Доклад по теме «Развитие математических представлений с помощью игровых приемов»
статья по математике

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад 11

Доклад по теме

«Развитие математических представлений с помощью игровых приемов»

Воспитатель:        

Полежаева Олеся Валерьевна

г.Боготол

   В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

  В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются: выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий; широкое использование дидактического материала; возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом; выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;  широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности. Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

  Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учётом индивидуальных особенностей детей. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. С возрастом детей упражнения усложняются: они уже состоят из большего числа звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности. 

   Использование такого игрового материала помогает взрослому:

-активизировать умственную деятельность ребенка,

-заинтересовать детей математическим материалом,

-развивать и расширять математические представления,

-закреплять полученные математические знания и умения детей в других видах деятельности.

   Игровой материал является базой для стимуляции и развития у детей математических способностей.

При подборе игр-занятий нужно учитывать:

-психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

-необходимость сбалансированности перегрузки и исключения перегрузок при проведении занятий.

-необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала,

-разнообразные методы обучения, объяснительно-иллюстративный, поисковый, эмоциональной стимуляции.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

   В групповой комнате должно быть всегда открыто, в любое время доступно для детей:

- демонстрационная доска с набором цифр, предметных картинок,

-числовой фриз,

-набор магнитных цифр и математических знаков.

-дидактические плакаты и дидактические игры по математике,

-часы,

-календари различных видов,

-настольные театры по сказкам с большим числом действующих персонажей.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

   

Примеры игр

1. Игры с цифрами и числами

Игра «Поезд»

 Цель: упражнять детей в прямом счёте, определять соседей числа. Задачи: развивать внимание (объём, концентрация, переключаемость), восприятие, мелкую моторику.

Игра «Десятиэтажный дом»

Цель: учить прямому счёту, приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивает способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Игра «Стук-хлоп-топ-шлеп»

Цель: научить детей выполнять действия определенное количество раз,развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), синхронизация полушарий, улучшение работы памяти и мыслительных операций, развитие крупной и мелкой моторики.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РОМАШКИ»

Цель: закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РЫБАЛКА»

Цель: закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел, представление о количественном счёте в пределах 10, представление о графическом изображении числа (цифры)

2. Игры путешествие во времени

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Игра «Когда это бывает»

 Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Игра «Что наступило»

Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Игра «Неделька, стройся»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

3. Игры на ориентирование в пространстве

Дидактическая игра «Кто куда плывет?».

Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развивать умение ориентироваться на плоскости.

Дидактическая игра «Разноцветная рамка».

Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развивать умение ориентироваться на плоскости..

Дидактическая игра "Бабочка".

Цель: развивать умение ориентироваться  на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, пользоваться схемой, закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.

4. Игры с геометрическими фигурами

 «Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

 «Найди и назови фигуру»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

 «Паруса»
Цель игры: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

 «Конструирование по схеме»
Цель игры: развитие логического мышления

5. Игры на логическое мышление

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие математических представлений у детей 4-5 лет в игровых ситуациях"

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поняти...

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возраста на тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастана тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»С самого младенчества взрослы...

Доклад на МО на тему "Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов"

Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов....

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...