная группа) по теме

Козлова Татьяна Александровна

Данный материал представляет собой описание и значение игровых приемов, которые можно использовать на физкультурных занятиях для закрепления математических знаний у детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_matematicheskih_znaniy_na_fizkulture.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Т.А.

Воспитатель по физической культуре ГБОУ ВЛГ №1389, д/о 3

г. Москва

Закрепление математических знаний детей подготовительной группы на интегрированных занятиях по физкультуре.

В соответствии с требованиями ФГОС, приоритетным направлением педагогики является личностное развитие ребенка.

Целевые ориентиры Программы, являющейся  предметом регулирования ФГОС в сфере дошкольного образования, предполагают «формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, которые реализуются прежде всего в игре».

В настоящее время методики и технологии переведены с учебно-дидактического уровня на новый игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой.

Представители академической  психо​логии считают, что проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу наиболее важных методических проблем последних десятилетий.

     В дошкольном учреждении формирование элементарных математических представлений проводится на специальных занятиях. Однако поскольку «освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой деятельности воспитанников ДОУ и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» возникает вопрос о качестве усвоения знаний на  занятиях.

Решением данной проблемы могут стать интегрированные занятия физической культурой с использованием игровых приемов математического содержания, поскольку, как отмечает В.Т. Фоменко, «интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики».

Существенной особенностью новой формы занятий является значительное увеличение времени на решение двигательных и интеллектуальных задач без дополнительно  организованных форм занятий и, следовательно, без превышения общих затрат времени на освоение учебной Программы.

Для того чтобы данные интегрированные занятия оказались эффективными, при их проведении необходимо соблюдать следующие условия:

1.      Создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (спокойный и доброжелательный тон речи воспитателя, обеспечение успешности для каждого ребенка).

3.   Смена и чередование видов деятельности с учётом быстрой утомляемости  детей.

4.      Развивающий характер заданий.

5.    Индивидуальный подход с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка.  

Подготовка к проведению интегрированных физкультурных занятий с игровыми  приемами математического содержания строится следующим образом:

  • обсуждение с воспитателем группы раздела математики, который   изучен на занятии  и нуждается в закреплении;
  •  подбор  игровых приемов,  способствующих закреплению знаний, полученных на занятии ФЭМП.

Задания могут иметь как репродуктивную, так  и продуктивную направленность.

Репродуктивные упражнений основаны на воспроизведении  действия  воспитателя в виде образца, алгоритма, инструкции, правила, предписывающих порядок выполнения заданий. Такие упражнения являются основной формой закрепления счета, форм, величины, ориентирования в пространстве и времени.

Для  продуктивных упражнений  характерно использование технологии деятельностного метода, когда способ их выполнения дети частично или полностью должны построить сами.

Воспитатель дает задание, но не сообщает способа его решения. Справиться с решением поставленной задачи дети могут как самостоятельно, так и всей командой, выдвигая идеи, обсуждая их и вынося общее решение.

При выполнении таких упражнений у детей активизируются полученные знания, развивается логика, формируется умение применять имеющиеся знания на практике.

 Помощь воспитателя осуществляется лишь в косвенной форме: одобрение   шагов, которые предпринимают дети, в правильном направлении; напоминание об аналогичных упражнениях, которые выполнялись ранее;  предложение не сдаваться, а подумать ещё и т.п.

Однако следует отметить, что такие упражнения не должны использоваться часто. Это связано с тем, что процесс  решения подобных задач вызывает сильное умственное напряжение у детей, что может привести к усталости дошкольников и потере интереса к выполнению задания.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры с геометрическими фигурами;

3. Игры на ориентирование в пространстве;

4. Игры на ориентирование во времени;

5. Игры на логическое мышление.

Перед применением игрового приема математического содержания необходимо сначала провести актуализацию знаний детей.

Если детям предстоит выбрать из множества заданную цифру или собрать ее из частей (паззл), то перед этим нужно вспомнить, как цифра выглядит, из каких элементов состоит, можно начертить ее рукой в воздухе. А если упражнение будет на ориентирование в пространстве, необходимо вспомнить с детьми, где левая сторона, а где правая и т.п.

Дети должны чувствовать, что главная цель воспитателя – это желание помочь закрепить их знания, а не указать на ошибки.

      Примеры игровых приемов с математическим содержанием:

Разделы математики

Игровой прием на занятии физкультурой

Содержание игры

Назначение игрового приема

Цифры от 1 до 10

«Запутывалка»

«Гиганты и лилипутики»

Прыжки на напольном покрытии «Классики» (цифры расположены в хаотичном порядке) на цифры в заданном порядке.

Определить расстояние до лежащих в отдалении цифр, используя такие мерки, как «гиганты» - шаги-выпады и «лилипутики» - шаги пятка-к-носку.  

Закрепление узнавания и порядка цифр.

Закрепление узнавания цифр, глазомер.

Счет до 20

«Бросай и считай!»

«Хвостики»

Команды бросают через сетку воланы на сторону соперника. Выигрывает команда, у которой меньше воланов.

Ведущий-ребенок выдергивает у убегающих детей заправленные за пояс веревочки-«хвостики». После сигнала «Стоп!» производится подсчет «хвостиков».

Закрепление счета до 20.

Логика

«Достань мяч из лужи»

«Достань мяч/волан с дерева»

Придумать, как с помощью подручных средств достать мяч из «лужи», не наступая в «воду».

