Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6_kor_rabota.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени

Система коррекционной работы

Автор методической разработки Орлова Е.В., ГБОУ «Школа № 842»

        Язык является средством людей. Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладение звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: -процесс развития фонематического слуха у ребенка;- процесс произнесения звуков речи. Как педагог, уже достаточно долго занимающийся подготовкой детей к обучению в школе, могу отметить, что умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделяет его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть производить звуко-буквенный анализ слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа.

            К сожалению, на данный момент количество детей с недоразвитием фонематического слуха значительно возросло, если 15 лет назад (по статистике логопунктов) таких детей было примерно 20-25% от общего количества детей, то сейчас их количество увеличилось в 2 раза (примерно 54%).  

        С чем же это связано? На мой взгляд, это связано, с все более возрастающим потоком информации, которая окружает наших детей. Возьмем для примера обычную московскую квартиру, какое огромное количество звуков окружает маленького ребенка с самого рождения. В квартире, как правило одновременно работает несколько телевизоров, компьютер, планшет. Во дворе тоже огромное количество звуков: работающие двигатели машин, звук летающих самолетов и многое другое, прислушайтесь, что же слышит малыш – гул, огромное количество звуков, и ему очень трудно из этого огромного количества, вычленить отдельные звуки, различить речь, соотнести отдельные звуки с артикуляцией.

        И еще одна причина, на мой взгляд, как практикующего педагога, - это то, что родители очень мало стали разговаривать с детьми, как правило включается компьютер или телевизор, и ребенок смотрит мультики или играет в игры, не приставая при этом к родителям, что очень удобно. Но при этом, малыш не получает живого общения. А ведь именно в общении активно формируется речь ребенка, все ее стороны, в том числе и фонематический слух. Таким образом можно сделать вывод, что все вышеперечисленные факторы приводят к нарушению фонематического слуха. Что в дальнейшем мешает овладению детьми словарным запасом и грамматической стороной, тормозит развитие связной речи. Поэтому проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к обучению в школе, особенно у детей с ОНР.

        На сегодняшний день в науке остро стоит проблема неточной терминологии. Различные учёные в своих трудах используют разные термины для обозначения одного и того же понятия. Это касается и фонематических процессов, поэтому нужно сразу определить, что мы под ними понимаем. Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л.С. Волковой, где он определяется так: "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ.

        Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы. Проведя небольшое исследование среди детей 5-7 лет в ОНР 3 степени, я выявила, какие же основные затруднения возникали у детей в восприятии речи. 

        Дети испытывали затруднения при повторении рядов их 3-х слогов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Наиболее успешно выполняли задание при повторении слогов из 2-х элементов со звуками, оппозиционными по твердости - мягкости. Среди ошибок отмечались замены и смешения звуков, изменение структуры ряда, перенос слогов и слов из предыдущего ряда в проговариваемый. При узнавании заданного звука в ряду других звуков ребята справились с заданием, трудности отмечались при узнавании данного звука в ряду слогов. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей.

        Наблюдалось увеличение количества ошибок с уменьшением контрастности звуков. При изучении восприятия слов, похожих по звучанию, дети смогли различить только слова, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении. С заданием на опознание правильного и искаженного звучания слов справилось 30% воспитанников. Они слышали ошибки в произношении слов, если те отличались от их типа ошибок, и правильно определяли нормальное звучание слова. Остальные дети наоборот, не могли указать на ошибку.

        Большинство детей неправильно определили звучание фраз при произнесении слов-паронимов, даже, если произношение звуков было им доступно.

        Таким образом, вышеперечисленные данные позволяют сделать следующие выводы:

        1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.

        2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

        3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

        Как известно, детей данной категории сложно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не "слышат" ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься ни с логопедом, ни дополнительно с педагогом. Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной систематической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий, учитывая, что время, отводимое на коррекционную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада, ограничено.

        Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

        Анализируя литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста, я сделала вывод о том, что многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, В. А. Ковшиков, Г. А. Каше и др.) и комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают:

        окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т. п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

        Анализ данных позволяет установить, что у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отмечается недоразвитие всех функций фонематической системы.

        Исследования показали необходимость осуществления  углубленной работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.

        Перед тем, как начать рассматривать методику развития фонематического восприятия, следует уточнить само понятие «фонематический слух».

        Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О. В. Правдина, Логопедия. Москва. 1973 г., стр. 10) .

        Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л. С. Волкова. Логопедия. Москва- 1989 г., стр., 526,

        Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р-И. Лалаевой, /Логопедия, Волкова Л. С. Москва. 1989г. /

        Термин «фонематическое восприятие» обозначает - «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

        Сказать что-либо нового по формированию фонематических функций у детей дошкольного возраста сложно. При разработке методики коррекции фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи были обобщены методические материалы по развитию этих функций у детей, таких авторов, как Раисы Ивановны Лалаевой, Людмилы Владимировны Лопатиной, Оксаны Семеновны Ушаковой.

        Цель коррекционно-логопедической работы - развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 сепени.

        Коррекционная работа основана на ряде принципов:

        - Принцип дифференцированного подхода.

Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально - психологическими особенностями детей.

        - Онтогенетический принцип.

Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности.

        - Принцип поэтапного формирования умственных действий.

В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи, а затем во внутреннем плане.        

        - Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала.

Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.

        Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются общедидактические принципы: принцип наглядности и доступности материала, принцип сознательного усвоения знаний, принцип активности обучающегося, принцип учета возрастных особенностей ребенка.        Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.         Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направления:        

        1. Развитие слухового внимания и памяти.

        2. Развитие простых форм фонематического анализа.

        3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

        4. Развитие фонематического синтеза.

        5. Развитие фонематических представлений.

        6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

        Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе занятий по развитию речи или обучению грамоте и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей. Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

        I. Развитие слухового внимания и памяти.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

        1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

        - Игра «Отгадай, что я делаю? »

Процедура: Ребенок садится напротив, педагог за ширмой совершает различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.

        - Игра «Парад звуков»

        Необходимый материал:

-картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток)

-звучание этих предметов (магнитофонная запись)

-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.

        Процедура: Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

        - Игра «Сделай так же»

        Необходимый материал: ритмичные музыкальные инструменты: 2 барабана, 2 дудочки, 2 бубна.

        Процедура: Педагог за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

        - Игра «Колокольчик»

        Процедура: Ребенок закрывает глаза, взрослый передвигает колокольчик. Малыш должен показать, где зазвенел колокольчик.

        - Игра «Что говорят животные? »

        Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке; б) фигурки животных.

        Процедура: Педагог имитирует голос какого-либо животного, а ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.

        - Игра «Кто тебя позвал? »

        Процедура: Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

        - Игра «Тихо — громко»

        Процедура: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо) .

        Кричат дети: АУ (громко, АУ (тихо).

        Лает собака: АВ (громко, АВ-АВ (тихо).

        Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

        - Игра «Сделай также».

        Процедура: Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.         А - плачет, кричит девочка

        А - показывают горло врачу

        А - поет певица

        А - качаем малыша

        А - девочка укололась иголкой

        О - удивилась мама

        О - стонет бабушка

        О - поет певица

        О - потягивается папа

        О - кричит охотник в лесу

        У - гудит пароход

        У - звучит дудочка

        У - плачет мальчик

        Процедура: Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

        Взрослый предлагает ребенку сказать, например: МЯУ громко (кот рядом и просит, есть, тихо (кот за дверью, высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, ИА, КУ-КУ и т п.

        2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

        - Игра в лото.

        Процедура: У детей картинки. Педагог называет слова, ребенок должен услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

        - Игра «Запомни и назови».

        Процедура: Взрослый называет 3-4 слова. Ребенок слушает и запоминает слова, названные ему. Затем ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

        - Игра «Запомни и покажи».

        Процедура: На полотне выставлены картинки. Ребенок закрывает глаза. Педагог называет 3-4 картинки, после чего ребенок подходит к доске(столу, мольберту) и выбирает названные картинки.

        - Игра «Подбери слово».

        Процедура: а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

        Шепчет ночью мне на ушко

        Сказки разные. ( перина, подушка, рубашка) .

        Ой. Ребята, верь, не верь -

        От меня сбежала. (кошка, дверь, стенка) .

        Сказала дверь: «Мой дорогой!

        Не открывай меня. » (плечом, коленом, ногой) .

        От грязнули даже стол

        Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал) .

        Две лисички, две сестрички

        Отыскали где-то. (спички, щетку, ножик) .

        Опустела мостовая.

        И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

        Говорила мышка мышке –

        До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки) .

        Сел в машину верный пес.

        У него в чернилах. (лапа, шея, нос) .

        В выходной пошли куда-то

        Мама, папа и. (детишки, ребята, малыши) .

        Катя Лену просит дать

        Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу) .

        а) При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

        б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

        Портфель я выронил из рук.

        Такой большой на ветке. (жук) .

        Шел по лесу шустрый мишка

        На него свалилась. (шишка) .

        Здесь в лесу есть злые звери.

        Запирайте на ночь. (двери) .

        Тише, Танечка, не плачь.

        Не утонет в речке. (мяч) .

        Как-то вечером две мышки Унесли у Пети (книжки) .