Придумать, как с помощью подручных средств достать «мяч/волан» с «дерева».

Развитие логического мышления и умения работать в команде.

Ориентирование в пространстве

«Лабиринт»

«Шаг влево-шаг вправо!»

«Встань передо мной, как лист перед травой!»

Дети, выполняя команды, должны прийти в тот отдел «лабиринта», где находится задуманный воспитателем предмет.

Дети, стоя колонной лицом к воспитателю, выполняют действия по командам: шаг влево, шаг вправо, кругом. Между командами воспитатель задает вопросы или загадки математического содержания.

Дети выполняют действия по командам: встань впереди…, встань позади…, справа от…, слева от…

Закрепление понятий вперед, назад, влево, вправо.

Закрепление понятий влево, вправо.

Закрепление понятий впереди, позади, слева, справа.

Форма

«Найди и коснись»

«Угадай фигуру или тело по описанию»

«Составь геометрическую фигуру»

Квест «Собери фигуру/цифру»

Найти в зале и коснуться чего-то круглого, квадратного, прямоугольного, овального.

Выбрать из множества лежащих на полу карточек с изображением геометрических фигур ту, которую загадал воспитатель.

Составление геометрических фигур из предметов, находящихся в зале.

Дети, выполняя задания, получают фрагмент картинки, на которой изображена цифра или геометрическая фигура. Нужно составить картинку целиком и назвать то, что на ней изображено.

Закрепление понятий круглый, квадратный, прямоугольный, овальный.

Закрепление умения выбирать нужную фигуру по описанию.

Закрепление геометрических форм.

Закрепление узнавания геометрических фигур и цифр.

Сравнение

«Кто больше соберет?»

Эстафеты с пирамидками, кубиками и мячами разных размеров

Одна команда детей собирает в корзину большие по размеру мячи/кубики, вторая команда собирает меньшие.

Дети по очереди подбегают к однородным, но разным по размеру предметам и выбирают самый большой или самый маленький из оставшихся (в зависимости от задания).

Закрепление понятий больший, меньший.

Ориентирование во времени

«Время суток»;

«Дни недели»;

«12 месяцев»,

«Время года»

Дети встают в круг и по очереди называют заданное слово (сначала по порядку, потом с конца, потом с названного времени, потом индивидуально).

Закрепление последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

На первых интегрированных занятиях нужно использовать самые простые задания, а именно:

Счет:

- подсчет атрибутов («хвостов») в подвижной игре «Хвостики»;

- подсчет воланов в подвижной игре «Бросай и считай!»;

      - обратный счет от 10 до 1 в подвижных играх вместо слов «раз, два, три, беги!», адресованных водящему. Интонация при счете может быть торжественной, как при запуске ракеты с космодрома;

- считалка «Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть!

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

На удачу не надейся,

А надейся на себя,

Выбираю я тебя!»;

- считалка «Десять, девять, восемь, семь,

Дед Мороз устал совсем!

Шесть, пять, четыре, три,

Нас на помощь позови!

Выбирай, кто не прочь

Будет дедушке помочь.

Два, один, ты – води!

Форма: «Найди и коснись»; «Угадай фигуру или тело по описанию».

Сравнение: «Кто больше соберет?».

Ориентирование в пространстве: «Шаг влево, шаг вправо!»

Ориентирование во времени: «Время суток»; «Дни недели»; «12 месяцев», «Время года» - по порядку.

После того, как простые игровые приемы начинают выполняться всеми детьми, задания усложняются.

На каждое следующее интегрированное занятие рекомендуется вводить только один сложный игровой прием, иначе дети будут уставать, а нашей целью является поддержание интереса у детей.

Такие задания, как «Лабиринт», «Путаница», «Составь геометрическую фигуру», «Гиганты и лилипутики», «Встань передо мной, как лист перед травой!» или квест «Собери фигуру/цифру», в первое время могут вызывать у  детей серьезные затруднения.

В такие моменты детей необходимо подбадривать и мотивировать заниматься дома с родителями, а также быть более внимательными  на занятиях по математике. К тому же огромным стимулом усваивать знания является желание быть самым успешным в группе и стремление не подвести свою команду.

В конце учебного года можно давать такие задания на развитие логического мышления как «Достань мяч из лужи» и «Достань волан с дерева», когда дети должны спроектировать и осуществить способы возвращения «утерянного» предмета с применением подручного материала, имеющегося в зале.

Методика использования игровых приемов для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях заключается в построении физкультурного занятия таким образом, чтобы знания, полученные детьми на занятиях по математике, стали прочными в результате их практического использования.

Литература:

1.   ФГОС. – М., 2014

2.   Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 1990.

3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. – 368 с.

4. Михайлова З. А., Иоффе Э. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: Детство-Пресс, 2009. – 176 с.

5.   Парамонова А.А. Подготовка детей к школе. - М.: Просвещение, 1998.

6.    Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей              дошкольного возраста / М.П. Перова. – М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ   МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

Повышение интереса детей к физкультурным занятиям с помощью упражнений игрового стретчинга.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.    ...

Формирование элементарных математических знаний через интегрированные занятия

Формирование  элементарных математических знаний через интегрированные занятия.             Работая с детьми и проводя одни и те ...

в помощь логопеду "Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...

"Математика в движении" - презентация опыта работы в интеграции физической культуры с игровыми приемами математического содержания

В современном мире, воспитание здоровой личности – одно из основных требований модернизации системы образования. Меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества реб...