        Не полезет Влад на ель,

        У него в руках. (портфель) .

        «Я трудится, не привык! "-

        Отвечает. (грузовик) .

        Мы собрали васильки,

        На головах у нас. (венки) .

        Пес козе принес букет,

        Сытый будет ей. (обед) .

        Ветер, ветер, ты могуч

        Ты гоняешь стаи. (туч) .

        То назад, то вперед

        Может плавать. (пароход) .

        Не дрожи Сережка,

        Это ж наша. (кошка) .

        II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Педагог диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.

Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.

б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3) .

Процедура: Взрослый произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые.

Примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов, взрывные - в закрытых слогах.

а) Определение наличия гласного звука.

б) Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий – глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук. Начинаем обучать детей построению звуковой схемы слова. Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

        3. Фонематический анализ слов.

        Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов. Речевой материал дается в следующей последовательности:

- односложные слова, типа: ус, дом, рис;

- двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

- двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

- двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

- односложные слова со стечением в начале слова: стул;

- односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

- двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

- двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

        В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п.

а) Выделение звука на фоне слова.

        Речевой материал: с учетом вышеизложенной последовательности.

Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

б) Выделение первого ударного гласного из слова.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

Инструкция: Назови первый гласный звук слова:  (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова

- подбери и назови (или картинки, начинающиеся с ударного гласного и т. д.

        в) Вычленение первого согласного звука из слова.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.

Инструкция: Назови первый согласный звук:

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

- обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;

- (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

г) Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.

Процедура: Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Инструкция: Назови последний звук в слове:

- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий, назови его;

- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

Речевой материал: в описанной последовательности (сначала слова, типа: сок, дом, рис).

Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

- подними руку, если в слове «сильный» звук.

- (для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием)

        III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

        1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.

Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду) :

- назови сколько звуков в слове;

- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

- отбери картинки с заданным количеством звуков;

- отстучи количество звуков в слове;

- напиши цифрой (палочками, сколько звуков в слове);

- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Логопед предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.

Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:

- послушай слово и назови слово по

- выложи цветными фишками слово;

- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: Найди место звука в слове;

- назови картинку, места звука слове;

- отбери картинки, в названии которых звук стоит на 2 (3, 4) месте;

- назови место звука в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- назови «соседа справа» звука. (вариант: «сосед слева», соседей) ;

- назови, после какого звука стоит звук. (вариант: перед каким звуком) ;

- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

-составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами) ;

- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, последний) ;

- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;

- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме, объясни почему;

- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

        IV. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: потом, затем).

Инструкция: Назови слово, которое я загадала.

        V. Развитие фонематических представлений

Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Процедура: Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Инструкция: Придумай слово со звуком:

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

        VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик) .

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса) .

4. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор. ;

- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;.

- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот- (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах) .

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й, получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

        Условия предъявления материала постепенно усложняла: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами. В коррекционном процессе активно использовала наглядно-игровые средства, предложенные Т.Б. Уваровой: "Мистер Бокли", "Волшебные бусы", "Загадки Курочки Рябы", "Друзья-коллекционеры", "Вазы и цветы". Некоторые игровые упражнения были модифицированы и видоизменены.

        Применяемые комплексы приемов и упражнений с использованием наглядных средств, способствовали более успешному решению задач по развитию фонематического восприятия, высших психических функций, слухового внимания и памяти, координации движений, тонкой моторики.

        Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у воспитанников улучшился фонематический слух, они стали свободно отличать дефектную речь от правильной. Научились дифференцировать сходные фонемы на слух и в произношении, наиболее близкие по акустическим признакам, стали хорошо воспроизводить звуковые, слоговые ряды и ряды слов, определять голос по тембру, интонации, силе; успешно проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры. Также заметно улучшились все показатели речевой деятельности, отмечалась более успешная динамика процесса автоматизации звуков. Дети стали с большим удовольствием приходить на занятия, активно принимать участия, с удовольствием ждали новых игр и упражнений.

Список литературы:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Опорные конспекты 16 занятий /Н.С. Варенцова. - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998. - 38 с.

2. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с.70-83.

3. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями/ Н.М. Миронова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

4. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т.Б. Уварова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед") (3).

5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет/ Ушакова О.С.-М.: ТЦ Сфера, 2011. -272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Конспекты сюжетно-игровых занятий и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные формы работы инструктора по физической культуре ДОО в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста....

"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"

Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Использование игровых приемов в обучении пению детей старшего дошкольного возраста.

Одним из самых доступных и самых любимых  детьми видов музыкальной деятельности является пение.  Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача – научить детей любить песню...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...